Доброго дня, дорогие мои читатели!
Продолжаю цикл публикаций на тему моего юридического опыта работы в сфере дорожно-транспортных происшествий и разбора дорожных ситуаций с экспертами авто-техниками, криминалистами.
Все авто-технические ситуации сами по себе связаны с техникой и управлением транспортным средством как источником повышенной опасности.
Техническое сопровождение данных вопросов при разборе ДТП, расследовании происшествий в уголовном порядке, в гражданских спорах при возмещении вреда и ущерба, причиненного в результате ДТП, просто необходимо и такая необходимость связана не с правом выбора применения участниками судопроизводства специальных познаний в исследовании автотехнических моментов, а с обязанностью следствия и суда привлекать профильных специалистов по тем вопросам, которые необходимы для конкретной сложившейся дорожной ситуации.
Сразу скажу, что юрист (адвокат), не понимая технических особенностей рассмотрения дел ДТП, не сможет обстоятельно и правильно выстроить линию защиты водителя ни в административном производстве, ни в в уголовном, ни в гражданском порядке.
Поэтому, все мои публикации направлены на то, чтобы разобрать те специальные особенности данной категории дел ДТП, которые необходимы не только для каждого юриста и профессионала в этой области, но и для простых водителей, чтобы можно было понимать суть и специфику рассмотрения данных споров.
Сразу оговорюсь, что работа с экспертами-криминалистами выстроена была в моем опыте задолго до адвокатуры.
Еще с 2007 года, работая в страховой компании, я как юрист разбирала сложные случаи дорожных ситуаций с специалистами отдела урегулирования убытков страховой компании и группой экспертных специалистов при рассмотрении заявлений участников ДТП относительно признания событий страховым случаем и выплаты страхового возмещения.
Это специалисты невероятного ума и технических навыков - исследовали самые сложные ситуации, специалисты с огромным опытом работы в качестве экспертов-криминалистов в государственных экспертных учреждениях, с опытом работы свыше 15 (пятнадцати) лет по специальности «Трасологическая экспертиза», «Эксплуатация и ремонт технических устройств и базовых машин», «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия», «Исследование технического состояния транспортных средств» и «Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)».
Поэтому, тот опыт, который я получила при совместной работе с криминалистами в сфере дорожно-транспортных ситуаций, я считаю очень ценным и дорожу им, а в данной статье я делюсь им с вами, дорогие читатели, чтобы вы понимали техническо-правовые особенности рассмотрения дел, сопровождаемых специальными познаниями в области авто-технике и криминалистики ДТП.
В данных статьях я делаю акцент не только на правовые моменты и важные существенные факты технических особенностей получения сведений о происшествии именно юристом (мной как адвокатом), но и раскрываю особенности работы экспертов в области криминалистики ДТП наряду с адвокатом при расследовании особо сложных обстоятельств происшествия в целях защиты водителей транспортных средств от необоснованного обвинения.
Поэтому, оговорюсь, что мои статьи носят комплексный экспертно-правовой анализ основанный на материалах моих гражданских, административных и уголовных дел с ссылками на специальные познания в области криминалистики ДТП и авто-техники согласно проведенным по адвокатскому запросу в данных делах экспертами исследованиям.
Давайте разбираться!
Сегодня будет рассмотрена нами ситуация, связанная с моментом столкновения транспортных средств в ДТП - образование повреждений на ТС при взаимном контактировании (столкновении) в момент ДТП.
Задаем главный вопрос, на который нужно ответить, прочитав данную статью:
На что влияет фактор доказывания столкновения транспортных средств - момент столкновения, а также характер образования повреждений на каждом из транспортных средств как участников столкновения?
Отвечу сразу, а далее разберем пример из моей практики:
Все полученные от специалистов сведения по данным обстоятельствам ДТП являются юридически значимыми доказательствами, которые влияют на юридическую квалификацию действий водителя и как следствие на распределение степени ответственности (административной, уголовной, гражданской) на водителя как виновное лицо в ДТП за причиненный третьим лицам вред при столкновении ТС.
- Момент столкновения транспортных средств - это важное событие, которое характеризуется образованием повреждений единого характера происхождения конкретного события на контактирующих транспортных средствах.
