Найти тему

Покажите мне человека

Когда язычник Автоликос однажды попросил святого Феофила Антиохийского показать ему бога, в которого он верит, тот ответил: Покажи мне человека, и я покажу тебе моего Бога. Ответ святителя напоминает нам о том, что в истории человеческой цивилизации богословие и антропология переплетаются. Религиозные убеждения каждого человека оказывают решающее влияние на его формирование и все его отношение к жизни. Христианин Теофилос хотел указать нехристианину Автоликосу на то, что для нас человеческая личность - это образ единого истинного Бога и что этот образ истинен в той мере, в какой мы стремимся быть похожими на Христа, Который был Богом и человеком.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души


Честна смерть святых Его.

Итак, можно сказать, что в недавний великий праздник Пятидесятницы Церковь явила нам своего Бога, а сегодня, в праздник Всех Святых, она являет нам свою личность. Пятидесятницей завершается задача Божественной диспенсации. Святой Дух явил нам всю истину о том, кто есть Бог, и наделил нас всем набором божественных даров, благодаря которым мы можем уподобиться Ему.

Стоит отметить, что святые, как прообразы людей Церкви, прославились не научными достижениями, не вкладом в общество, не бесцветной и безвкусной моралью, а победоносной борьбой во Христе со злом. Нет нужды говорить о том, что эта борьба, как правило, заканчивалась мученической смертью. В современной культуре - и не только - мы скрываем смерть, считая ее позорной и грязной. Однако псалмопевец говорит нам, что смерть святых Его почтенна пред Господом. А почетна она потому, что свидетельствует об истине (Ин. 18, 37), свидетельствует об истине Христа. Это свидетельство не теорий, а фактов, и, в частности, это свидетельство основания нашей веры: Воскресение Христа.

По словам святого Павла, первого отрицателя воскресения и впоследствии самого ярого его сторонника, мученики приняли мученическую смерть, чтобы достичь воскресения, лучшего, чем восстановление в этой жизни. Они презирали не только все приятное в этой жизни - их нищенствовали, преследовали, плохо обращались с ними, - но и саму жизнь. Они смело заявляли, что нынешние наши страдания недостойны сравнения с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18). По этой причине мир не был достоин этих святых и не шел с ними ни в какое сравнение. Насколько они видели и переживали первые координаты (настоящие страдания - будущая слава), настолько же они несравненно лучше знали вторые (мир - святые).

Мученики и их призвание

Уже отмечалось, что Христос не искал пропагандистов, ему нужны были свидетели. Вера не может выродиться в популярные лозунги. Вера исповедуется через свидетельство, а свидетельство противоположно пропаганде. Свидетельство - это центростремительная сила, потому что оно излучает. Бергсон понимал это, когда писал о святых: Нам не нужно, чтобы святые делали что-то еще, кроме как существовали. Само их существование - это призвание.

В сегодняшнем чтении Послания святой Павел отвечает на вопрос: К чему призывают нас святые?. Они призывают нас к борьбе со страстями: Отложим и мы всякую тяжесть и грех, который так тесно прилепился к нам. Образ взят из гимназии, где соревнующиеся снимали с себя лишнюю одежду, чтобы выйти на поединок не обремененными. По словам святителя Феофилакта, повседневные заботы, которые мы умножаем своей жадностью, создают массу сует, которые не ведут нас вверх. Еще страшнее падение от пристрастного греха, который рождается потому, что очень легко глаз радуется, слух привлекается, осязание возбуждается, язык блуждает, а мысль имеет склонность к худшему.

Божественный канат

Все это напоминает не столько спортсмена, соревнующегося на твердой земле, сколько акробата, пытающегося пройти по натянутому канату. Когда одного молодого акробата спросили, как ему удается так долго ходить по канату, он ответил, что тренируется, глядя на своего опытного отца-акробата, находящегося на другом конце каната. Именно к этому призывает нас святой Павел, акробат веры: не отрывать глаз от Христа, родоначальника и совершителя нашей веры. Претерпев позорную смерть на кресте, Христос стал первым мучеником истинной веры, поскольку для того, чтобы во плоти восседать одесную престола Отца Небесного, Он согласился сначала сесть на древо креста, не обращая внимания на его позор.

Сегодня нам трудно понять, какой именно позор пренебрег Христос. Для того чтобы прочувствовать всю тяжесть этой фразы, нужно лишить крест всего того великолепия, которым наделил его Царь славы. Мы должны видеть в нем только средство наказания, самую мучительную и позорную казнь, предназначенную для отбросов общества. Однако Христос считал этот крест своей величайшей славой, а все святые сделали его своим оружием и славой.