Праздник Святого Духа представляет собой особый этап в годовом цикле праздников Православной Церкви. В этот день мы чествуем и почитаем Святого Духа, который накануне сошел в Иерусалимской горнице в виде огненных языков и просветил святых апостолов. С тех пор он пребывает в Церкви и в мире и будет пребывать до конца истории, как спаситель человечества и всего творения. Однако вместе со Святым Духом мы поклоняемся всей Троице, поскольку, согласно православному вероучению, Бог неделим в своей сущности.
Наше приложение:
Церковь формулирует свои догматы, т.е. учение, на основе Священного Писания и Священного Предания, которое по сути своей является эмпирическим пониманием Писания в Духе Святом. Исторические потребности заставляли Церковь оформлять свою веру и свой опыт на поместных и экуменических синодах. На них, руководствуясь Духом Святым, святые отцы точно определяли догматы и защищали их от еретиков, которые под разными именами совершали нападки с целью загрязнить истину ложью и обманом.
Для того чтобы быть членами Церкви и спастись, мы, верующие, обязаны принимать догматы Церкви, не отступая от них, как они изложены в Символе веры, который мы произносим и исповедуем на Божественной литургии как необходимое условие для приобщения к Чаше жизни - Святому Причастию.
Основополагающим догматом Церкви является правильная вера в Триединого Бога [православие означает правильная вера]. И именно этот догмат стремились осквернить различные еретики на протяжении многих веков.
Практически все религии являются защитниками какого-либо бога - или богов, если они политеистичны. Многие люди совершают серьезную ошибку, отождествляя истинного Бога православного христианства с богом или богами еретиков или нехристиан. Это великое заблуждение, поскольку оно приравнивает открытую истину о Боге к различным человеческим, заблуждающимся доктринам. Христианский Триединый Бог не имеет ничего общего с единоличным Богом иудаизма, ислама, Свидетелей Иеговы, мормонов и т.д. Более того, Бог не имеет никакого отношения к множеству божеств в индуизме, даосизме, синтоизме и современном нам многобожии. Мы не верим в того же Бога, что и они, потому что наша вера основана на Божественном откровении, а их - на произвольных, человеческих понятиях. Святой псалмопевец говорит, что боги язычников - бесы (Пс. 95.5).
Согласно нашей христианской вере, люди не способны постичь понятие Бога, и поэтому Он открывается нам. Святой Павел говорит нам, что Бог не оставил Себя без свидетельства (Деян. 14, 17). Священное Писание является основным каналом передачи этого откровения миру. В Ветхом Завете мы имеем завуалированное откровение о Боге, поскольку незрелость дохристианского мира была неспособна воспринять более полное откровение. В Новом Завете, напротив, открывается больше: то, что нам необходимо знать, и в той мере, в какой мы способны это постичь. Откровение Бога в новую эпоху благодати пришло через воплощение Его Сына и Слова, нашего Господа Иисуса Христа. 'Сын, сущий в лоне Отца, возвестил' (Ин. 1, 18). В Своей личности Бога и человека Он несет в себе всю божественность, поэтому Он и сказал: Всякий, видевший Меня, видел Отца (Ин. 14, 9). Его Божественное учение пронизано откровением о способе бытия Бога.
Через озарение Духом Святым и через свой соборный опыт святая Церковь определила свою веру в Бога и пределы человеческого познания о Нем. Это было сформулировано в так называемых крещальных символах веры ранней Церкви, а затем, конечно, в Символе веры, на который мы уже ссылались.
Православная католическая церковь, сохраняющая христианскую веру в ее целостности и незамутненности, учит, что Бог, с точки зрения его сущности и природы, не может быть объектом познания со стороны ограниченного и стесненного человеческого разума. Однако мы можем познать энергии Бога. Святой Иоанн Дамаскин настаивает: Мы знаем о существовании и явленных качествах и энергиях Бога. Его природа и сущность остаются для нас совершенно непостижимыми и неизвестными (P.G. 94, 797). Западное схоластическое богословие, не сумевшее провести эти различия, оказалось втянутым в пучину трудностей.\n Божественное откровение свидетельствует о том, что Бог существует одновременно как единое целое и как троица. Что касается Его сущности и природы, то Он един. Но Он есть и проявляется в трех различных формах бытия - как Отец, Сын и Святой Дух. Внутри единой, неделимой божественной сущности существуют три различных божественных Лица, которые отличаются своими особыми ипостасями. Один Бог, три Лица. Божественные Лица различаются своими конкретными ипостасями. Отец нерожден, Сын рожден от Отца, а Святой Дух исходит от Отца.
Православное вероучение о Святой Троице находится между двумя одинаково серьезными ложными доктринами: строгим единобожием и многоликим многобожием. Одноликий монотеизм (иудаизм, ислам, Свидетели Иеговы) учит об антиобщественном Боге, который не от мира сего. Они осуждают христианство как политеизм из-за его веры в Троицу. Современный многоликий политеизм, представленный различными восточными религиями и нашими неополитеистами, осуждает христианство как продукт иудейского монотеистического заблуждения. Святитель Василий Великий писал: Иудаизм сражается с эллинизмом (язычеством), и оба они сражаются с христианством (П.Г. 31, 600).
На одноликий монотеизм мы отвечаем, что мы не многобожники, потому что три Лица Троицы не разные, с разными природами, как утверждают многобожники, а мы верим в единую Божественную природу и, следовательно, в единого Бога. И мы отвечаем многобожникам, что верим не в антисоциального Бога, который не от мира сего, а в общение Божественных Лиц.
Есть люди, которых ереси или ложные учения вводят в заблуждение, доходящее до того, что они проповедуют чуждые Богу верования. Одни отождествляют Бога с материальным миром (пантеизм), другие не признают присутствия Бога в мире (деизм), третьи, среди которых, к сожалению, немало христиан, считают Бога некой смутной, безличной высшей силой. Мы хотели бы подчеркнуть, что ошибочные представления о Боге имеют самые серьезные последствия для нашего духовного пути и, в конечном счете, для нашего спасения. Согласно учению Церкви, если мы не верим в Святую Троицу, в любящее общение Божественных Лиц, в любовь Отца, в божественность и человечность Сына, в освящающую и спасающую роль Святого Духа, то наше спасение невозможно.
Мы должны доверять Церкви и принимать ее Божественное учение, не отклоняясь от него. В этом наш истинный интерес: в духовном пути, в личной самореализации и особенно в спасении. Без полного вхождения в спасительное тело Церкви мы не сможем спастись, потому что, как говорит святой Киприан, вне Церкви нет спасения. Правая вера в Бога должна быть главным выражением нашего доверия к Церкви, как и наше сознательное, органичное существование в церковном теле.