Продолжаем знакомство с новым учебником истории Мединского для одиннадцатых классов. Рассмотрим параграф 8 главы 1.
§ 8 Культурное пространство в 1953—1964 гг.
В самом начале параграфа авторы-«либероиды» задают вопрос ученикам: «Почему изменения в духовной жизни советского общества, произошедшие в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг., получили название «оттепель»?» - (https://wdfiles.ru/LM2e/Мединский%20В.Р.,Торкунов%20А.В._ИСТОРИЯ%20Р...)
Ответ прост – потому, что их предкам-«либероидам» так захотелось.
Большинство граждан СССР продолжали жить, трудиться и созидать в условиях долгожданного мира в стране, в которой СЧАСТЬЕ рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции было главной заботой коммунистической партии и государства.
В разборе параграфа 6 Главы 1 я уже писал: «На самом же деле этот период жизни советского государства необходимо называть «хрущёвская слякоть», как это метко подметил авторитетнейший на сегодня историк современной России Евгений Юрьевич Спицын. Для понимания того, что на самом деле происходило в это время в моей любимой Родине, я рекомендую к прочтению историческое исследование Евгения Юрьевича, которое он так и назвал – «Хрущёвская слякоть. Советская держава в 1953-1964». Как минимум для ознакомления с сутью материалов этой книги можно найти на просторах интернета презентации книги и многочисленные ссылки на неё самого историка и его коллег» – https://dzen.ru/a/Zj-pupYO-nsIZ8mH
Подавляющее большинство ЧЕСТНЫХ тружеников продолжали жить в прекрасном настоящем своей советской РОДИНЫ РАБОЧИХ И КРЕСТЬЯН, не задумываясь о какой-то непонятной «оттепели».
Что касается вопроса «чрезмерных репрессий», во-первых, приведу слова писателя и журналиста Сергея Довлатова:
– во-вторых, в очередной раз перенаправлю к авторитетным историкам, подробнейшим образом изучившим (по архивам) и рассказавшим об этом вопросе из истории СССР, Юрию Николаевичу Жукову (к величайшему моему сожалению, ушедшему в МИР ИНОЙ в 2023) и Евгению Юрьевичу Спицыну. Из выступления Евгения Юрьевича, например, я узнал, что даже в обласканной Микиткой Украине Хрущёву удалось найти меньше одного процента невинно осуждённых;
– в-третьих, большинство репрессий коснулось, партработников (троцкисты, зиновьевцы и прочие враги народа), военных (среди которых нашлось немало заговорщиков и предателей, что уже реально доказано), интеллигенции (это ещё та братия – за должности, квартиры и прочие блага строчила доносы аж «крыша поднималась», одно время я работал в НИИ – знаю о чём говорю);
– в-четвёртых, так получилось, что один мой дед Иван по доносу был арестован в 1937 (скорее всего работал в «шарашке», судя по фото), бабушку Аню сослали в Ташкент, а маму Аиду определили в школу-интернат под фамилией моего прадеда (Краснослободск, Мордовия),
а второй дед в 1939 был вызван в Москву к Лаврентию Павловичу Берии и был зачислен в его команду на службу по охране Иосифа Виссарионовича Сталина.
Бабушка Аня писала письма Иосифу Виссарионовичу и добилась полной реабилитации деда Ивана. Семья воссоединилась, но ненадолго, началась Великая Отечественная война. Бабушка с мамой пережили 186 дней оккупации Краснодара (первую мамину любовь в 1942 фашисты расстреляли), а с июня 1943 по сентябрь 1944 мама Аида работала за станком в Алма-Ате, изготавливая детали для наших «летающих танков» – штурмовиков «ИЛ-2».
Дедушка Саша рассказывал, что письма от граждан СССР Иосифу Виссарионовичу привозили каждый день в мешке (мешках). На многие он отвечал лично, многие направлял в нужные инстанции.
Вся семья по-доброму отзывалась об Иосифе Виссарионовиче, его делах и политике (возможно, баба Аня иногда сетовала на долгое разбирательство дела деда Ивана, да и то, как мне кажется, потому, что тот ушёл к другой женщине после войны – наверное она думала, что, если бы не было ареста деда, они бы остались вместе, но это уже не к генералиссимусу). А смерть Иосифа Виссарионовича стала горем для всей семьи, все плакали навзрыд. А мама Аида до самого ухода в МИР ИНОЙ грозила кулаком нашим новым властям «за всё хорошее», приговаривая «Йоси (так она с детства называла Сталина) на вас нет! Мало он вас посадил! Изо всех щелей повылазили, как тараканы!».
А на счёт «оттепели» в культуре много говорить не буду, а приведу в пример судьбу советского и американского скульптора Эрнста Иосифовича Неизвестного (https://ru.wikipedia.org/wiki/Неизвестный,_Эрнст_Иосифович), «В 1962 году, после конфликта с Никитой Хрущёвым, Неизвестный был исключён из Союза художников, лишён мастерской, после чего работал на заводе, литейщиком, каменщиком». Малообразованный по факту (а не по документам) Микитка НЕ МОГ принести «оттепель» в культуру страны ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ.
Пришлось написать такое пространное объяснение буквально первым строчкам этого параграфа о хрущёвской «оттепели». Но в этом вопросе у меня никогда не будет компромисса с «либердой».
