В своей работе с учениками начальной (и не только) школы я использую так называемую "Копилку игр". Это подборка подвижных игр без предметов (или с малым количеством инвентаря), направленных на воспитание быстроты, выносливости и ловкости. Не "кладу" в "Копилку" игры с мячом, малоподвижные и сюжетные игры, игры на внимание и эстафеты. Для них "копилки" другие. О том, что остаётся, судите сами.
"Медвежата на льдине". Рассказываю детям, что много маленьких медвежат разбежались по большой льдине, а два взрослых медведя должны их собрать. Пара водящих ("медведи"), взявшись за руки, догоняют остальных игроков ("медвежат"). Когда один "медвежонок" пойман, его отводят к учителю. Второй пойманный "медвежонок" образует ещё одну пару водящих с первым ("медвежата" помогают "медведям"). Пойманные игроки образуют новые пары. Игра длится до момента поимки последнего "медвежонка".
"Салки - липкие пенёчки". Один из вариантов игр с осаливанием. Игрок, которого осалил водящий, превращается в "липкий пенёчек". Он присаживается на корточки и может салить других игроков. С места "пенёчку" сходить нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не превратятся в "липкие пенёчки".
"Волк во рву". Чертится мелом или выкладывается разметочной лентой полоса шириной 80-100 см. Это "ров", в котором сидит водящий - "волк". С одной стороны рва дом, где живут "овцы" (все остальные игроки), с другой стороны - луг с очень вкусной травой. По сигналу учителя: "Овцы на луг!", игроки бегут на "луг", перепрыгивая через "ров". Водящий пытается их осалить. Те игроки, которые наступили на "ров" или были осалены "волком", выбывают из игры. По команде "Овцы домой" игроки с луга перебегают в дом, опять-таки перепрыгивая через ров. Водящий может быть не один.
"Леопард и обезьяны". Размечаются три площадки: "джунгли" (гимнастическая стенка), "саванна" (подальше от гимнастической стенки) и "логово леопарда" (наоборот, поближе). Когда учитель говорит "День!", игроки - "обезьяны" бегут в "саванну", где прыгают, бегают и веселятся. "Ночь!" - игроки должны вернуться в "джунгли" и залезть на деревья (гимнастическую стенку). Водящий - "леопард" пытается осалить игроков, пока их ноги на полу.
"Невод". Выбирается один водящий - "рыбак". Остальные игроки - "рыбки". Когда водящий догоняет и осаливает игрока, они берутся за руки. Догоняют следующего - также включают в цепочку. Цепочку - "невод" разрывать нельзя. Игра длится до тех пор, пока не поймана последняя "рыбка".
"Два Мороза". Выбирается два водящих - "Морозы". Они становятся на среднюю линию зала. По очереди представляются (главное, чтобы громко): "Я Мороз - Красный нос, я Мороз - Синий нос". Как только водящие это произнесли, остальные игроки (которые располагаются за лицевой линией зал) хором отвечают: "Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз". После этих слов перебегают за противоположенную лицевую линию. "Морозы" пытаются их осалить. Далее возможны разные варианты. "Осаленные" игроки могут выбывать из игры, могут быть "заморожены", а потом "разморожены" (перебегающий игрок касается их рукой) при повторной игре. "Морозы" могут быть неограничены в передвижениях или ограничиваться какой-то площадью (например, зоной нападения по волейбольной разметке).
"Колдунчики". Схожая по своей схеме с предыдущей игра. Водящие - "колдуны" (может быть один или несколько) осаливают - "заколдовывают" игроков касанием руки. Свободные игроки могут "расколдовать" осаленных также касанием руки. Игру можно проводить в командной форме (но это, скорее, для более старших детей, чем 1 класс).
"Кошки-мышки". Игроки образуют круг, взявшись за руки. Выбирается двое водящих. Водящий - "кошка" пытается догнать водящего - "мышку". Оба игрока бегают с внешней стороны круга, образованного остальными детьми. Игроки, которые образуют круг, помогают "мышке" (поднимают руки "домиком", чтобы "мышка" смогла пробежать через круг) и мешают "кошке" (приседают, чтобы "кошка" не вошла в круг или не вырвалась из него). Водящих лучше почаще менять.
"Воробьи и вороны". Участники делятся на две команды. Одна команда будет «воробьями», другая — «воронами». Команды размещаются друг напротив друга на расстоянии 2-3 метра. По команде учителя «Воробьи!» команда воробьёв должна броситься догонять команду ворон, а по команде «Вороны!» — наоборот. Игра продолжается, пока догоняющая команда не переловит всех игроков убегающей. Хитрость заключается в том, что водящий произносит команды по слогам медленно: «Вооо — роооо — ... НЫ!» или «Воооо — рооооо — ... БЬИ!», поэтому до самого последнего момента игроки не знают, догонять им или убегать. А ещё, для усложнения игры можно выстроить команды спиной друг к другу. Тогда убегать будет легко, а догонять — трудно.
"К своим флажкам". Играющие делятся на группы по 6—8 человек и становятся в кружки в разных местах площадки (зала). В центре каждого кружка — водящий с флажком в поднятой руке (флажки разного цвета). По первому сигналу учителя все, кроме держащих флажки, разбегаются по площадке, по второму сигналу — приседают и закрывают глаза, отвернувшись от водящих. Дети с флажками в это время меняются местами. По команде руководителя: «Все к своим флажкам!» — играющие открывают глаза, ищут свой флажок, бегут и строятся вокруг него. Побеждает группа, быстрее других образовавшая кружок.
Эти 10 подвижных игр составляют основу "Копилки" в 1 классе. В принципе, "Копилка" непостоянна. С каким-то классом я не успеваю выучить даже 5-6 игр, с каким-то приступаем к изучению игр 2, а то и 3 класса.