Найти тему
Лариса Чебатуркина

Грешная и святая любовь Абеляра и Элоизы

Судьба Элоизы и Абеляра не может не потрясать. Их эпистолярная история остается шедевром жанра. Правда, известной сейчас лишь ограниченному кругу ценителей филологической старины.

Абеляр и Элоиза впервые встретились, когда Элоизе исполнилось 14 лет и она, выпускница монастыря в Аржантейле, поселилась в доме своего дяди, каноника Фульбера. Своей учёностью девушка превосходила всех своих ровесниц. Однако дядя в порыве неуёмного тщеславия решает нанять ей учителя богословия. В свою очередь сорокалетний красавец Абеляр ищет возможности более близкого знакомства с образованной красавицей: “Я завязал знакомство с дядей девушки при содействии некоторых из его друзей. Они предложили ему взять меня к себе в дом нахлебником за цену, которую он сам назначит, ведь дом его находился неподалёку от моей школы…" Фульбер любил деньги, то есть был жаден до них, и такой поворот его вполне устраивал. К тому же, он ещё и страстно желал предоставить своей племяннице возможность дальнейшего совершенствования в изучении наук. "Потворствуя двум этим его страстям, - пишет Абеляр,- я без труда добился его согласия и достиг желаемого”.

События развивались весьма предсказуемо. Как пишет Абеляр: “Сначала мы были объединены проживанием под одной крышей, затем нас соединило сердце”. Страсть была взаимной. Связанный обетом безбрачия богослов и непорочная девушка без рассуждений расстались с невинностью. Элоиза без смущения писала: “Есть ли на всем свете хоть одна королева или принцесса, которая не позавидовала бы тем восторгам, которые я испытывала в постели с ним?” Абеляр же даже во время лекций не в силах был не думать о своей возлюбленной, обрывал недосказанную фразу с мечтательной улыбкой и, как сам впоследствии признавался, часто “повторял на лекциях эхо прежних слов”.

-2

О страстной любви, вскоре догадывается Фульбер. Спасаясь от его гнева Абеляр перевозит Элоизу к своей тетке Дионисии в Бретань. Там, юная беглянка рождает сына – Астролябия. Вернувшись в Париж, уступая настойчивым просьбам дяди Элоиза вступает в брак с Абеляром, обвенчавшись с ним в одной из парижских церквей. По договоренности Абеляра с Фульбером, брак должен был оставаться в тайне для того, чтобы философ мог беспрепятственно продолжать чтение своих лекций в кафедральной школе Парижа. Однако Фульбер, пытаясь восстановить доброе имя Элоизы (и своё собственное), нарушает этот договор. В ответ на такое вероломство, Абеляр вновь увозит Элоизу из дома и временно помещает ее в женский монастырь Аржантейль, где она воспитывалась в детстве. Фульбер вне себя от гнева. Он решает, что Абеляр насильно постриг Элоизу в монахини для того, чтобы она никому не досталась кроме него. Рассерженный дядюшка подкупает наемных людей, приказывая им изувечить Абеляра, оскопив его. Потрясенная произошедшим Элоиза добровольно принимает постриг.

-3

Как справлялись они со своей безнадёжной горечью?

Абеляр чисто по-мужски. Как говорит один литературный персонаж: “нервы в кулачок и делай, что должно”.

Каждый с головой ушёл в свои занятия.

Оказавшись в монастыре в положении несправедливо обвинённого и оскорблённого человека, лишённого любимой женщины, Пьер Абеляр не опустил руки.  Прожив некоторое время в затворничестве, он возобновил чтение лекций, уступив многочисленным просьбам своих студентов. Ещё более углубился в богословие. Он считал понимание обязательным условием веры – понимаю, чтобы верить”. Жизнь продолжала наносить удары философу-бунтарю, оставшемуся непобеждённым. Часто, находя противоречия в теологических текстах, Пьер Абеляр давал им собственное толкование, отличающееся от общепринятого.  Что, конечно же, навлекало на Абеляра гнев ортодоксов, и однажды он был изгнан из монастыря.  Но нашел пристанище в пустынной местности на Сене близ Ножана, где к нему – учителю, ведущему к истине, присоединились сотни учеников. Благодаря им он через некоторое время получил аббатство. Один из монастырей аббатства им был отдан Элоизе с её монахинями. Он оказывал ей помощь в управлении делами и писал ей письма. Где как не в письмах в то далекое время, могли люди высказаться наиболее полно, наиболее искренне? Их переписка – образец духовного родства, любви и откровенности. “Мерой любви является любовь без меры” (Пьер Абеляр)

-4

Абеляр умер в 1142 году. Он завещал свое тело "той, кому оно по праву принадлежало", – Элоизе, чтобы она распорядилась им “по собственному усмотрению”. Тело было похоронено в Параклете, и, выполняя волю покойного, аббатиса каждый день молилась об успокоении души своего возлюбленного. На двадцать втором году этих ежедневных молитв Элоиза (как и Пьер, в 63 года) умерла. Когда открыли могилу, чтобы положить в неё тело Элоизы, Абеляр "открыл свои объятия, чтобы принять в них супругу" Но может быть, это только легенда, хотя и очень красивая.

-5

На одном из домиков для священнослужителей собора Нотр-Дам-де-Пари до сих пор красуется надпись: “Здесь жили Элоиза с Абеляром. Искренние возлюбленные. Драгоценные образцы для подражания. Год 1118”.