Разработки в области авиационной техники и двигателестроения после Великой Отечественной войны привели к решению заказать разработку нового дальнемагистрального бомбардировщика, предназначен для замены Ту-16 «Барсук».
Главным конструктором был назначен Дмитрий Марков. Его задачей было создание нового двухдвигательного дальнего бомбардировщика, который мог бы выполнять и разведывательные функции; он должен преодолевать звуковой барьер в течение короткого промежутка времени. Он получил в бюро обозначение Ту-105.
Марков выбрал низкорасположенное крыло. Фюзеляж был цельнометаллическим и изготавливался из алюминиевого сплава, с добавлением стального алюминия АК-8 и магниевых сплавов MЛ5-74 для дополнительной прочности. Герметичная кабина была установлена в носовой части фюзеляжа и в ней размещался экипаж из трех человек - пилот, штурман и оператор. В задней части фюзеляжа располагался бомбовый отсек. В качестве альтернативы на ракетоносцах устанавливалась ракета класса «воздух-земля». На разведывательном варианте Ту-22Р вместо них устанавливались фотоаппараты.
Топливо перевозилось в баках, семь из которых были установлены в фюзеляже, а двенадцать - в крыльях, которые состояли из центральной секции с четырьмя внешними, съемными коробками. В задней части фюзеляжа находился контейнер для двух парашютов, используемых при посадке самолета. Самой необычной особенностью самолета было расположение его двигателей, которые были установлены над задней частью фюзеляжа по обеим сторонам. Двигатели были турбореактивными РД-7, разработанные Петром Колесовым из Рыбинского моторостроительного конструкторского бюро имени Добрынина. Сначала, использовались ТРД-ВД7М со статической тягой 16000 кг, но позже их заменили на РД-7НД. что позволило увеличить мощность до 16500 кг. Обычная бомбовая нагрузка составляла три тонны.
Инженеры и техники завода завершили работу над прототипом в феврале 1958 года. После переброски автомобильным транспортом в Жуковский, сборки и наземных испытаний, состоялся первый полет 21 июля, причем Юрий Алашеев совершил свой последний полет . Самолет оказался сложным и трудноуправляемым в некоторых режимах. На высоких дозвуковых скоростях положение двигателя вызывало сильную турбулентность. Плохой круговой обзор при посадке и высокая посадочная скорость, привело к необходимости увеличению длины взлетно-посадочной полосы.
Незадолго до этого Ту-105А, второй прототип, совершил свой первый полет 7 сентября 1959 года, первый самолет был потерян в результате аварии во время летных испытаний, три члена экипажа, включая Алашеева погибли. Впоследствии он был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).
В 1959 году по заказу ВВС самолет был запущен в производство на казанском заводе под обозначением Ту-22. В Казани с 1959 по 1969 год было построено 311 самолетов.
Ту-22 получил кодовое название НАТО «Blinder». Поступление на вооружение началось в 1962 году.
Ту-22 был оснащен системой дозаправки в полете. По мере того, как в 1980-х годах шли переговоры по ДЗПРМ, Ту-22 были выведены из категории стратегических путем демонтажа оборудования для сокращения дальности полета. В условиях эксплуатации Ту-22 мог быть переоборудован из бомбардировщика в разведчик и наоборот. В начале 1980-х годов некоторые самолеты были модифицированы до Ту-22РДМ путем установки радиотехнического оборудования.
Ту-22 имел одну оборонительную пушку Р-23 установленной в хвосте, которая управлялась дистанционно из кабины. Максимальная скорость Ту-22 составляла 1610 км/ч. Рабочий потолок составлял 13 500 м.. К началу 1990-х годов большинство Ту-22 было выведено из эксплуатации. Некоторые Ту-22Р и -22У были поставлены на экспорт: девять из них были поставлены в Ирак в середине 1960-х гг, а семь - в Ливию.
Поддержите канал – поставьте лайк