Продолжая еженедельную рубрику об истории городов воинской славы, речь пойдёт о подмосковном городе Волоколамске. Он находится в 100 км к северо-западу от столицы. Ранее город носил название Волок-на-Ламе, упоминается в летописи с 1135 года, как самый древний город Московской области. Торговые корабли, прибывающие по одной из рек, волоком перетягивались в русло другой реки. Так возникло название города: Волок-на-Ламе, потом он становится г. Волоком Ламским, и позднее – Волоколамском.
Благодаря стратегическому положению город много раз участвовал в междоусобных и военных конфликтах. В 1370 г. город в течение 3-х дней и ночей отбивал осаду Литовского князя Ольгерда, а в 1382 г. героически сдерживал натиск войск Токтамыша.
В 1462 г. для повышения обороноспособности в городе начинают возводить каменные монастыри и Кремль, отстроенный в 1480 г.
Город много раз становился на пути неприятеля, защищая Отечество. Это происходило, как во время войны 1812 года, так и в период Великой Отечественной войны. 12 тысяч жителей г. Волоколамска ушли на фронт добровольцами, более половины из них не вернулось. Оставшиеся в городе жители вступали в строительные батальоны, проводили работы оборонительных коммуникаций – дотов, дзотов, противотанковых рвов, лесных завалов. В тяжелейший период обороны г. Москвы г. Волоколамск находился на линии ожесточенных боев, а это было крайней необходимостью, потому что прорыв обороны в этом месте открыл бы немцам прямое движение на Москву.
Командующий Западным фронтом генерал армии Г.К. Жуков возложил оборону города на 16-ю армию, ведомую генерал лейтенантом К.К. Рокоссовским.
16 октября 1941 года на волоколамском направлении, завязались ожесточенные бои. Немцы рвались на Москву любой ценой. Наша армия героически оборонялась. На пути захватчиков оборону держали воины 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала И.В. Панфилова.
Главный удар вражеских танков принял на себя 1075-й стрелковый полк. 4-я стрелковая рота во главе с капитаном М. Гулвиловичем и политруком В. Клочковым обороняли город. Наши бойцы уничтожали танки противника без тяжелой артиллерии и с противотанковых оружий забрасывали их гранатами и бутылками с горючей смесью. Именно тогда Василий Клочков произнес слова, которые можно считать клятвой всех, кто преграждал путь на подходе к столице: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва».
Поле у деревни Нелидово рядом с ж.д. станцией «Дубосеково» стало центром кровопролитного боя, вошедшего в народную историю и легенду о 28-ми героях Панфиловцах, несокрушимой силой вставших на пути вражеских танков и 16 ноября 1941 года погибших защищая столицу нашей Родины!
Всем им посмертно присвоено звание Героев Советского Союза.
22 из 28-ми погибших героев Панфиловцев похоронены в братской могиле в деревне Нелидово. Недалеко от нее находится музей, экспозиция которого рассказывает о бессмертном подвиге Панфиловцев. Среди экспонатов – личные вещи бойцов, оружие, фотографии.
27 октября по 20 декабря 1941 года г. Волоколамск все-таки был оккупирован немецко-фашистскими войсками, но в ходе контрнаступления советской армии был освобожден войсками генерала М.Е. Катукова.
В 1975 г. к 30-летию Победы у разъезда Дубосеково был воздвигнут величественный мемориальный комплекс в честь бессмертного подвига воинов Панфиловцев. На холме поднялись 6 фигур 10-тиметровой высоты символизирующих стойкость и мужество бойцов многонациональной Панфиловской дивизии. Лица воинов обращены на запад к большому полю, по которому 16 ноября 1941 года двигались фашистские танки, а за спиной храбрецов – Москва, которую они защитили ценой своей жизни.
В 2007 году Указом Президента РФ от 25 марта 2010 г. № 338 Волоколамску присвоено звание города воинской славы.
20 декабря 2014 года была открыта стела «Город Волоколамск – город воинской славы». Ее установили на ул. Сергачева, и она является одной из достопримечательностей города Московской области.
Сегодня в г. Волоколамске имеется развитая инфраструктура пассажирского автомобильного и железнодорожного видов транспорта. Действуют автобусные и железнодорожные вокзалы, налажена логистическая сеть для осуществления пассажирских и грузовых перевозок.