Найти тему
KisTochka

Дневник Роксоланы-Хюррем: секреты красоты и ухода за собой. Колдовство или простые техники?..

Сегодня многие высказывают догадки, каким образом султанше Хюррем удавалось так надежно удерживать внимание султана Сулеймана. Кто-то представляет ее как женщину неописуемой природной красоты, кто-то наоборот – ведь до нас дошли лишь более поздние ее портреты, не прижизненные. А значит – художественные фантазии. Сегодня мы тоже пофантазируем: как могла бы рассказать об уходе за собой сама Хюррем, если бы имела возможность вести что-то вроде современного бьюти-блога? Рассказала бы она свой секрет?

В гареме сотни наложниц, да еще законные жены. Так было всегда. И если бы я с самого начала делала ставку на то, как покрасивее нанести сурьму да помягче умаслить кожу – у меня не было бы шанса даже на вторую ночь с падишахом, не говоря уж обо всей жизни рядом с ним. Я вряд ли прослыву самой красивой женщиной в гареме: сюда стекаются торговые пути со всего мира, и уж конечно самые лучшие наложницы ослепительной природной красоты. Можно было бы отчаиваться по этому поводу, но, как и из всего вокруг, стараюсь извлечь из этого пользу: сколько девушек из разных мест – столько и рецептов улучшения внешности, способов нравиться. Стараюсь узнавать эту информацию и запоминать. А девушки и рады услужить любимой женщине падишаха, рассказывают даже больше, чем нужно.

-2

Настоящая красота неуловима, как свежий ветер с моря. Ее трудно описать, но она там, где ее легко заметить: когда ты вроде бы делаешь как все, но в чем-то совершенно по-своему. Здесь всегда подчеркивали, что я чужестранка: слишком светлая кожа, резковатые черты, светлые глаза; но я быстро переняла их восточную холеность и мягкость. Здесь принято прятать взгляд, принимать кроткий вид и при выходе прятать лицо; я же – «радость приносящая», не стеснялась улыбок и смеха, сиянья глаз; а когда султан стал приглашать меня на встречи с послами – я не стала прятать лицо, но вела себя очень почтительно и дипломатично. Меня стали уважать во всем мире, а значит, такой и запомнят, умной и открытой к разговору.

-3

Я умею шить и подбирать ткани, а уж в их выборе мне отказа нет: привезут и изготовят любые, и шелковые бархатные, и атласные, и рельефная чатма, и с серебряными нитями, и богатые красные, и муслин. Это позволяет умело сочетать гаремные традиции и собственное представление о выгодном крое нарядов. Многие девушки просят меня пошить и для них, и иногда я делаю это: ничто не покоряет сердца одурманенных соперничеством женщин лучше, чем помощь в создании красивой одежды…

Здесь меня многие считают чародейкой, заколдовавшей султана какими-то заговорами. Но все мое колдовство – умение подмечать, запоминать и использовать любые работающие способы, которые можно применить себе на пользу. Это же касается и красоты.

Например, сейчас мне доступно гораздо больше благ, чем простым наложницам. Я живу в роскошных палатах, где может бывать и султан, мне могут приготовить любые сладости по моему заказу, а при желании и особенную еду. Но я теперь правоверная мусульманка, и подчеркнуто соблюдаю все предписания в еде, все посты. Ем скромно, и теми же порциями, что и ранее. Кисломолочные продукты, рыба, овощи и зелень, чаи и отвары. Мясо и курица, крупы – реже, в отличие от большинства женщин в гареме, злоупотребляющих рисом и сливочным маслом. Это позволяет не растолстеть, как некоторые жены европейских послов и правителей.

Мне нравится, как принято ухаживать за собой в гареме: через хамам. Это долгий и расслабляющий процесс, который позволяет не только иметь красивую кожу и волосы и хорошо пахнуть. Но еще и заботиться о состоянии мышц, сердца, о правильном дыхании, иметь возможность насладиться собой и успеть подумать о многом перед встречей с султаном, о том, как отвлечь его от забот, или напротив – настроить на выгодное решение той или иной задачи.

Я хочу быть для него живительным источником, без которого он не сможет жить. Мне очень помогает в этом чуть уловимый запах лаванды, который сопровождает меня везде. Многие думают, это случайность, но я-то знаю, как расслабляет этот аромат. Эфирное масло розы прошу, чтобы доставляли мне всегда, оно мне необходимо для нанесения на закрытые участки тела: в области талии и внутренней поверхности бедер. Еще я часто использую жасмин, этот аромат напоминает мне о детстве.

