Я давно собиралась посетить этот спектакль. Мне хотелось обязательно побывать в ложе и смотреть на волшебство сцены кулуарно.
Мне повезло, в ложе было занято лишь одно кресло, улыбчивый джентльмен, украдкой вытирающий свой выдающийся нос белым платком, практически слился с креслом. Я заняла кресло по середине и листала программку.
- Вы любите оперу? – мужчина убрал свой платок в карман и пальцем ткнул в сцену.
- Я люблю театр, люблю когда талантливо…
- Древнее искусство, идеально для человеческой души. Однако, разрешите представится Якоб Леви Морено.
- Мое удивление не знает границ.
Мужчина чуть оторвал тело от кресла, раскланиваясь. Я рассмотрела его с большим пристрастием. Ну что ж, он был сед, полноват, глаза чуть навыкате, в целом портретное сходство с известным румынским по происхождению и американским по гражданству психологом-социологом было поразительным. Было только одно НО… психолог умер в 70-е годы 20 века. Видимо, перед мной его преданный поклонник, который слегка переборщил со своим восхищением и теперь страдает раздвоением личности. Тем временем мужчина продолжал:
- Ну не все же сидеть дома. Кроме книг, есть и другие удовольствия. Так что вам более всего нравится в театре? Драматургия? Ощущение присутствия? Быть может соучастие?
Я решила подыграть человеку и его образу.
- Как говорил Шекспир: жизнь - театр, а люди в нем – актеры. В театре переживать определенные эмоции получается безопаснее, чем в жизни.
- Как верно подмечено. Слышали вы когда-нибудь о методе психодраме?
- Да, я сталкивалась с ней в профессиональной плоскости. Занятный метод.
- А что вам более всего в нем привлекло?
- На меня произвел впечатление эксперимент «случай с Барбарой», когда вы предложили пациентки выплескивать свои непринятые субличности на сцене.
- Вы оцениваете ее потребность во вульгарности субличностью?
- Да, я интерпретирую этот случай именно так. Для меня это возможность помочь клиентку разрешить себе быть и таким тоже, через демонстрацию под прикрытием.
- Однако, интересно вы преподносите. Знаете, чтобы это было успешным методом, необходимо иметь в доступе и все наиболее значимые элементы психодрамы: сцена, зрители; директор, протагонист, вспомогательные Я; самопрезентация, обмен ролями; инсайт-в-действии. Протагонистом была Барбара, а все остальные были организованы мной. Ради каждого клиента так делать затруднительно, конечно.
- Остается уповать на группу, в которой режиссер, то есть вы, распределите роли и воссоздадите атмосферу.
- Ну да, ну да…. Но все же лучше учитывать разнообразие метода:
театр конфликта (аксиодрама); непосредственный театр, импровизация, раскрывающая творческие способности с помощью воображения; терапевтический театр, в котором люди играют самих себя; театр творения, основанный на самоактуализации каждого человека.
- Прекрасная книга, труд «Театр спонтанности», прочла на одном дыхании.
-Спасибо, старику приятно слышать столько лестный отзыв от молодого поколения. А вы сами пробовали метод?
- По средствам своего воображения, я выпускаю самые смелые свои фантазии и достраиваю их, никогда не знаю куда они меня приведут, но всякий раз получаю некое откровение о себе и своих переживаниях.
- То есть все происходит лишь в вашей голове, дорогая? – он облокотился на спинку кресла и заглянул мне в лицо, пытаясь понять шучу я или в серьез.
- Женщины в своих фантазиях проживают десятки, сотни вариаций своей жизни, воссоздавая вариации развития случившихся в реальности событий и еще тысячи, которым не суждено никогда случится. Чем смелее ты так мечтаешь, тем лучше узнаешь себя.
- Быть может. Мужчине сложно это понять… Как бы мы не были похожи в своем строении, мы разные. – он замолча, а потом задумчиво произнес – это должно быть невроятно увлекательно, придумывать сотни жизней, где один герой, но реализует себя по-разному. Может быть чертовски весело..- Мужчина встал и направился к выходу из ложи.
- Мне надо прогуляться, дорогая. Навряд ли я вернусь. Опера не мой жанр. Создатель драмы не любит драму. Я уже написал свои пожелания в завещании, чтобы на моем надгробии начертали: «Здесь лежит человек, который принёс в психотерапию шутку и смех».
- Мне кажется идеально. Лучше не скажешь. – я улыбнулась старику – Мне было приятно поговорить с вами. «Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе» и Психодрама – библия психологов вне времени.
- Ох вы и соблазнительница, дорогая. – он улыбнулся, глаза его заблестели, - не откажешь вам в умении сделать комплимент, расчувствовался в конец. Для меня психология была всегда больше, чем наука. Это вся моя жизнь. Без возможности описывать, изучать психологию – нет смысла жить….
Он достал снова платок из кармана своего пиджака, протер глаза и вышел…
Кем бы ни был этот человек, но он явно досконально изучил биографию ученого. Якоб Морено воспринимал свою деятельность как творчество, и в 1974 году, после серии инсультов, когда он не смог вернуться к делам, он отказался от пищи и тихо ушел 14 мая. Завещание было исполнено, на его могиле жизнеутверждающая эпитафия его же авторства… «…принес в психотерапию шутку и смех»…..