Найти тему

Беседа о Святом Духе, то есть о Пятидесятнице

Давид всегда придает праздникам самый радостный смысл, настраивая свою арфу в соответствии с требованиями праздника. Так пусть же и в великий праздник Пятидесятницы этот пророк радует нас, подбирая на струнах силой Святого Духа мелодию мудрости. Пусть он обратится к нам через эту божественную мелодию, полностью соответствующую этому празднику: Возвысим наши голоса в радости о Господе. Прежде всего, нам необходимо понять сегодняшний дар, и тогда мы сможем использовать нужный стих из пророка в соответствии с нашими целями. Позвольте мне, пожалуйста, пояснить свою проповедь по этому поводу, насколько я могу, расставив все по порядку.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души


В самом начале человечество заблуждалось в своем понимании Бога и отказалось от Господа творения. Одни по глупости поклонились природным стихиям, другие сделали объектом своего почитания демонов, а многие поверили, что Божество обитает в различных рукотворных объектах, которым они посвятили алтари, храмы, церемонии, жертвоприношения, священные места, институты и прочую атрибутику, связанную с поклонением ложным богам.

Господь благосклонно взирал на разложение человеческой природы и с помощью определенной процедуры вернул человека от заблуждения к познанию истины. Когда с помощью медицинской науки люди берутся за восстановление страдающих от хронического недоедания, они не сразу набивают их хорошими вещами. Они заботятся о том, чтобы обеспечить им правильное питание, а когда они восстановят свои силы, то смогут есть столько, сколько захотят. Человеческая природа была истощена страшным голодом, поэтому по Божьей воле питание стало осуществляться в правильных дозах, чтобы мы всегда получали что-то лучшее и в конце концов достигли совершенства.

Конечно, нас спасает животворящая сила, которой мы поклоняемся во имя Отца, Сына и Святого Духа. Но те, кто поначалу не мог проглотить вообще никакой пищи, потому что их души были слабы от голода, были выведены из многобожия пророками и законом и привыкли смотреть на одно Божество и понимать силу Отца в одном Божестве, потому что, как я уже сказал, они не могли справиться с более полным питанием. Затем появились Евангелия, открывшие Единородного Сына тем, кто имел менее совершенное понимание, зависящее от Закона. А затем пришло самое полное питание - Святой Дух, Который есть жизнь. В этом смысл праздника. Вот почему нам хорошо участвовать в этом веселье Духа и следовать за Давидом, лидером этого духовного хора, когда он говорит: Возвысим наши голоса в радости о Господе. А святой Павел говорит нам, что Господь есть Дух.

Сегодня, на рубеже года, празднуется день Пятидесятницы, в это время, примерно в третьем часу дня, когда произошла эта неописуемая благодать. Дух вновь соединился с нами, людьми, хотя прежде Он был отторгнут от нашей природы, так как мы стали плотью. Благодаря этому мощному вдохновению, когда духовные силы зла были рассеяны и ветер очистил воздух от всех нечистых демонов, все оставшиеся в горнице наполнились божественной силой в виде пламени. Естественно, что люди не могут стать причастниками Святого Духа, если они не живут в горнице этой жизни. Все, чей ум устремлен на небо, становятся причастниками Святого Духа, перенося свою жизнь с земли на небо и живя в небесной горнице. Об этом говорит отрывок из книги Деяний.


Когда ученики были собраны в горнице, этот чистый и невещественный огонь прошел через них в виде языков, равных их числу. Затем они заговорили с парфянами, медянами, еламитами и другими народами, переходя по своему желанию на любой из национальных языков. Святой же Павел говорит, что лучше пять понятных слов, обращенных к Церкви, на пользу другим, чем тысячи слов на непонятном никому языке. Тогда, конечно, необходимо было говорить на языках других народов, чтобы их проповедь приносила плоды среди тех, кто не знал их языка и не смог бы понять. Однако сегодня существует языковое соглашение, и мы должны стремиться к огненному языку Духа, чтобы просветить всех, кто помрачен обманом.

Пусть Давид будет нашим проводником и в этом, и пусть в этом ему помогает святой Павел. Потому что в этом псалме, начало которого предлагает радость о Господе, говоря: Придите, возвысим голоса наши в радости Господу, мы не ведем нас непосредственно к восхвалению Святого Духа, но скорее учим другими словами, которые Он говорит. Его слова, с которыми соглашается святой Павел, звучат так: Ныне, услышав голос Его, не ожесточите сердец ваших, как в мятеже, как в день испытания в пустыне, где отцы ваши подвергали Меня испытанию. Они подвергли меня испытанию, хотя и видели дела мои. Исходя из этого, святой Павел относит эти слова пророка к Личности Святого Духа. Кто был тот, кого их праотцы испытывали в пустыне? Кого они разгневали. Узнайте от самого пророка, который говорит: они искушали Господа Всевышнего. Святой же Павел, ссылаясь на Личность Святого Духа, приписывает Ему эти слова, говоря: Итак, как говорит Дух Святой: Не ожесточайте сердец ваших, как в мятеже, как в день испытания в пустыне, где предки ваши испытывали Меня.

Того, кого пророк называл Богом, святой Павел называет Святым Духом. Если вы не верите этому, послушайте еще раз, что было сказано: Итак, как говорит Дух Святой: Не ожесточайте сердец ваших, как в мятеже, как в день испытания в пустыне, где предки ваши подвергли меня испытанию. Если Дух Святой говорит предки ваши подвергли меня испытанию, а пророк говорит, что это Всевышний Бог был испытан в пустыне, то это останавливает уста тех, кто неправедно говорит против Духа как Бога, поскольку и святой Павел, и пророк Давид ясно заявляют о Божественности Духа...

Так увидят ли враги славы Святого Духа огненный язык божественных слов, просвещающих сокрытое, или будут насмехаться над ними, как над результатом легкомыслия? Но даже если они говорят против нас такие вещи, я советую вам не бояться язвительных слов этих людей и не падать духом от их насмешек. Если бы и они пили то новое вино, тот свежесобранный урожай, который вытекает из пресса, который Господь попирает Евангелием, чтобы напоить вас кровью самого винограда. Если бы они тоже были наполнены этим новым вином, которое они называют суслом, и которое виноградари не смешивали с еретической водой. Ведь тогда они, несомненно, исполнились бы Святого Духа, через Которого все, кто воспламенен Духом, счищают, как мочалку, приторную материю своего неверия. Но они не могут принять затхлость, так как все еще носят с собой старые бурдюки, которые, не выдержав нового урожая, лопаются и порождают ересь.

Но давайте, как говорит пророк, возвысим наши голоса в радости Господу, испив этот сладкий напиток почитания, как призывает нас Эсдрас, и участвуя в радости пророков и апостолов по поводу дара Святого Духа. Будем же чувствовать радость и ликование этого дня, который Господь сотворил, во имя Господа нашего Иисуса Христа, Которому принадлежит слава во веки веков. Аминь.