Найти тему

Вселенские Синоды и Церковь Святой Премудрости

Прежде чем приступить к изложению нашей темы, необходимо остановиться на времени строительства храма Святой Премудрости Божией.

Церковь Святой Премудрости была построена в честь Христа. Строительство началось после I Вселенского синода в Никее в 325 году, на котором Христос был признан Словом и Премудростью Божией.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души

По преданию, сохраненному византийскими летописцами, первая церковь Святой Премудрости была построена в царствование Константина Великого на юго-западном склоне первого холма Константинополя. Сын и преемник Константина, Констанций, перестроил ее, сделав более просторной и внушительной. По мнению археологов, этот храм представлял собой базилику с деревянной крышей, а его торжественное открытие состоялось 15 февраля 360 года.

Эта первая церковь Святой Премудрости Божией сохранялась до императора Аркадия (383-408 гг.). После того как святитель Иоанн Златоуст был отправлен в ссылку, жители Константинополя вновь восстали против Аркадия, поскольку были преданы патриарху. 20 июня 404 года был подожжен храм Святой Премудрости.

Во время правления Феодосия II (401-450 гг.) храм был восстановлен, а его торжественное открытие состоялось 8 октября 475 года.

Церковь была перестроена Юстинианом (527-565 гг.) по планам, составленным архитектором Антемиосом. Первый камень в основание новой церкви был заложен в феврале 532 года, а торжественное открытие состоялось в декабре 537 года.

Поэтому наш разговор ограничивается Вселенскими синодами, которые созывались в нем после постройки.

II Вселенский синод проходил с мая по конец июля 381 г. по указанию императора Феодосия Великого и был призван решить некоторые богословские и административные проблемы. В нем приняли участие 150 православных и 36 последователей Македония [отрицателей божественности Святого Духа], прибывших из областей, которые политически находились под юрисдикцией императора. Таким образом, это был Великий синод епископов Восточной Римской империи, и признание его в качестве II Вселенского синода произошло на IV Вселенском синоде, собравшемся в Халкидоне в 451 году. Этот синод принял Символ веры, сформулированный на 2-м синоде, как имеющий такую же законность и силу, как и Никейский [1-й].

Прежде всего, Константинопольский синод расширил и дополнил Символ веры Никейского синода, сделав его более точным. Это связано с тем, что первые семь статей, сформулированные I Вселенским синодом в 325 году, касались великой ереси арианства, отрицавшей божественность второго Лица Святой Троицы, а последние пять статей II синода были направлены на противодействие тем, кто отрицал божественность третьего Лица Святой Троицы, а также другим вышеперечисленным ересям.

Синод осудил сторонников Македония, ставивших под сомнение божественность Святого Духа (пневматомахи [= спорящие против Духа]), а также вновь Ария, завершив тем самым Символ веры (Никейский/Константинопольский).

В нем был изложен пневматологический догмат о Единой, Святой, Кафолической [= Вселенской] и Апостольской Церкви, добавлены другие пункты вероучения, что стало важной вехой в истории Православной Церкви и, в частности, великим этапом в догматических учениях ранней Церкви. Его значение заключается, в частности, в завершении тринитарного догмата через принятие божественности Святого Духа и того факта, что Он исходит от Отца, хотя это не означает, что мы должны игнорировать важность его учения о Церкви, крещении, воскресении мертвых и вечной жизни.

Латинская церковь добавила к шествию Святого Духа фразу filioque - и от Сына. Значение этого отклонения состоит в том, что оно явилось основной богословской причиной великого раскола между Православной Церковью и латинянами, раскола, сохранившегося до наших дней.


Священный Символ веры произносится и исповедуется всеми христианами как изложение веры при крещении и как литургический текст в богослужениях Православной Церкви.

V Вселенский Синод был созван императором Юстинианом I и императрицей Феодорой под председательством Евтихия и продолжался с 5 мая по 21 июня 553 г., на нем присутствовало 165 отцов. Присутствовали также кипрские епископы Стратоник Солоянский, Тихон Китийский и Феодор Тремифусский. Собор осудил оригенизм, несторианство, монофизитство и другие ереси, множество неправославных сочинений и некоторых авторов, их написавших (Евагрий, Дидим, Ориген и др.). В нем были заново подтверждены православные догматы о Святом Духе и Иисусе Христе.Шестой Вселенский Синод был созван в Константинополе в 680 г. императором Константином IV Погонатом, на нем присутствовало от 150 до 289 епископов. Он подтвердил полное и истинное воплощение Иисуса, опровергнув учение монофелитов. Синод осудил ересь монофелитов. Синод постановил, что Христос обладал божественной и человеческой волей, причем последняя подчинялась первой.

Квинисекстский [5/6-й] Вселенский синод был созван императором Юстинианом II в 691 г. в дворцовых апартаментах с куполообразной крышей, поэтому его еще называют Синодом в Трулло [Труллос = купол]. В нем приняли участие 211 епископов, и его работа завершила работу Пятого и Шестого синодов. Он стандартизировал и завершил работу двух предыдущих синодов, и по этой причине, несмотря на то, что это был Вселенский синод, его называют Квинисекстом, поскольку он является частью этих синодов и не рассматривается как отдельный Вселенский синод. Поскольку два предыдущих синода не занимались разработкой канонов, этот синод был призван восполнить этот пробел, отсюда и его название. В нем приняли участие 215 епископов из всех регионов Востока. Председательствовал патриарх Павел III, а представителем папы Римского был назначен Василий Гортинский, епископ из Восточного Иллирикума. Задачей совещания было исключительно составление канонического права. Было написано 102 канона, которые и по сей день составляют важнейший сборник канонов Православной Церкви. Его постановления не были приняты папой Сергием I, и даже сейчас латинская церковь не признает ни одного из его канонов.

По традиции, сложившейся в Православной Церкви со времен I Вселенского Синода, последующие синоды признают предыдущие.

Вопрос о признании Вселенских синодов, выходящих за пределы семи древних, является важной задачей, требующей внимания Православной Церкви. Представляется, что наиболее вероятным является признание восьмого Вселенского синода (а возможно, и девятого). По крайней мере, что касается синодов в церкви Святой Премудрости в период правления Фотия в 879 г., постановления которых, по-видимому, получили молчаливое одобрение, хотя это не означает, что данный синод может официально называться Восьмым Вселенским синодом.

Синод в церкви Святой Премудрости (известный как Восьмой Вселенский) был созван Василием I Македонянином в 879 г. в Константинополе. Председателями были представители папы Иоанна VIII (872-882 гг.) и Константинопольского патриарха Фотия Великого (858-867, 877-886 гг.). Он признал 7-й Вселенский синод 787 г. в Никее, точно определил значение примата епископа Рима, восстановил патриарха Фотия на его престоле и признал уважение местных язычников, следовавших за Церковью. Он также осудил соборы Карла Великого во Франкфурте (794 г.) и Аахене (809 г.).