Найти в Дзене

Бог и наука

Рассматривая современную науку, созданную такими учеными, как Ламарк и Дарвин, мы видим контраст и, я бы сказал, абсолютный диссонанс, существующий между наукой и религией в вопросах, касающихся самых основных проблем бытия и познания. Вот почему рациональный и просвещенный разум не может принять одновременно и то, и другое и вынужден выбирать между религией и наукой.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души

Эти слова были написаны известным немецким зоологом Эрнстом Геккелем, ярым сторонником Дарвина. Они были хорошо приняты и, казалось, доказывали, что вера - это абсурд. Итак, Геккель утверждает, что каждый человек, обладающий просвещенным интеллектом, должен выбирать между наукой и религией и следовать тому или другому. И он считает необходимым, чтобы эти люди сторонились религии, поскольку разумные люди не могут отрицать науку.

Но так ли это необходимо? На самом деле нет, потому что мы знаем, что многие великие ученые были также и очень верующими людьми. Одним из них, например, был польский астроном Коперник, заложивший основы всей современной астрономии. Коперник был не просто верующим, он был священнослужителем. Другой великий ученый, Ньютон, при произнесении слова Бог всегда приподнимал шляпу. Он был очень верующим человеком. Великий бактериолог Пастер, живший не так давно [† 1895] и заложивший основы современной бактериологии, начинал все свои научные труды с молитвы к Богу. Десять лет назад [1936] ушел из жизни великий ученый и наш соотечественник Павлов, создатель новой физиологии мозга. Он тоже был очень верующим человеком. Неужели Геккель осмелится сделать вывод, что эти люди не обладали просветленным интеллектом, потому что верили в Бога?

Так что же здесь происходит? Ведь и сегодня я лично знаю нескольких ученых, профессоров университетов, которые являются людьми глубоко верующими. Почему же все ученые не отвергают религию, а только те, кто мыслит в духе Геккеля? Потому что последние верят только в материю и отрицают духовный мир, не верят в жизнь после смерти, не признают бессмертия души и, конечно, не признают воскресения мертвых. Они говорят, что наука достигнет всего, что в природе нет такой тайны, которую бы не раскрыла наука. Что мы можем ответить на это?

Мы бы ответили следующим образом. Вы совершенно правы. Мы не можем накладывать ограничения на человеческий интеллект, который исследует природу. Мы знаем, что сегодня науке известна лишь часть того, что мы должны знать о природе. Мы также знаем, что наука обладает огромным потенциалом. Это так, и мы в этом не сомневаемся. Так в чем же мы сомневаемся? Почему мы не отрицаем религию, как это делают они, и не считаем ее противоположной научному знанию?

Только потому, что мы всем сердцем верим в существование духовного мира. Мы уверены, что, кроме материального мира, существует бесконечный и несравненно более возвышенный духовный мир. Мы верим в существование духовных существ, обладающих интеллектом, намного превосходящим наш, человеческий. Мы верим всем сердцем, что над этим духовным и материальным миром существует Великий и Всемогущий Бог.

В чем мы сомневаемся, так это в праве науки использовать свои методы для исследования духовного мира. Потому что духовный мир не может быть исследован теми же методами, которые мы используем для исследования материального мира. Эти методы совершенно непригодны для исследования духовного мира.

Откуда мы знаем, что существует духовный мир? Кто нам сказал, что он существует? Если те люди, которые не верят в божественное откровение, спросят нас, мы ответим: Наше сердце говорит нам об этом. Потому что есть два способа познания. Первый - это способ, о котором говорит Геккель и который используется учеными для исследования материального мира. Но есть и другой путь, который наука не знает и не хочет знать. Это знание из сердца. Сердце - это не только центральный орган кровеносной системы, но и орган, через который мы приобщаемся к потустороннему миру и получаем самые возвышенные знания. Это тот орган, который дает нам возможность общаться с Богом и миром свыше. Это единственное, в чем мы не согласны с наукой.

Оценивая великие достижения и успехи науки, мы нисколько не ставим под сомнение ее огромное значение, не ограничиваем научное знание. Мы лишь говорим ученым: С теми методами, которые есть в вашем распоряжении, вы не в состоянии исследовать духовный мир, но мы можем сделать это сердцем.

Существует множество явлений, которые кажутся необъяснимыми, но на самом деле являются истинными (как и любое природное явление), и они имеют отношение к духовному миру. То есть существуют явления, которые наука никогда не сможет объяснить, потому что не использует соответствующую методологию.


Пусть наука объяснит нам, как возникли пророчества, относящиеся к приходу Мессии, - все они исполнились. Пусть она объяснит, как за 700 лет до рождения Христа великий пророк Исайя предсказал важнейшие события жизни Господа, за что его называют ветхозаветным евангелистом? Пусть объяснит, каким даром восприятия обладают святые и какими естественными способами они его приобрели, чтобы, впервые встретив человека, святые могли понять его сердце и прочесть его мысли. Иногда они встречали незнакомого им человека и называли его по имени. Или же они давали ответ на то, что беспокоило посетителя, еще до того, как тот об этом говорил.

Если ученые могут объяснить это, пусть сделают это. Пусть они объяснят, как святые предсказывали исторические события, которые со временем происходили именно так, как они говорили. Пусть они объяснят, как происходили посещения с того света, как умершие люди являлись живым.

Нам они никогда не объяснят, потому что далеки от основ религии - от веры. Если вы почитаете книги тех ученых, которые пытаются опровергнуть религию, то увидите, как поверхностно они смотрят на вещи. Они не понимают сути религии, но при этом критикуют ее. Их критика не затрагивает сути веры, поскольку они не в состоянии ее понять, а ограничивается атрибутикой, то есть способами выражения религиозных чувств. Они не понимают сути религии и веры. Но почему? Потому что Господь наш Иисус Христос говорит: Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец Мой, пославший Меня (Ин. 6, 44).

Значит, Отец Небесный должен привлечь нас, а благодать Святого Духа должна осветить наше сердце и наш разум. Дух Святой должен поселиться в нашем сердце и разуме через это озарение, а те, кто удостоился этого дара, должны заслужить любовь Христа, исполняя Его заповеди. Суть веры знают только те, кто обрел Святого Духа, те, в чьем сердце обитают Христос и Отец. Остальные, люди со стороны, ничего не понимают.

Французский философ Эмиль Бутру так отозвался о Геккеле: Критика Геккеля имеет отношение скорее к атрибутам, чем к сути, причем атрибуты он рассматривает с такой материалистической и узкой точки зрения, что даже нерелигиозные люди не могут ее принять. Критика религии Геккелем не затрагивает ни одного из принципов, которые отстаивает религия.

Таков наш взгляд на позиции Геккеля, слова которого и по сей день являются евангелием для всех, кто критикует религию, кто от нее отрекается и считает ее противостоящей науке. Видите, насколько убоги и бессодержательны используемые ими аргументы? Не удивляйтесь, когда услышите, что говорят против религии, потому что те, кто говорит, не понимают ее сути. Простые люди, не имеющие отношения к науке и не разбирающиеся в философии, должны всегда помнить об основном принципе, который хорошо знали первые христиане. Им было жаль тех, кто знает все науки, но не знает Бога. И, с другой стороны, они считали блаженными тех людей, которые знают Бога, даже если они совсем ничего не знают о человеческих проблемах.

Храните эту истину как величайшее сокровище вашего сердца, идите прямым путем, не глядя ни влево, ни вправо. Мы не должны терять ориентиры из-за того, что слышим против религии. Давайте сохраним нашу веру, которая является вечной и непреложной истиной. Аминь.