Контакт или взаимодействие транспортных средств исследуется судами при выяснении, например, законности отказа страховой компанией участнику ДТП в признании события страховым случаем и, как следствие, отказа в выплате страхового возмещения за те повреждения, которые, по мнению страховщика, не могли возникнуть в результате столкновения, а возникли как следствие иных обстоятельств.
Механизм образования повреждений, характерный произошедшему событию, выясняется и в административном порядке, например, в случаях, когда требуется доказывание отсутствие столкновения и ответственности за оставление места ДТП, поскольку ДТП как такого и не было в виду отсутствия повреждения на транспортных средствах.
- Характер повреждений, соответствующий механизму столкновения - образует объем повреждений, требующий возмещения лицом, причинившем вред.
Иными словами, в гражданском порядке при рассмотрении споров о возмещении ущерба, причиненного транспортному средству за повреждение автомобиля в ДТП, юристу требуется также доказать, что такие повреждения возникли именно в результате взаимного контактирования конкретных транспортных средств в ДТП и при тех обстоятельствах, которые изложены в административном материале.
Например, в результате столкновения на перекрестке двух транспортных средств, удар одному транспортному средству (ТС-1) пришелся в правое переднее колесо, при этом, на втором транспортном средстве (ТС-2) образовалась вмятина на переднем бампере автомобиля.
Заявляя ущерб, причиненный к возмещению, водитель первого транспортного средства (ТС-1) включил в размере ущерба повреждения крыши ТС, полученные в результате падения дерева на ТС.
Стоимость таких повреждений (крыши ТС) увеличивает размер ущерба, однако, характер образования таких повреждений не соответствует механизму движения и моменту столкновения двух ТС в ДТП, следовательно, неправомерно возлагать ответственность за возмещение стоимости восстановления повреждений, не относящихся к ДТП на виновного в ДТП водителя транспортного средства.
Разбираясь с выплатой страхового возмещения, страховщик обязательно обратит на это внимание и после проведения трасологических исследований, может отказать в выплате страхового возмещения по причине того, что возникшие повреждения на ТС не относятся к ДТП, а следовательно, не могут быть признаны страховым случаем и не подлежат возмещению.
И в данном случае страховая компания будет права.
В судебных имущественных спорах по возмещению ущерба суды также обращают на данный факт особое внимание, поскольку не за любое повреждение возмещается ущерб лицом, причинившим вред, а только за то, которое находится в причиной связи с неправомерными действиями такого лица (причинителя вреда) - это прямо предусмотрено ст. 15, 1064, 1079 ГК РФ.
Поэтому, установление в гражданском порядке причинно-следственной связи образования повреждений, возникших в ДТП на ТС осуществляется в результате именно действий лица, причинившего вред, а не иных событий (падения дерева, например), в связи с чем, также потребуется определить механизм образования повреждений на транспортных средствах в результате их взаимного контактирования в соответствии с обстоятельствами ДТП, изложенными в административном материале.
К обязательному исследованию характера образования повреждения на транспортных средствах на месте ДТП с тяжкими последствиями (причинение тяжкого вреда здоровью или смерть потерпевшего) прибегают технические эксперты-криминалисты при расследовании следствием особо важных дел по дорожно-транспортным ситуациям.
Такое расследование сопровождается сбором с места ДТП следов на местности, а также на транспортных средствах как вещественных доказательств в целях их оценки следствием и определения единого механизма движения, а также причин, способствующих возникновению ДТП и столкновения транспортных средств.
О порядке сбора таких доказательств в уголовном порядке, их надлежащего оформления сотрудниками ГИБДД, а затем органами следствия мы поговорим с вами подробнее в следующей статье, тогда как в настоящем материале я постараюсь изложить общее понимание того, зачем и как устанавливается контакт при столкновении транспортных средств в ДТП, постараюсь изложить основные криминалистические признаки взаимного контактирования автомобилей на приведенном мной примере из моей частной практики с учетом проведенных экспертных исследований.
Следует обратить внимание на то, что сам факт ДТП характеризуется движением транспортных средств, которыми причинен вред или ущерб в материальном его выражении.
