Эта статья посвящена одной из проблем так называемых женских жанров — романтического фэнтези и любовного романа. Женскими эти жанры называют потому, что пишут такие книги преимущественно женщины и читают тоже в основном женщины.
Поэтому статья будет ориентирована на женскую аудиторию. И если вас не интересуют эти жанры, а то и вовсе от них коробит, то почитайте другие статьи на канале, их более 600. В ином случае, вероятно, вы со мной будете в чём-то категорически не согласны. Но учтите, что я вас честно предупредила и спорить с теми, кто пришёл в комментарии просто высказать своё «фу», я не буду. Вопросы, размышления — это, пожалуйста, а негатив оставьте себе.
В настоящее время во многих произведениях женской прозы встречается приём, когда автор-женщина пишет от первого лица, но не только главной героини, но и её партнёра-мужчины. Главы иногда чередуются, иногда в тексте есть только несколько вставок от лица мужчины. Несмотря на распространённость этого приёма, можно услышать нарекания, особенно со стороны читателей-мужчин (почему они читают произведения, ориентированные на женщин, — это совсем другой вопрос). Суть этих нареканий и возмущений в том, что женщины не понимают мужскую психологию, мужчины так не думают, так не чувствуют и т. д. Можно было бы напомнить, что о мыслях и чувствах женщин писали многие классики прошлого, в том числе Л. Толстой, Н. В. Гоголь в «Ревизоре», О. Бальзак и др. Они, точно, хорошо разбирались в женской психологии? Но сейчас не об этом.
Да, речь идёт именно о повествовании от первого лица мужчины. Зачем такое нужно? Это хорошо работающий приём, но предварительно несколько общих замечаний.
Есть один важный и даже глобальный вопрос. Что является главной задачей художественной литературы: реалистичное отражение жизни во всех её проявлениях или ответ на вопросы читателей? Вы скажете, что и то и другое важно. Но что в приоритете? Если бы приоритетной была первая задача, то не существовало бы таких жанров, как фантастика и фэнтези. А они существуют и, кстати, предоставляют автору широкие возможности для ответа на сложные жизненные и даже философские вопросы.
Вот и в романтическом фэнтези, и в любовном романе женщины и девушки хотят не просто следить за развитием сюжета, а найти ответы на важные для себя вопросы об отношениях мужчины и женщины.
Думаю, многие женщины желали бы иногда заглянуть в голову мужчины. Почему это так важно? Психология-то у нас разная, нередко приходится только гадать, о чём думает наш визави-мужчина, а на прямой вопрос вовсе не всегда последует прямой ответ. Да и не умеют, и не любят женщины задавать прямые вопросы. Будут маяться неизвестностью и надумывать себе всякое-разное, накручивать себя, а напрямую спросить побоятся или постесняются. А мужчины вообще иногда теряются от некоторых женских вопросов. Вот, пример.
Парень провожает девушку домой и как-то скомкано прощается и быстро уходит. Девушка в растерянности и думает, что она сделала не так, что сказала такого обидного? Почему он ушёл так внезапно, даже в щёчку не поцеловал, как бывало раньше?
А парень торопливо уходит и думает, что в последнее время ему всё сложнее сдерживаться, так непреодолимо хочется поцеловать девушку пылко и страстно. И не только поцеловать. Он с трудом, но
сопротивляется, потому что боится, что такая красавица обидится и его оттолкнёт. Единственный выход в этом состоянии — сбежать.
Вот здесь автор и предоставляет читательницам возможность не только заглянуть в голову герою, но и добавляет интриги. Читательницы начинают гадать, когда же парень решится рассказать о своих чувствах? Когда же героиня заметит эти чувства? И как дальше будут развиваться их отношения, если оба влюблены, но смотрят в разные стороны?
К тому же, что немаловажно, читательницы получат ответы и на свои жизненные вопросы, разъяснение, возможно, когда сложившейся в их жизни ситуации. Кто-то скажет: это нереалистично. Зато интересно и полезно. Кстати, а так ли уж нереалистично?
Ещё другой пример, когда читательницам полезно заглянуть в голову герою-мужчине. Это момент принятия решений. Это очень сложный, часто мучительный процесс. Причём мужчины мучаются этой проблемой чаще, потому что женщины более импульсивны, их поведение более спонтанно. Они нередко совершают поступок по наитию, не успев даже помучаться проблемой выбора. Женщины во многом живут чувствами, поэтому часто не понимают мужчину. Впрочем, мужчина женщину не понимает ещё чаще.
В книге, даже если она написана от лица женщины, мужчине-герою тоже приходится делать выбор. Это сложная психологическая ситуация придает произведению остроты. Но так как героиня не видит ее подоплёки, то мотивация партнёра ей бывает непонятна. Читательницам, кстати, тоже.
Например, что выберет герой — трон и женитьбу на принцессе соседнего государства или жизнь с возлюбленной и отказ от наследства? Отправится мужчина спасать мир, который нуждается в своём герое, или же останется дома и будет готовиться к свадьбе с любимой девушкой? Которая, кстати, в противном случае будет думать, что её избранник — бессердечный эгоист, променявший любовь на власть и славу.
Как читатели смогут узнать, что героиня неправа, и сохранить симпатию к герою? А он — фигура в любовном романе не менее значимая, чем героиня. А некоторые авторы считают, что даже более значимая, так как его действия и поступки двигают сюжет, от его решений зависит судьба героини. К тому же читательницы нередко влюбляются в ярких, интересных и благородных героев, что книге только на пользу.
Вот и в этом случае многие авторы используют приём вставных глав от лица мужчины. И не только в этом. В повествовании могут быть самые разные ситуации, когда нужно показать мысли другого персонажа. Конечно, здесь важно и мастерство автора, и знание психологии, причём не только мужской. Ведь, рассказывая о том, что думает герой, писательница должна ответить на вопросы, которые важны для читательниц. В том числе на те вопросы, что они хотели бы задать и своим мужчинам, но не решаются, да и не ожидают ответа. А тут автор предоставляет им уникальную возможность покопаться в мужской голове.
Ну, и понятно, что в произведении, написанном от третьего лица, таких проблем не возникает. Но и там автору приходится как-то описывать мысли и чувства персонажей противоположного пола. И не факт, что такое описание в формате «от третьего лица» будет удачнее, достовернее и проще.