В данном конкретном чтении из Деяний апостолов мы видим, как апостол Павел передает свое духовное наследие пресвитерам Эфеса в эмоциональной прощальной речи в приморском городе Милете. Наша Церковь в своей мудрости избрала этот отрывок для чтения сегодня, в честь святых отцов Первого Вселенского Синода. Это связано с тем, что святые отцы приняли близко к сердцу эти слова святого Павла в своей жизни, и мы сегодня отмечаем эту верность.
Наше приложение:
Апостол три года подряд оставался в Ефесе, трудясь над основанием одной из крупнейших церквей в Азии. По завершении своего третьего апостольского путешествия он отправился в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пятидесятницу. По пути он остановился в прибрежном городе Милете. Там он пригласил пресвитеров соседней Ефесской церкви на встречу. Павел знал, что видит их в последний раз, и поэтому хотел укрепить их в нелегком пастырском и миссионерском труде, а также попрощаться с Церковью, для которой он так долго трудился.
Святой Павел в своем обращении сказал пресвитерам, которые так долго ждали встречи с ним: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Божию, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (стих 28). Этими словами он призывает пресвитеров к более глубокой бдительности: заботиться о себе и о людях, которые находятся под их опекой. Давайте рассмотрим этот отрывок подробнее:
Во-первых, берегите себя - это напоминание о том, что они должны быть образцом веры и чистой жизни. Чтобы они претворяли в жизнь то, о чем Павел проповедовал день и ночь в течение трех лет (стих 31). Пастыри Церкви должны следить за тем, как они сами живут, потому что жизнь, ориентиВознесение Господне - это видимый знак примирения Бога с нами, а также прославления нашей человеческой природы. Это примирение и наше прославление было достигнуто через воплощение Сына и Слова Божия, Его учение, добровольные страсти, славное Воскресение, завершившееся Вознесением на небо.
Вознесение описано евангелистами Марком и Лукой, а также в Деяниях апостолов. Что касается времени этого события, то в книге Деяний говорится, что оно произошло через сорок дней после воскресения Иисуса Христа из мертвых. Господь оставался на земле в течение всего этого времени, чтобы Его ученики могли в полной мере осознать, что воскресение действительно произошло. При этом стоит отметить, что в течение этих сорока дней Господь не был со Своими учениками постоянно, что позволило им свыкнуться с мыслью о прекращении Его пребывания на земле. Что касается того, как это происходило, то, согласно описанию в библейских текстах, это был акт приспособления Христа к нашей человеческой природе. По мнению отцов Церкви, это было сравнимо с принятием пищи воскресшим Господом, что должно было убедить учеников в том, что перед ними стоит не дух.
После грехопадения и выхода из райского наслаждения мы не были приведены к прославлению, а, напротив, оказались в плену тления и смерти. Находясь на пути к подобию Божьему, мы оказались в искаженном образе Его под властью дьявольского греха. Но Бог, как ласковый Отец, Сам предпринял наше спасение через воплощение Своего Сына и Слова, чтобы Своей Крестной Жертвой и Воскресением из мертвых освободить нас от уз греха и смерти.
Наше продвижение к совершенству и наша неспособность достичь его - это не события, которые разворачиваются вдали, в отсутствие Бога. Своей великой любовью к нам, которая тождественна Его любви и несотворенной энергии Божественной благодати, Бог хотел вызволить нас из заблуждения и вернуть к познанию истины. Именно для того, чтобы восстановить нашу падшую природу и спасти ее от греха и смерти, Бог задумал наше спасение и воплотил этот замысел в жизнь.
Этот план Божественного провидения включал в себя воплощение, страсти, воскресение и кульминацию в виде вознесения, ознаменовавшего завершение миссии Христа в мире. Следует уточнить, что вознесение Господа не означает Его отсутствия на небе во время пребывания на земле, как и воплощение не означает прекращения Его божественности.
План Божественного провидения не предусматривал простого возвращения человеческой природы в ее добезусловное состояние. Он не просто искупает последствия грехопадения, но достигает конечной цели - возвращает нас на путь становления по подобию Божию. Вознесение, таким образом, является венцом дела Божественного провидения, поскольку оно завершает Божий план нашего спасения, оставляя за каждым из нас в отдельности право выбора этого пути.
Завершение дела Иисуса Христа Вознесением знаменует наступление новой эры, которая открывается Пятидесятницей и длится до Второго пришествия. Период от Пятидесятницы и далее является завершающим этапом Божественного Промысла, хотя и не представляет собой конца, так как он также движется к концу, к Последним Вещам. Церковь Христова под водительством Святого Духа сохраняет и передает откровение во Христе и одновременно утверждает его историческую истину. Это откровение, представленное материальными средствами и историческими фактами, не ограничивается ими, не сдерживается непосредственностью мира, но выходит за его пределы и делает возможной трансцендентность мира.
Христос не отсутствует телесно, но присутствует в Церкви в Духе Святом. Он соединяется с миром через таинство Божественной Евхаристии, которая становится мистической встречей между нами и Богом и одновременно предвещает наступление Второго пришествия.
В одном из своих рассуждений о Вознесении Господнем святитель Иоанн Златоуст отмечает: По существу, Вознесение знаменует собой примирение Бога с человечеством. Раньше этого не было не потому, что Бог нас ненавидел, а потому, что мы были равнодушны и неблагодарны к Нему. И изменение произошло не благодаря нашим достижениям, не благодаря тому, что мы изменили свое отношение и поведение, а благодаря безмерной любви и заинтересованности Бога... Теперь, с Вознесением, мы, недостойные обитать в раю, мы, упавшие до того, что не были достойны жить здесь, на земле, и поэтому были поглощены потопом, за исключением семьи Ноя, мы, недостойные, теперь возносимся на небо.
рованная на Евангелие, вдохновит других христиан следовать за ними, и таким образом все будут духовно расти.
Во-вторых, пастыри Церкви должны внимательно следить за своей паствой, которую им доверил Святой Дух. Люди должны быть научены правильным доктринам веры. Они должны быть защищены от людей, которые бродят как волки, уводя верующих от Церкви нечестивыми словами и путями. Святой Павел был глубоко обеспокоен этим, так как знал, что после его ухода эти волки будут охотиться на верующих в Ефесе. Он понимал, что некоторые из этих обманщиков будут среди самих ефесян! Вот почему пастырь всегда должен быть заинтересован в спасении своего народа, Церкви Христовой. Ведь, как указывает св. апостол Павел, Христос отдал Свою драгоценную Кровь за Свою Церковь (см. стих 28).
Как много заботы нужно, братья и сестры, чтобы каждый из нас не попал в пасть дьяволу-волку и его помощникам. Различными способами они пытаются оторвать нас от единой Святой Церкви Христовой. Искажая догматы веры или используя антихристианские идеи, они стремятся разделить нас и отвлечь христиан от осознания того, где находится их спасение. Христос, как мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении, молился в Гефсимании о том, чтобы верующие пребывали в единстве (Ин. 17:11). К этому стремился и апостол Павел: чтобы верующие были едины со Христом. Цель волков - разделить нас и забрать людей себе.
В заключение Апостольского чтения автор книги Деяний приводит очень трогательную сцену: После окончания речи Павел вверяет своих духовных детей Божьей защите (см. стих 32), а сам опускается на колени (и все пресвитеры вместе с ним) и молится за всех (см. стих 36).
Руководствуясь такими прекрасными примерами, давайте сделаем все возможное, чтобы сохранить верность Церкви. Пусть все мы вверим себя и друг друга Христу, Всемогущему и Милосердному Богу, молясь о Церкви всеми силами души. Аминь.