Артем Бриус, он же огуречный, он же лысый человек - известный и популярный блогер, предприниматель, основатель и автор Огуречного канала попал под пресс правоохранительной системы.
Если вчера МОСКВА 24 показывала сюжеты про него говоря об успешном предпринимателе и гениальном маркетологе, то уже на днях вышел практически "разоблачительный" сюжет.
Бриус действительно может считаться кроссовочным королем России, который за год с небольшим открыл порядка сотни магазинов по программе наставничества.
Смысл программы в том, что предприниматель из города N оплачивает некую сумму за наставничество по открытию магазина кроссовок. Получает концепцию магазина с уникальным дизайном, получает от команды сопровождения помощь, а также получает поставки товара по специальным ценам. Стоимость услуг команды ООО Огуречная империя равнялась размеру вложений на открытие. Если на открытие нужен был 1 млн то и наставничество было оценено в 1 млн.
Первая проблема Бриуса - его так называемые партнеры у которых бизнес не пошел.
Пока о возбуждении уголовного дела по факту наставничества речи не идет - "потерпевшие" пошли в суды доказывать, что наставничество было нулевым и ограничивалось "типа парочкой голосовых".
Похоже, мы имеем дело с такой же историей как и с Аязом Шабутдиновым, когда из 50000 его довольных учеников нашлось 8 или сколько там неудачников из-за которых он попал в СИЗО.
Почему я написал "похоже". Потому что в наставничестве, если его разбирать с образовательной точки зрения, мы наблюдаем ту же картину как и в любом процессе обучения : учится 100 человек у одного и то же учителя или преподавателя, однако, знаниями похвастаться в итоге может только определенный процент.
А вот что декларировалось в части помощи в формате наставничества.
Если Бриус и его команда докажут, что по 12 пунктам была предоставлена информация - все будет в порядке.
Бизнес не пошел - это вообще, конечно, интересная история. Помню, я был на заседании в Государственной Думе где была "пострадавшая" от франшизы девочка, которая рассказала, что купила франшизу, открыла магазин в ТЦ и ее бизнес не пошел. Она закрылась. И на ее месте открылся новый магазин по этой же франшизе и....успешно работает!
Так в ком причина???
Сам Бриус много выкладывал у себя в Огуречном визиты тайных покупателей при которых оказывалось, что магазины были закрыты, не было должного ассортимента и все такое. ТИПИЧНЫЕ проблемы бизнеса!
Мне кажется, что такого рода наставничество должно оцениваться следующим образом: если при одинаковых условиях бизнес у 2 из 10 пошел, а у 9 нет то это считается эффективным наставничеством. Если хотите, то 1 это может быть случайность, а 2 уже тенденция! Это действительно так - бизнес идет у 1 или 2 из 10 и это нормально. Иначе бы все были предпринимателями.
В общем, как и в упомянутом случае с Шабутдиновым, люди просто сами профукали свой бизнес, но ведь так приятно найти виноватого!
Магазины же у Бриуса открывались, еще раз уточню, не по франшизе, а в формате консультаций. И выглядели они вот так:
Ну разве не искусство?
Маркетинг - тоже искусство
Или вот так. От названия до концепции
Концепция магазина в котором кроссовки продаются...на вес :)
А еще вот так:
Плюс "Кроссовки и точка" и все в таком же хайп стиле на ушедших из страны брендах.
Были и типовые проекты вроде такого
Вторая проблема Бриуса - контрафакт.
Сам Бриус отреагировал:
Немного похоже на двойные стандарты: у нас работает Дубровка, ТЯК и Садовод, «Апражка» в Питере и множество подобных мест везде, но продавать реплику, честно говоря, что это реплика и никого не наё… (не обманывая) — вдруг, стало уголовно наказуемым, отвратительным, ужасным. Ещё раз: продать палёные кроссовки, выдав их за оригинал — это у___тво, вообще ноль вопросов. Но продавать реплику кроссовок за адекватные деньги, говоря что это реплика кроссовок, где клиент доволен и не дезинформирован — хоть убейте, не вижу сильного преступления. Особенно сейчас, в период санкций и т.д.
Кстати, частично могу с ним согласиться. Но частично лишь в том, что продавать паленку это нарушение законодательства и это недопустимо. А вот тот факт, что в период санкций бизнес не может завозить реплики ушедших из страны брендов это неправильно, это не ориентировано на население.
Да, можем спорить тут долго. Считаю, что на госуровне в 22 году нужно было снимать ответственность со всех нарушений по маркам, ушедшим с рынка. Ушел - ушел. Все. Нет такого бренда и он не охраняется! Мы же почему то вместо этого начали заниматься параллельным импортом и когда у наших граждан в Европе забирают в том числе машины, бороться за авторские права этих самых европейских компаний ...
Думаю, что Артему нужно было заняться как раз этим вопросом и продвигать его на уровне ГД РФ, профильных ведомств и пр. Кстати, возможно он займется этим сейчас.
Что будет дальше? Пока не ясно, но важно следить за происходящим, поскольку так или иначе происходит отражение текущей ситуации в российском предпринимательском сообществе.