Найти тему
Москва, любовь моя

Загородный дворец Елизаветы Петровны: Почти утраченное творение Бартоломео Растрелли

Сегодня - рассказ об истории одного здания. Да ещё какого! О его существовании не подозревала до недавнего времени. Оно как будто специально спряталось от посторонних глаз в густой зелени деревьев.

Его официальное название - "Загородный дворец Елизаветы Петровны", младшей дочери Петра I и Екатерины I.

Луи Токке. Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1756.
Луи Токке. Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1756.

Императорская резиденция первой половины 18 века работы самого Бартоломео Растрелли.

-3

Звучит невероятно и очень многообещающе. На самом деле, всё гораздо сложнее. А от дворца Растрелли сегодня мало что сохранилось.

Начнём с того, что подмосковное село Покровское-Рубцово известно ещё с 16 века: здесь была вотчина Романовых, земли обширные - берега Яузы, Сокольники, богатые охотничьи угодья. От всего этого сегодня остался лишь маленький кусочек парка вокруг дворца.

Елизавета Петровна жила здесь в те времена, когда она ещё не была императрицей. Дворец тогда был деревянный и мало похож на тот, что мы видим сегодня. Он перешёл ей от матери, Екатерины I. А корона тогда перешла 13-летнему Петру II, который забросил книги, перебрался в Москву и не хотел думать ни о чём, кроме охоты.

Елизавете он приходился племянником, она была старше всего на шесть лет и тоже увлекалась охотой. Одно время даже ходили слухи о влюблённости молодого императора в свою прекрасную тётку. А как было не влюбиться в эту прелестную молодую девушку - весёлую, добрую, умную? А уж красавицу... Вот как они выезжали верхом на охоту:

В.А. Серов "Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту". 1900.
В.А. Серов "Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту". 1900.

Но вскоре их пути разошлись. А зимой 1730 Пётр II скоропостижно скончался от оспы.

Взошедшая на трон Анна Иоанновна видела в Елизавете, дочери Петра (и своей двоюродной сестре), опасную соперницу. Несмотря на то, что Елизавета не интересовалась политикой, она была отослана в Москву и за ней велось постоянное наблюдение. Но для неё ссылка не была в тягость. Ей нравилась жизнь вдали от столицы и двора. В своём любимом дворце она жила весело и беззаботно, устраивая балы, охоты и меняя наряды, насколько позволяли скромные средства, отпускаемые на содержание её маленького двора.

Елизавета любила Москву, любила этот дворец. Поэтому как только стала императрицей, по её указу на месте пострадавшего от пожара деревянного дворца Растрелли построил новый дворец. Он был уже в камне. Растрелли добавил второй этаж и устроил в центре двусветный бальный зал.

Интерьеры дворца при Елизавете Петровне были выполнены в модном тогда восточном стиле "шинуазри" (фр. chinoiserie, "китайщина"). Вокруг дворца был разбит прекрасный парк с всевозможными увеселениями: качелями, каруселями, огромной деревянной горкой для зимних катаний.

У здания было два фасада, щедро украшенных роскошным барочным декором. Тот фасад, что мы видим сегодня, был парковым. Перед ним был небольшой пруд, через который Растрелли перекинул мостик. А главный фасад украшали две лестницы в форме подковы:

-7

Этот фасад исчез после того, как в 1860 прямо под окнами дворца, буквально в нескольких метрах от него - это просто удивительно - прошла Казанская железная дорога:

-8

Но это случится ещё не скоро. Став императрицей в 1741, Елизавета часто бывала в этом дворце. Именно здесь зимой 1744 она устроила знакомство своего племянника, которого назначила наследником престола, с его невестой, никому не известной немецкой принцессой Августой Софией Фредерикой Ангальт-Цербстской, будущей императрицей Екатериной II. Может быть поэтому Екатерина, в отличие от Елизаветы, этот дворец не жаловала. Взойдя на трон, она сделала парк общедоступным местом отдыха и развлечений.

Затем в течение нескольких десятилетий здание занимали казармы.

В 1860 там прошла железная дорога.

В 1872 дворец перешёл к Покровской общине сестёр милосердия. Здание было полностью перестроено под руководством архитектора Петра Скоморошенко: был надстроен третий этаж, пристроены крылечки в модном тогда пседорусском стиле, появились боковые крылья, изменён декор фасадов - таким оно и дошло до нашего времени.

А от барочного декора Растрелли сегодня уже ничего не осталось.

Кроме одного - вот этих окон, расчищенных реставраторами - в них подпотолочные арки декора бального зала дворца Растрелли:

-10

Они расположены в лекционном зале - помещении над бальным залом, в котором при сёстрах милосердия был храм - расчищен фрагмент настенных росписей:

Теперь здесь лекционный зал - просторный и светлый, свет льётся сверху через восемь окон круглого купола:

-12

Сейчас, в лекционном зале, эти арки Растрелли находятся на уровне пола:

-13

А при Елизавете в расположенном на втором этаже бальном зале эти арки находились под самым потолком (третьего этажа у Растрелли не было, его надстроили в 19 веке).

В советские годы внутри дворца были размещены коммунальные квартиры, и это окончательно уничтожило его интерьеры. Люди жили там в перегороженных комнатах вплоть до 1960-х.

В 1992 у здания началась новая жизнь: в нём расположился Научно-исследовательский институт реставрации.

Так что судьба загородного дворца Елизаветы Петровны в надёжных руках. Конечно, китайских интерьеров нет и в помине. Сегодня здесь офисные кабинеты и реставрационные мастерские.

Нам не только рассказали, как работают художники-реставраторы, но и показали их работу, например, как ультрафиолетовое излучение помогает увидеть позднейшие слои краски на полотне:

Или вот, например, как реставрируется это боевое знамя, которое участвовало в боях Русско-турецкой войны в 1856 году:

-17

Оно сделано из плотного переливающегося шёлка - муара, и восстанавливается, как мозаика, буквально по кусочкам:

-18

На шёлк нанесён золотой вензель Николая I:

-19

Художники работают, а буквально под окнами их мастерских каждые пять минут проносятся поезда...

Адрес: ул. Гастелло, д. 44, стр. 1.