Собирая информацию о красоте по крупицам: из книг и от людей, я не стремлюсь ею делиться с другими. У меня есть целая комната для хранения мазей, благовоний, кремов, притираний, красящей косметики, но туда имеют доступ только отдельные девушки, не имеющие права никому ничего рассказывать. Многие эти составы привезены издалека, или подарены мне. Там же хранится и книга с записями рецептов красоты. Люблю ее перелистывать, но о ее существовании никто, кроме служанок, не знает. Целебные травы и целебные грязевые составы – их тоже привозят по моей просьбе из Египта и других мест. Ах да! Мои девушки, занятые приготовлением мазей, иногда читают над ними какие-то народные заклинания. Но я не отношусь к этому всерьез, гораздо важнее, что они кладут в состав: за этим слежу.

А как я люблю духи!!! Некоторые мне дарит султан, принимаю их с восторгом и благоговением! Он выбирает для подарка самые дорогие, в шикарных флаконах, которые сами по себе имеют огромную ценность. Некоторые я выбираю сама, предпочитаю густые и теплые цветочные ароматы. Иногда их мне дарит Египетская принцесса. Она достойный знаток не только благовоний, но и рецептов красоты. Я отвечаю ей тем же.

-4

Зато у нас – истинные знатоки по изготовлению косметики. Именно в Османскую империю съезжаются специалисты по изготовлению косметических средств, чтобы заработать побольше, и именно султанский гарем может себе позволить все новинки. Теперь я могу позволить принимать таких понравившихся специалистов на службу.

В моих покоях каких только флаконов не встретишь. Стоят и огромные кувшины: с водой, настоянной на серебре, с грязями из Египта…

-5

Уходу за собой я уделяю большую часть дня. У меня в покоях много зеркал, и это позволяет хорошо представлять, чему сегодня нужно уделить особое внимание.

Ежедневный уход – это следить за белизной кожи (умывание специальными составами и защита от солнца); за белизной зубов (чищу зубы палочками «мисвак», плюс ополаскиватели из отваров трав, мяты или мелиссы), ополаскиваю водой с медом и уксусом, чтобы не было болезней зубов; за выразительностью бровей и глаз – сурьма и басма или хна. Обязательны ванночки для ног, для легкости походки, - с кипарисовым маслом, морской солью и лепестками цветов. Регулярно мне удаляют волоски на коже карамелью – скатанными шариками. Это довольно больно. Но мои девушки знают некоторые секреты, как смягчить боль. У наложниц смягчение боли не используется, считается, чем отчаяннее кричит девушка во время «катания» шариков по волоскам, тем она более страстная, такие ценятся. К счастью, мне в гареме уже не нужно этого делать при посторонних.

-6

Вода, которой я буду мыться в хамаме, настаивается на фиалках и гибискусе. Она смягчает волосы и кожу, наряду с масками из глины. После распаривания и подсушивания кожи обязательно используют кесе из разных волокон шелка. Пока меня ею массируют, кожа начинает раскрываться, происходит микропилинг, кожа начинает блестеть, умягчается, становится гладкой. Ароматное мыло поставляется во дворец регулярно, оно бывает в виде цветов и фруктов, и им приятно пользоваться. Но мылом заканчивать процедуры нельзя: нужно нанести на волосы смягчающий крем из лепестков гибискуса и мальвы, густой, как желе. Особенно – на кончики волос. До всех этих процедур можно было использовать состав для роста волос и их яркости: порошок хны с перемолотой кожурой грецкого ореха и высушенных листьев инжира.

Массаж – отдельная история. Обученные этому искусству специалисты творят с телом настоящие чудеса, делая его одновременно и расслабленным, и отдохнувшим.

Питательные и ухаживающие крема после основного ухода – это уже отдельный выбор каждого дня. Самые разнообразные жирные масла (чаще оливковое, кунжутное), пчелиный воск – как основа, добавки – фиалка, корица, гвоздика. Лучше всего наносить крем после умывания розовой водой. Остальные секреты не расскажу. Они не известны никому во дворце.

О том, как я ухаживаю за собой, в гареме ходят настоящие легенды. Да, я действительно испытываю удовольствие от того, как много ароматных и целебных составов мне доступно. Но основа, как и прежде, - регулярность и труд, уверенность в себе. Даже когда у тебя все тело закрыто одеждами до кончиков ногтей, твою энергию ухоженности и обаяния все равно чувствуют, а твою решимость быть лучшей – уважают.