То есть, дорожно-транспортное происшествие - это событие, сопровождающее столкновением и контактом, повлекшем образования вреда у потерпевшего.
При определении способа страхового возмещения также законодателем установлен момент столкновения как характеризующий фактор, свидетельствующий о контактировании транспортных средств в ДТП и как следствие этого контакта - образование соответствующего ущерба, подлежащего возмещению (пп.б) п. 1 ст. 14.1 . Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.03.2024)).
Таким образом, можно сделать вывод, что вред (ущерб в материальном его понимании), причиненный в результате ДТП - это последствия столкновения (контакта) транспортных средств, который возникает из правовой квалификации деликтных правоотношений, а именно: при оценки противоправных действий и причинной связи лица, причинившего вред с образованием такого вреда (ущерба) в том объеме, который был зафиксирован в момент столкновения, именно столкновения в результате того события, за которое и компенсирует вред (ущерб) причинитель вреда потерпевшему.
Мы можем точно указать, что образованию вреда (ущерба) в результате ДТП предшествует контакт (столкновение) транспортных средств при их движении, а это важное обстоятельство, потому что направление движения транспортных средств, момент столкновения образует характер повреждений, который уже определяется специалистами при ответе на вопрос:
"Определить характер и механизм образования повреждений на транспортных средствах и могли ли такие повреждения быть образованы в результате столкновения двух транспортных средств при обстоятельствах, указанных в административном материале?"
Разобравшись с пониманием контакта транспортных средств и юридической важности установления данных обстоятельств применительно образования ущерба, хотелось бы остановиться на раскрытии основных криминалистических признаков, характеризующих взаимный контакт при исследовании механизма образования повреждений на транспортных средствах специалистами в области трасологии и авто-техники.
Ко мне обратился водитель транспортного средства Вольво, которого за оставление места ДТП при столкновении с автомобилем Киа привлекали к административной ответственности с лишением права управления транспортным средством. Водитель же Вольво утверждал, что никакого столкновения не было, повреждения не возникли, а, следовательно, основания для привлечения к административной ответственности - отсутствовали. Водитель же Киа в подтверждение факта столкновения ТС предоставил на осмотр свое транспортное средство с повреждениями, которые и были положены в основу квалификации события как столкновения и привлечение водителя Вольво к административной ответственности.
Мы стали изучать характер образования повреждений на транспортном средстве Вольво и Киа с привлечением специалистов и, как оказалось, характер образования таких повреждений совершенно не соответствовал описанному водителем Киа в объяснениях механизму столкновения.
Нами были поставлены вопросы перед экспертами, требующие разрешения с применением специальных познаний:
1. Определить локализацию, характер и механизм образования имеющихся повреждений автомобиля Вольво?
2. Определить, имеются ли на транспортных средствах Киа и Вольво трасологические признаки их взаимного контактирования?
3. Могли ли указанные повреждения автомобиля Вольво и заявленные повреждения автомобиля Киа быть получены в результате их столкновения при обстоятельствах, указанных заявителем и других данных, имеющихся в представленных материалах?
Специалистом был проведен осмотр транспортного средства Вольво.
При проведении осмотра применялись как общие (наблюдения, измерения, моделирования и т.п.), так и частные (микроскопические, фотографические и т.п.) методы исследования следов на представленном транспортном средстве.
В процессе осмотра было установлено, что на автомобиле имеются локально расположенные механические повреждения деталей левой задней части, которые характеризуются следующим образом.
Как указал специалист, в левой части заднего бампера автомобиля имеется поверхностное повреждение динамического характера в виде продольной горизонтально ориентированной стертости лакокрасочного покрытия (см. фото ниже), располагающейся на уровне от 46см до 47см от дорожного покрытия (см. фото модели ниже), с направлением следобразования слева направо, которое имеет сплошной следовой рисунок (фото 1-2), соответствующий контакту с следообразующим объектом, имевшим жесткую выступающую кромку на указанном уровне от дорожного покрытия.
Кроме того, исследованием было установлено, что в нижней левой части бампера имеется локальное повреждение статического характера в виде небольшой вмятины размером около 3х4мм (см. фото 1-2 выше), располагающейся на уровне около 39см-40см от дорожного покрытия.
На левой стороне (закруглении) заднего бампера на участке размером 7х12см имеются множественные локальные царапины, располагающиеся на уровне от 58см до 70см относительно дорожного покрытия (см. фото 3 ниже) и имеющие различные характер, форму и направление своего развития.
Как указал специалист, последнее указывает на механизм их образования при неоднократном контактировании заднего бампера автомобиля Вольво с различными следообразующими объектами и соответственно в разное время.
На кромке левого заднего фонаря автомобиля имеется локальное повреждение в виде стертости размером 2х2см и расположенное на уровне около 78см-79см от дорожного покрытия (см. фото 4 выше).
Проведя исследования, специалист пришел к выводу о том, что все указанные повреждения не объединены единым механизмом и характером их образования, а следовательно, повреждения на транспортных средствах были получены не в результате ДТП.
Отвечая на вопрос о наличии или отсутствии признаков трасологического контактирования траспортных средств, специалист провел также дополнительные исследования.
Согласно данных представленных водителем автомобиля Киа, все внешние повреждения его автомобиля могли образоваться только в результате наезда на него автомобиля Вольво, двигавшегося задним ходом слева.
При этом, у автомобиля Киа в справке ДТП были зафиксированы повреждения в виде «потертости левой передней двери и потертости ручки двери…».
Конечное положение автомобиля Киа и другие данные вещной обстановки зафиксированы на Схеме места совершения административного правонарушения.
Исследуя описанные в материалы повреждения фактическому их наличию на ТС, специалистом было установлено при анализе фотоснимков и описанных повреждений, что на автомобиле Киа имеются объемные механические повреждения деталей левой боковой стороны, которые на представленных фотоснимках не просматривались.
Специалистом сообщалось в заключении, что указанные повреждения должны иметь единый механизм и характер их образования (т.е. образоваться одномоментно и при контакте с одним следообразующим объектом) и соответствовать активному контакту левой передней двери автомобиля Киа со следообразующим объектом, имевшим выступающую часть на уровне от 60см до 76см от дорожного покрытия и на уровне 82см от покрытия.
Дальнейшее сравнительное исследование повреждений следовоспринимающего объекта – левой боковой стороны автомобиля Киа, и следообразующего объекта – левой задней части автомобиля Вольво, показало их полное несоответствие друг другу по форме, характеру и расположению.
Так по результатам проведённого исследования специалистом было отмечено следующее:
а) повреждения левой передней двери автомобиля Киа (в виде «горизонтальных царапин») по своей форме, характеру и расположению (в частности по высоте расположения пятна контакта от дорожного покрытия 60см-76см) не соответствуют левой задней боковой стороне автомобиля Вольво и его повреждениям (высота расположения пятна контакта 58см-70см); при активном контакте таких гладких вертикально ориентированных поверхностей взаимодействовавших деталей автомобилей могли образоваться только стертости ЛКП (поверхностные повреждения), что в данном случае не отмечается: на обоих автомобилях зафиксированы только объемные повреждения – царапины (причем для каждой должен существовать свой следообразующий объект соответствующей формы и расположения);
б) повреждение ручки двери автомобиля Киа в виде потертости (82см от покрытия) также по расположению не соотносится с повреждением левого заднего фонаря автомобиля Вольво (78-79см от покрытия);
в) при этом в месте имеющихся на левой задней боковой стороне автомобиле Вольво повреждений (левая часть заднего бампера) наиболее выступающими деталями являются: арочная часть его левого заднего крыла и угловая часть заднего бампера (см. фото 7-8 ниже), что неизбежно должно было отразиться в случае контактирования в повреждениях автомобиля Киа, которые должны были бы иметь следы контакта на всем участке следообразования, охватывающем левую заднюю дверь автомобиля, что в данном случае не отмечается.
Кроме этого, специалистом было отмечено, что в случае такого характера столкновения автомобилей (наезд на стоящее ТС) неизбежно, в случае контакта и остановки двигавшегося ТС, образуются вертикально ориентированные трассы в месте непосредственного контакта, вызванные работой подрессоренной массы автомобилей, что в данном случае также не отмечалось.
Таким образом, как показали результаты проведенного исследования, заявленные повреждения автомобиля Киа по своей форме, характеру и расположению не соответствовали имеющимся повреждениям автомобиля Вольво и не могли образоваться в результате столкновения указанных автомобилей при обстоятельствах, указанных заявителем, и других данных, имеющихся в представленных материалах (административном материале).
То есть, специалистом было установлено, что в данном случае в повреждениях автомобиля Киа отсутствовали трасологические признаки контакта деталей его левой боковой стороны с двигавшимся автомобилем Вольво, а следовательно, все изложенные обстоятельства столкновения и образования ущерба опровергались характером образования повреждений на ТС, которые исключали сам факт столкновения транспортных средств при изложенных в объяснении водителем Киа обстоятельствам.
В соответствии с Методическими пособиями, указанными в разделе Нормативной и справочной документации, если повреждения на одном автомобиле не соответствуют по локализации, расстоянию от дорожного покрытия и характеру повреждений на другом автомобиле, имеются основания для вывода об отсутствии контакта между ними; если повреждения совпадают по всем указанным факторам и образуют неповторимую совокупность парных следов, то можно прийти к выводу, что именно эти транспортные средства находились в контакте в момент происшествия.
Таким образом, проведенное исследование с технической точки зрения позволяло исключить факт контактного взаимодействия автомобилей Вольво и Киа при обстоятельствах, зафиксированных ГИБДД.
А это означает, что в действиях водителя Вольво отсутствовало событие административного правонарушения, как следствие, дело об административном правонарушении подлежало прекращению.
Если бы рассматривался вопрос о компенсации стоимости повреждений, заявленных водителем Киа в гражданском порядке, то факт образования от иных событий, не связанных с столкновением транспортных средств в ДТП мог бы освободить водителя Вольво от возмещения вреда в виду его отсутствия как это предусматривают положения п. 2 ст. 1064 ГК РФ.
На основании приведенного мной примера, хотелось бы подвести итог сказанному:
- взаимный контакт транспортных средств характеризуется возникновением повреждений, соответствующих взаимной локализации их образования и контактировании при обстоятельствах, изложенных в административном материале;
- установление трасологических признаков взаимного контактирования транспортных средств в ДТП - это прерогатива специалистов и судебных экспертов, которые исследуют механизм образования повреждений и выявляют их взаимную связь с обстоятельствами происшествия и действиями каждого из водителя в конкретном случае ДТП;
- контакт как столкновение транспортных средств - это событие, которое влечет образование повреждений как ущерба в имущественном его выражении и который определяют именно тем объемом возникших повреждений, которые имеют причинную связь именно с моментом столкновения и взаимодействием двух или нескольких транспортных средств в результате их столкновения;
- повреждения, не относящиеся к столкновению, но выявленные на транспортных средствах, по своему характеру, различному от механизма движения транспортных средств и механизма столкновения - не подлежат возмещению виновником происшествия (причинителем вреда), такие возмещения также исключаются Страховщиком из размера страхового возмещения при рассмотрении вопроса признания случившегося события страховым случаем и являются основанием для отказа в выплате страхового возмещения лицу, которому причинен вред в результате такого события.
- характер образования повреждений, не характерных с технической точки зрения обстоятельствам происшествия на транспортных средствах, исключает событие, в результате которого возможно привлечь к ответственности водителя транспортного средства.
- В случае, если водитель докажет отсутствие контакта и образование повреждений на транспортных средствах, то может полностью или частично быть освобожден от возмещения ущерба, которое не находится в причинной связи с фактом ДТП (столкновением транспортных средств).
Друзья, раскрыла для вас очень важные подробности определения характера образования повреждений на транспортных средствах с учетом их технических особенностей определения трасологических признаков взаимного контактирования транспопртных средств в ДТП.
Надеюсь, что моя статья была полезна вам!
Ставьте лайки, подписывайтесь, далее будем разбираться в уголовных особенностях получения следователями и экспертами сведений с места ДТП и их фиксации на стадии сбора доказательств на предварительном расследовании судебными экспертами.
С уважением,
юрист частной практики Кислянских Марина Вячеславовна