Найти тему
Вечерний Тришин

Странная гибель президента Ирана. Будет ли Тегеран и дальше сотрудничать с Москвой?

Оглавление

В последнее время Иран выступал для России в роли страны, которая готова оказывать серьезную военную поддержку. Чего только стоят первые дроны «Герани» или иранские «Шахед-136». Однако смерть Ибрахима Раиси спутала карты всем игрокам. Сразу было понятно, что гибель иранского лидера выгодна США и Израилю. И хотя в Иране пока отрицают версию диверсии, нельзя исключать, что отношение с Россией будут несколько подпорчены.

Вообще, нужно понимать, что иранская политика – довольно тонкая и сложная материя, которая по большей части зависит от духовного лидера. Также в Иране есть своя оппозиция, которая также может претендовать на президентскую гонку.

Незапланированные выборы в Иране

Стоит отметить, что эксперты не исключают гибель Ибрахима Раиси из-за внутреннего противостояния. Мы видим только поверхность иранской политической жизни, но и в этой стране есть свои серьезные силы, которые могут претендовать на высокие посты. Конечно, изначально считается, что власть в Тегеране принадлежит духовному лидеру.

Вместе с тем временные власти уже объявили о регистрации кандидатов в президенты. Причем заявки будут подавать с 28 мая, а всенародное голосование пройдет 28 июня. Удивительно, что после гибели президента удалось так быстро организовать новые выборы.

В настоящее время республикой фактически управляет первый вице-президент Мохаммад Мохбер. И это хорошая новость, так как ранее именно он отвечал за налаживание связей между Ираном и Россией в сфере поставок дронов и вооружений. Другое дело, что сейчас в борьбу за власть включаются местные кланы. Эксперты не исключают, что президентский пост займет протеже верховного лидера.

Мохаммад Мохбер является противником США и ранее выступал за разработку ядерного оружия. Интересно, что у него имеется несколько высших образований, в том числе Мохаммад получил докторскую степень. То есть человек довольно образованный и дальновидный. И к России он всегда относился лояльно.

Обсуждать его послужной список не имеет смысла. Нам это неинтересно, да и не особо влияет на расстановку политических сил. Вероятно, что Мохаммад также будет зарегистрирован кандидатом на пост президента. Вопрос лишь в том, насколько у него сильная поддержка? Иран – дело тонкое, где политические вопросы решаются на уровне кланов.

-2

Будет ли Тегеран сотрудничать с Москвой?

Пока никаких изменений во внешней политике Ирана не наблюдается, и это еще одна хорошая новость. Все же нужно понимать, что Ирану выгодно сотрудничать с Россией, обмениваться технологиями и торговать. Востоковеды считают, что пост иранского главы может занять малоизвестный человек. Дело в том, что президент Ирана не может быть популярнее и выше духовного лидера.

По сути, даже сейчас в Тегеране правит не Мохаммад, а Али Хаменеи. Правда, ему уже 84 года, поэтому вряд ли он сможет долго удерживать ситуацию в своих руках. При этом население Ирана по большей части радикальное и очень консервативное. Сейчас они могут выбрать из числа претендентов, которые будут вести жесткую риторику по отношению к своим злостным врагам – США и Израилю.

В Иране очень интересно устроена вертикаль власти:

1. Духовный лидер отвечает за управление государством и все важные вопросы. При этом Али Хаменеи с 1989 года фактически управляет Ираном.

2. Президент лишь отвечает за те задачи, которые ставит духовный лидер. По сути, это лишь инструмент исполнительной власти. Его возможности сильно ограничены внутренними законами.

С большей долей вероятности отношения между Ираном и Россией останутся на прежнем уровне. Другое дело, что иранская политика может сильно измениться в отношении к США, Израилю и ряду других стран.

-3

Гибель президента Ирана напугала весь мир

Шутка ли, когда погибает глава государства, способного влиять на многие экономические и политические процессы на Ближнем Востоке. Нет, конечно, не стоило ожидать, что Иран тут же объявит войну Израилю или пойдет на другие опрометчивые решения. Тегеран всегда проводил сдержанную политику, хотя и не без агрессивной риторики. Сейчас Иран явно не готов в одиночку противостоять американцам и их сателлитам.

Не удивлюсь, если гибель президента связана с реальной диверсией, но ее пытаются не афишировать, чтобы не обострять ситуацию. Слишком много в этой катастрофе странных вещей и несостыковок. Например, тот же американский вертолет, который якобы не имел нормального обслуживания.

Можно понять ошибку пилотов, но нельзя понять, почему два остальных вертолета улетели с места катастрофы. Кроме того, первый борт с иранским лидером даже не успел подать аварийный сигнал «SOS», что также довольно странно.

Пока официального заключения экспертов не было, но многие страны уже напряглись. Главное, чтобы в Иране не началась открытая борьба за власть, которая может привести к более плачевным последствиям.