Чуть ниже в табличке достижений СССР и МИРА у СССР упоминается такое «достижение», как публикация в газете «ПРАВДА» телевизионной программы (?!), хотя в ней же говорится о победе сборной СССР по футболу на Олимпийских играх 1956 (правда, если быть последовательными, в этой же таблице надо было указать победу сборной СССР и на Первом чемпионате Европы по футболу в 1960), выигрыше Михаилом Ботвинниковым титула чемпиона мира по шахматам в1961.
Есть в этой табличке и факты, подтверждающие «хрущёвскую слякоть». В 1958 Борису Пастернаку (https://ru.wikipedia.org/wiki/Пастернак,_Борис_Леонидович) была присуждена Нобелевская премия по литературе. После присуждения премии началась травля Пастернака в советской печати, его исключили из Союза писателей СССР, подвергали оскорблениям со страниц советских газет, на собраниях «трудящихся», требовали его высылки из СССР и лишения его гражданства. НИЧЕГО СЕБЕ ОТТЕПЕЛЬ!
И ещё одно примечательное событие той эпохи – появление на телевидении «Клуба весёлых и находчивых» (КВН). Неплохая, конечно, передача для молодёжи: можно было попытаться с юмором говорить на злободневные темы в жизни страны. Правда прямые эфиры быстренько убрали, чтобы была возможность цензуры всевозможных молодёжных вольностей. Но «прославил» эту передачу её ведущий именно в плане «хрущёвских» вольностей, запустивших в рамках так называемой «оттепели» всевозможные правонарушения, в частности махинации с валютой. Сегодня в Википедии и в других интернет-источниках всю информацию зачистили, особенно в свете того, что в новой России ведущий уже успел побывать доверенным лицом «нашего всего». Но о том, что ведущий КВН попался на незаконных операциях с валютой говорил весь СССР. И сейчас ещё попадаются в сети рассказы тех, кто отбывал срок в колонии вместе с валютчиком-неудачником.
В принципе, можно было бы дальше и не рассматривать параграф. Первая же страница с первых строк показала направленность параграфа. Тем не менее попробую полистать все его страницы.
В начале следующей страницы читаем «Появились произведения нового, обновленческого направления в советской литературе. Суть его состояла в обращении к внутреннему миру человека, его повседневным заботам, к нерешённым вопросам развития страны» (https://wdfiles.ru/LM2e/Мединский%20В.Р.,Торкунов%20А.В._ИСТОРИЯ%20Р...). Мягко говоря, а что же нового такого особенного появилось? Была революция, индустриализация, коллективизация, Великая Отечественная война. И литература была соответствующая. Сюжеты, естественно, были пронизаны героикой того времени. И кто скажет, что «Тихий Дон», «Поднятая целина» (кстати, второй том издавался в 1959, но о нём в учебнике ни слова), «Судьба человека» Михаила Шолохова, «Разгром», «Молодая гвардия» Александра Фадеева не о внутреннем мире человека, не о его повседневных заботах?! Причём какие были великие романы, какими выдающимися писателями они были написаны. А ведь я привёл только две фамилии советских писателей.
В послевоенные годы появились хорошие добротные произведения писателей-фронтовиков. Всех их не перечислить. Пусть это будет «домашним заданием» для современных читателей – найдите хорошую литературу о войне, просмотрите советские художественные фильмы, такие как «Они сражались за Родину», киноэпопея «Освобождение», «Щит и меч», «Жаворонок», «Отец солдата» и многие, многие другие.
Далее читаем:
«Освоение космоса, развитие науки сделали чрезвычайно популярной научную фантастику. Романы и повести И. Ефремова, А. Казанцева, братьев А. и Б. Стругацких и др. создавали преисполненный борьбы, но привлекательный образ будущего, раскрывали внутренний мир советского исследователя и учёного, движимого в первую очередь общественными интересами» (https://wdfiles.ru/LM2e/Мединский%20В.Р.,Торкунов%20А.В._ИСТОРИЯ%20Р...).
Написано всё правильно, но новое социалистическое общество невозможно представить без научной фантастики в принципе. И уже почти сразу после революции появилась первая советская фантастика. Например, «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого, «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Звезда КЭЦ» Александра Беляева. Поэтому перечисленные в параграфе фантасты, безусловно, выдающиеся советские писатели, но о космических полётах и других предстоящих открытиях писали их предшественники уже задолго до Великой Отечественной войны.
Далее в параграфе описываются попытки диалога власти с творческой интеллигенцией при Хрущёве. Собственно, выше я уже написал, чем это заканчивалось в так называемую «оттепель».
С церковью у власти при Хрущёве тоже не заладилось – сплошная «слякоть».
Появление «самиздата» не бог весть какое открытие, существовавшее и до революции. А вот «тамиздат» – публикация за границей произведений за счёт иностранных спонсоров в итоге ни к чему хорошему не привело, т.к. кто платит – тот и заказывает музыку. И на головы советского человека вылились потоки грязи и вранья от отморозков типа Солженицына и Резуна. Будем честны, их тлетворное влияние сыграло свою роль в развале СССР.
О советском спорте можно писать и писать. Создавались целые школы в различных видах спорта, на основе которых до сих пор достигаются новые рекорды и достижения в спорте.
Хоть тогда появилось, и существует понятие «шестидесятники», я бы не стал всех подгонять под одну гребёнку. Я знал разных людей того поколения. Были среди них как умнейшие и близкие мне по духу, так и полная «либероидная» клоака.
Так что с итогами параграфа в учебнике я абсолютно не согласен.
Мой вердикт параграфу – «ДВОЙКА С ПЛЮСОМ», причём плюс за спорт и научную фантастику, хотя авторы тут и не причём.
До новой встречи!
БЫТЬ ДОБРУ!