"Ты настоящая, ты настоящая"… звучало радио в моей машине… Легко ли это, понимать и знать, какой я настоящий? И что это вообще такое «настоящий Я»?
Одна из частых тем, с которыми приходят клиенты – понять себя, понять, чего хочется именно мне.
Когда ребёнок рождается, он ещё ничего про себя не знает и не умеет понимать свои потребности. Единственное, что он ощущает в случае любого дефицита – некий дискомфорт, о котором и сообщает плачем.
Именно поэтому так важно, чтобы рядом всегда был чуткий и «сонастроенный» взрослый. Умеющий отличать состояния и потребности ребёнка и помогать их удовлетворять. А также отражать, буквально отзеркаливать малышу то, какой он есть, каковы его эмоции и что они означают.
Если у взрослого у самого нет проблем с пониманием себя, то и с отражением ребёнку не возникнет особых сложностей. Тогда малыш, подрастая, будет всё лучше распознавать сигналы своих потребностей (эмоции) и учиться их удовлетворять. А также будет узнавать многое про себя. Если, подрастая, его будут принимать с любыми проявлениями, невзирая на то, соответствуют они ожиданиям родителей или нет – то он счастливчик.
И тут не про отсутствие правил и норм поведения, их тоже ребёнку важно прививать. А про то, как важно разрешать «Быть» любым эмоциям и индивидуальным особенностям ребёнка. Не запихивая его в свои взрослые представления о том, каким он должен быть.
Кому повезло иметь рядом такого взрослого/взрослых – вряд ли обратиться к специалисту с ощущением внутренней пустоты или непониманием, какой он есть на самом деле.
Приходят те, кому повезло меньше. И нас таких много. В том числе среди самих психологов.
И, если получается задержаться в работе подольше, происходит постепенное добирание этого необходимого, с психологом. Отражение того, какой ты, обучение распознаванию эмоций и сигналов своего тела. Постепенное, неторопливое узнавание себя и своих возможностей. Расширение вариантов того, как можно поступать.
Неторопливое – потому, что человеческий детёныш не рождается полностью самостоятельным и всё умеющим. Чтобы получить многие навыки и сформировать представление о себе в детстве нужны годы. Во взрослом возрасте, чтобы пройти некоторые «не пройденные» тогда темы, может и не нужны десятки лет, но за пару месяцев это тоже не проскочить, как правило.
Автор: Владимирова Анна Владимировна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru