Найти в Дзене
Эпонимы и Мы

МАРИАННА

Соединённые Штаты Америки часто персонифицируют, называя эту страну в просто ДЯДЕЙ СЭМОМ. Об этом эпониме я ещё расскажу, а сейчас напомню, что точно такая же персонификация существует и у многих других государств. В частности, Францию представляет МАРИАННА. Причём это вовсе не какая-то королева или известный исторический персонаж - нет, это именно собирательный образ, за которым стоит нечто общее, а перед которым - весь мир, называющий Францию вполне конкретным именем. А началось всё в конце XVIII века, когда после Великой Французской революции 1789 года рухнула монархия, и оказалось, что пришло "Время менять имена", как пела группа "Алиса". На смену пафосным девизам королевских династий пришли чисто народные республиканские "Liberté, égalité, fraternité" - Свобода, Равенство, Братство. Но если задиристый петух (лат. gallus) был символом Франции/Галлии ещё с античных времён, то кого же решили выбрать в качестве нового? Для этого по решению Национального собрания было создано изобр

Соединённые Штаты Америки часто персонифицируют, называя эту страну в просто ДЯДЕЙ СЭМОМ. Об этом эпониме я ещё расскажу, а сейчас напомню, что точно такая же персонификация существует и у многих других государств. В частности, Францию представляет МАРИАННА.

Причём это вовсе не какая-то королева или известный исторический персонаж - нет, это именно собирательный образ, за которым стоит нечто общее, а перед которым - весь мир, называющий Францию вполне конкретным именем.

А началось всё в конце XVIII века, когда после Великой Французской революции 1789 года рухнула монархия, и оказалось, что пришло "Время менять имена", как пела группа "Алиса". На смену пафосным девизам королевских династий пришли чисто народные республиканские "Liberté, égalité, fraternité" - Свобода, Равенство, Братство.

-2

Но если задиристый петух (лат. gallus) был символом Франции/Галлии ещё с античных времён, то кого же решили выбрать в качестве нового?

Для этого по решению Национального собрания было создано изображение прекрасной женщины с копьем в руке и в «шапочке якобинцев» - фригийском колпаке, который носили в римскую эпоху освобожденные рабы. Женщина - потому что французы любят женщин, красивая - потому что Фрейд вам объяснит, откуда ноги растут у этого стремления. Про колпак всё понятно, про копьё тоже (опять же, Фрейд в помощь!). А вот как её звали и почему именно так?

-3

Считается, что самое распространённое мужское имя у простых русских людей - Иван. У французов - Жак (поэтому крестьянское восстание 1358 года назвали Жакерией). Но, что странно, и у нас, и у них традиционно самым известным женским именем является Мария. У французов - ещё и Анна. В совокупности - Мари-Анна, Марианна, про которую, кстати, в народе было сочинено много песен.

Именно потому, что простолюдинок во Франции чаще всего величали так, абстрактную женщину наименовали МАРИАННОЙ. Образ её поместили на государственной печати и монетах, а потом стали нещадно эксплуатировать в других целях.

-4

Художникам эта идея очень понравилась, и они начали изображать МАРИАННУ в тех или иных сюжетах и позах. В частности, на знаменитой картине Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» в центре - именно она.

-5

Правда, написано это было вовсе не в 1789 году, а много позже, после июльского переворота 1830 года, но что с того, как говорится.

Пишут также, что в 1848 году был объявлен конкурс на лучшее изображение этого символа Франции. Победили два варианта, один – «Марианна мудрая», с подвязанными волосами, достаточно скромно одетая, и «Марианна борющаяся» - с распущенными волосами, во фригийском колпаке, с открытой грудью и с оружием в руке, прям как у Делакруа. Но второй вариант почему-то запретили. Жаль.

Несмотря на изначально заявленную абстрактность и собирательность образа МАРИАННЫ, в дальнейшем вошло в традицию лепить и ваять её с кого-то конкретного, но обязательного знаменитого, национального.

Такой чести удостоились Брижит Бардо (1970 год), Мишель Морган (1972 год), Мирей Матье (1978 год), Катрин Денёв (1985 год), Инес де ля Фрессанж (1989 год), Летиция Каста (2000 год), Эвелин Тома (2003), Софи Марсо (2012 год).

Брижит Бардо
Брижит Бардо
Мишель Морган
Мишель Морган
Мирей Матье
Мирей Матье
Катрин Денёв
Катрин Денёв
Инес де ля Фрессанж
Инес де ля Фрессанж
Летиция Каста
Летиция Каста
Эвелин Тома
Эвелин Тома
Софи Марсо
Софи Марсо

Но это, так сказать, МАРИАННА текущего периода. А в целом, как и раньше, можно взять канонический (собирательный) образ этой прекрасной девы и сказать, что это она и есть.

-14

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!