Разберем на примере каждую из причин.
Представьте, что вы с ребенком находитесь в дельфинарии. Во время шоу тренер проводит аукцион: один из зрителей может покататься на лодке в бассейне с дельфинами. Сами дельфины повезут лодку по волнам.
Начальная цена - 300 р. Начинается ажиотаж, каждый хочет, чтобы именно его ребенка покатали дельфины.
Одна из причин, почему людям не хватает денег – эмоции. Хочется здесь и сейчас получить новые впечатления. Рациональность покупки выключается, и они начинают повышать цену: 500 р. за лодку, 1000, 2000, 3000…
Потребность получить все и сразу толкает людей брать кредиты, залезать в долговые ямы. Они не могут отложить деньги, впадают в некую апатию, из-за того, что не могут себе что-то позволить.
Вторая причина – желание, чтобы все увидели какой ты, потребность доказать свое превосходство, значимость перед окружающим. Им крайне важно, что о них подумают люди, они готовы за это платить.
Как это проявляется: мужчина покупает «Мерседес» в кредит, но не ездит на нем, потому что денег на бензин не хватает. Это реальная история. Или родители покупают школьникам айфоны последней модели, потому что их ребенок «ничем не хуже других».
А в случае с дельфинами, женщина кричит свою цену – 6000р! Аукцион закончен. Она сделала это и вот говорит своей дочери лет 7, чтобы она шла на сцену и садилась в лодку…
А девочка не хочет. Ей страшно. Это было не ее желание, это маме было важно показать, какая она «крутая».
Билет уже выкуплен, мать отправляет кататься вторую дочь -подростка. 1 минута «славы» и лодка снова причаливает к берегу.
6000 р. за 1 минуту, возможно, оно и стоило бы того, если бы не один факт:
Более приятная альтернатива.
За 3500 р. в том же дельфинарии можно поплавать с дельфинами в бассейне в течении 15 минут.
Третья причина безденежья – отсутствие знаний по финансовой грамотности.
Имея в месяц, зарплату в 60 000 р.:
- один человек умудряется заниматься инвестированием и получает дополнительный доход.
- а другой занимает 5 000 р. до зарплаты, потому что ему не хватило.
Условия жизни одинаковые, количество членов семьи тоже. Разница лишь в том, как эти люди относятся к деньгам. И я сейчас не про посылы во вселенную или аффирмации, а про рациональный анализ и распределение месячного бюджета.
Работая с финансами более 10 лет, вижу, что у 98% клиентов находятся «финансовые дыры». То есть места, куда тратятся деньги в пустую.
Однажды девушка сказала мне, что она купила подписку на все онлайн-кинотеатры, потому что так ей удобней смотреть сериалы и не запоминать, где какой она смотрит. Около 4000 р. в месяц она тратит только на кино. Это 48 000 р. в год. И это очевидный пример нерационального вложения средств.
Чаще все намного сложнее, поэтому люди сами не видят, куда уходят деньги.
С уважением, автор: магистр психологии, эксперт в области коммуникаций, продаж, переговоров - психологии общения Эльвира Дьяченко. Опыт работы с 2013 г. Автор мотивационного ежедневника «Мой путь к успеху».
Автор в социальных сетях:
Личная страница в ВК - https://vk.com/id60066002
Профессиональное сообщество - https://vk.com/prodvizheniedyachenko
Сообщество по психологии: https://vk.com/opsihologii_prosto