Найти тему

Мы спасемся через Его жизнь

Ибо если, будучи врагами Божиими, мы примирились с Ним смертью Сына Его, то кольми паче, примирившись, спасемся жизнью Его (Рим. 5, 10).

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души


В нашей духовной традиции отношение людей к Богу часто изображается как враждебное. Бог и человек представляются двумя разными мирами, между которыми нет ни любви, ни сосуществования, а скорее зияет пропасть. Вполне возможно, что причиной этого разрыва являемся мы сами, поскольку спровоцировали Бога, пытаясь заменить Его в истории, то есть обожествили себя, создав новый общественный договор, вращающийся не вокруг Бога, любви и вечности, а вокруг я, власти и настоящего времени. Тем не менее, до пришествия Христа было немало моментов, когда Бог выступал в роли судьи и кастителя.
Ноев потоп, Содом и Гоморра, порабощение в Египте, десять язв фараона, бедствия израильтян в пустыне, засухи и эпидемии, войны и поражения от филистимлян, ассирийцев, вавилонян, греков и римлян. Все это, как и другие случаи, показывает, что Бог допускает испытания и поражения людей, чтобы они осознали свои реальные возможности, которые связаны с приоритетом любви и отношений с Богом. Однако не Бог чувствует враждебность, а мы, люди. Бог наставляет, он не ненавидит. Он не принимает поступки, но и не отвергает человека. Каждый человек находится на пути свободы. Мы, люди, сами создаем врагов среди себе подобных и называем результаты наказаниями от Бога - какими бы они ни были. Не хватает только веры.

На самом деле,
вражда - это признак нашего ребячества, а иногда и подросткового возраста. Мы как те подростки, которые всегда хотят получить то, что хотят, и иногда манипулируют своими родителями, чтобы те дали им то, что они хотят. А если им отказывают, они впадают в гнев, ярость, их охватывает обида и горечь. Враждебность - признак незрелости, потому что мы чувствуем, что другой человек - наш противник, потому что он не такой, каким мы хотим его видеть. В то же время враждебность - это признак того, что в мире есть зло. Оно может не существовать само по себе и быть состоянием, необходимым для объяснения отсутствия добра. Она может быть результатом нашего выбора. Оно может быть признаком дьявола как князя века сего, духовного существа, которое стремится уничтожить Бога в наших сердцах, сначала посеяв сомнения в Его любви, а затем потребовав от нас сделать из себя богов. Но зло порождает и сохраняет враждебность, потому что его действие порождает ответную реакцию. Ведь искушение властвовать над другими людьми использует все доступные средства - рассуждения, оружие, других людей и аппетиты - для того, чтобы стать доминирующей силой. Эго на своем троне.


Но в нашей христианской традиции этот modus vivendi был раз и навсегда побежден через воплощение Сына и Слова Божия, через Его распятие, смерть и воскресение. Бог и человечество вступили в новый мир, в Новый Завет. Бог не является врагом, как и другие люди. Каждый из нас становится врагом настоящей жизни, которая связана с любовью, примирением, сосуществованием, воскресением и вечностью. Она связана с присутствием Христа в нашей жизни и его отсутствием. И все же. В Церкви и в нашей жизни даже эта враждебность побеждается. Потому что самое великое - это наше спасение. Это не видение того, что мы сможем формировать мир таким, каким мы хотим его видеть; это наши отношения со Христом, которые не разделяют, не отделяют, не оставляют никого вне общения, но держат дверь открытой даже для тех, кто продолжает видеть в Боге врага и противостоять ему.

Поскольку мы были и остаемся грешниками, мы продолжаем, с паскудной незрелостью, рассматривать все в мире как подчиненное нашему эго и требовать, чтобы так оно и было, чтобы наши желания удовлетворялись либо мгновенно, либо в долгосрочной перспективе. Но на кресте Христос спас нас, спас и принял. Все, что требуется, - это чтобы мы смотрели на мир и жизнь Его глазами. Через раскрытие Его объятий для всех. Через прощение, которое Он даровал. Через Его жертву ради других. Через отказ от фанатизма. Потому что, подобно иудеям, мы продолжаем считать себя избранным народом, который всегда прав. Как фарисеи, мы соблюдаем заповеди и оправданно всемогущи в этом веке. Поэтому мы без колебаний разделяем и отделяем, отвергаем и отрицаем не поведение, а людей, не идеи, а личности. И в итоге мы умоляем Бога наказать наших врагов, которых мы создали для того, чтобы сделать себе приятное.

Наше спасение связано с нашей целостностью. Как целостные, психосоматические существа, мы призваны любить, прощать, объединяться и видеть в жизни перспективу воскресения. В частности, верить, доверять, предаваться воле Божией, делая все возможное для исполнения двух великих заповедей: любви к Богу и к другим людям. И делиться своими радостями и печалями с другими, в Церкви. Все остальное знает Господь.