Сия же есть жизнь вечная: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).
Наше приложение:
Евангельское чтение воскресенья Отцов - это часть первосвященнической молитвы Господа, которую Он обратил к Отцу Небесному незадолго до своего ареста в Гефсиманском саду. Господь говорит о завершении Своей земной задачи и, следовательно, об окончании миссии, возложенной на Него Богом Отцом: спасении рода человеческого, которое также составляет славу Божию. Именно эти слова Христа приводят нас к пониманию Его миссии и Его природы как Бога и человека: Сие же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
Конечно, Господь не впервые говорит о вечной жизни. Он постоянно упоминал о ней и, более того, считал ее целью ветхозаветных исканий иудеев. Вспомним, например, случай, когда к Христу обратился учитель закона, задавший именно такой вопрос: Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 10, 25). Этот вопрос дает Христу возможность рассказать известную притчу о добром самаритянине. Таким образом, вечная жизнь предстает как видение Ветхого Завета, а также как цель миссии Господа, как мы понимаем ее из Его собственных слов: Отче... прославь Сына Твоего... ибо Ты дал Ему власть над всякою плотью, чтобы Он дал жизнь вечную всем, кого Ты дал Ему (Ин. 17, 1-2).
Господь быстро объясняет, что такое вечная жизнь. Это не другая жизнь, выходящая за пределы этой земной жизни. И уж тем более это не продолжение этой жизни без конца и без смерти. Такие способы понимания звучат и высказываются, но они являются искажениями, поскольку продлевают состояние пребывания в грехе этого падшего мира. И, в частности, они совершенно не учитывают искупительного действия Бога во Христе в этом мире, а потому являются пониманием, проистекающим из неверия. По словам Господа, вечная жизнь связана непосредственно с ним: это знание о Боге со стороны человека и о самом Христе как Божьем посланнике.
Это знание не носит интеллектуального характера, то есть не является делом мозга, не является определенной информацией, которая активизирует наши интеллектуальные способности. Такое знание существует, но только тогда, когда речь идет о вещах в настоящем мире. Знание, о котором говорит Господь, исходит из наших личных отношений с Ним. Это означает, что вечная жизнь есть у тех, кто принял приглашение Христа следовать за Ним и тем самым приобщиться к Его жизни. Глубокий и философский богослов Григорий Нисский, брат Василия Великого, говорил, что познание есть покаяние. Иными словами, для того чтобы сказать, что мы знаем Бога, мы должны участвовать в Его жизни, общаться с Ним. И именно это общение с Богом, означающее Его присутствие в нас, и есть вечная жизнь.
То есть вечная жизнь - это сама жизнь Бога, действие Его благодати, которую верующие во Христа люди могут переживать в пределах своей личности, душой и телом. По словам Господа, необходимым условием для этого является соблюдение Его заповедей. Те, кто с верой исполняет Его заповеди, особенно всеобъемлющую заповедь любви, воочию увидят любовь Божию, и Он будет жить с ними. Господь открыл это и призвал всех верующих поэкспериментировать на себе, чтобы подтвердить это. Всякий, кто говорит, что я знаю Его, но не исполняет Его заповедей, лжец (1 Ин. 2, 4). Любящие Меня соблюдают слово Мое. И Отец Мой возлюбит их, и Мы придем к ним и будем жить с ними (Ин. 14, 23).
С этой точки зрения, познание Бога, которое является делом человеческого сердца, обогащает нас настолько, что мы можем испытать вечную жизнь даже в удушающем и ограничивающем контексте этой жизни, в здесь и сейчас. Иными словами, как мы уже говорили, мы можем испытать на себе действие благодати Самого Бога и сами стать несотворенными. По свидетельству апостола Павла, уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). В этом и заключается тайна христианской жизни: Христос берет тебя, делает тебя единым с Собой, и, хотя ты вроде бы живешь той же жизнью, что и другие, ты становишься маленьким Богом, Богом, ходящим во плоти, по выражению одного из Отцов Церкви.
Таким образом, очевидно, что то, что мы называем жизнью, - это нечто, выходящее за пределы того, что регистрируется органами чувств. Жизнь может быть вечной жизнью, жизнью Бога внутри нас; но может быть и омертвением, которое только кажется жизнью. Так было с теми, кто не последовал за Господом и о ком Он сказал: Предоставьте мертвым погребать своих мертвецов (Мф. 8, 22), имея в виду, что они были живыми мертвецами. Конечно, само собой разумеется, что жизнь, к которой призывает нас Господь, может быть прожита в Его живом теле - Церкви, потому что там, как члены этого тела, мы получаем от Христа возможность исполнять Его святые заповеди. Вне Церкви люди не только не исполняют Его заповеди, но часто считают их бессмыслицей. Какой разумный, нецерковный человек будет считать естественным, например, любить врага своего? Разве сам Христос не сказал, что без Него мы ничего не можем делать? (ср. Ин, 15, 5). Это не значит, что познание Бога - вечной жизни - невозможно вне Церкви и что глубина жизни Божией недостижима.
Отцы Церкви, например, I Вселенский Синод, который мы сегодня празднуем, старались сохранить это: откровение Христа, жизнь Церкви, вечную жизнь внутри этой жизни и спасение рода человеческого как реальные отношения с Богом во Христе. Поэтому мы их чтим и радуемся о них. И просим их молиться за нас, чтобы мы пребывали в той же благодати, что и они, - благодати нашего Триединого Бога.