Найти тему
Искусство кино

«Анора» Шона Бейкера: святочное роуд-муви о неравном браке русских и американцев

В основном конкурсе Каннского фестиваля — снова 2021 год, когда все были в восторге от одного искреннего и искристого международного фильма с Юрой Борисовым. Но теперь он называется не «Купе номер шесть», а «Анора», и его сняли в Америке, а не в России. Егор Москвитин рассказывает, каким получился новый фильм Шона Бейкера — человека с телефонным аппаратом, который начинал со снятых на айфон рождественских сказок про бродяг, а теперь стал для Америки новым Фрэнком Капрой.

Юная Ани (Майки Мэдисон из «Однажды в Голливуде») не любит свое полное имя Анора и работу свою — танцевать у шеста и на коленях у мужчин — тоже не любит, но делает хорошо и на судьбу не ропщет. А еще она немного говорит (благодаря бабушке) по-русски, поэтому из всех стриптизерш именно ей достается еще более юный клиент по имени Ваня (Марк Эйдельштейн). Сын русского олигарха живет в огромном особняке, тусуется, как в клипе Party Like A Russian, много играет на PlayStation и до смерти боится своих далеких (оба в Москве) предков (Алексей Серебряков и Дарья Екамасова). У Ани и Вани возникает связь, которая поначалу кажется ремейком «Красотки»: сперва он платит ей за секс, потом за то, чтобы вместе провести новогодние праздники, а затем и вовсе зовет в жены, чтобы стать американцем и не возвращаться в Россию. Девушка, привыкшая выживать за счет своего тела и выросшая на мечте о Диснейворлде (гремучая смесь и милый привет «Проекту Флорида»), соглашается.

Но фильм на этом не заканчивается, а только начинается — и из подростковой «Красотки» превращается в упоительное полукриминальное роуд-муви. Русские родители летят в Америку с целью разлучить новобрачных Рому и Юлю. А в авангарде красного вторжения оказываются потешные армянские гангстеры (Карен Карагулян и Ваче Товмасян, порой переигрывающие даже дуэт из «Один дома») и мрачный, но тоже любящий бабушек gopnik Igor (похититель любого кадра Юра Борисов).

«Анора» — это лучистое и легкое, смешное и искреннее в своем человеколюбии кино, режиссер которого даже в 53 года выглядит как самый добрый на свете и при этом по каким-то причинам очень счастливый ребенок. Это было ясно еще в 2018 году, когда во время zoom-обсуждения после российской премьеры «Проекта Флорида» в кадр то и дело лезли собаки Бейкера, а сам он трогательно хлопал в ладоши каждый раз, когда кто-то из российских зрителей угадывал, почему он использовал тот или иной прием. Выражение «святая простота» могло бы быть вторым именем Бейкера; через этого товарища и правда льется какой-то свет, который чувствуется в каждом диалоге и каждом кадре. «Анора» — прекраснодушная история о банде аутсайдеров, о сломанных цветах, о городе потерянных детей, о земле кочевников и о доброте незнакомцев, в которую даже после кошмара верила героиня «Трамвая «Желание». Разбираться в том, как такое кино делается, — все равно что опровергать чудеса; хочется просто думать, что такими, как Бейкер, движет наитие, которое нисходит на нужных людей в нужный момент. Движет — и точка.

И если счастье — это когда тебя понимают, то Шону Бейкеру лучше не читать советских газет. Западные СМИ дружно хвалят фильм за его умение замечать, утешать и воспевать самых незащищенных людей на свете и делать это с подлинной эмпатией, без спекуляций. Российские критики же принялись спорить о том, романтизирует ли фильм русскую душу в 2024 году и эксплуатирует ли стереотипы о наших людях.

    Шон Бэйкер, Марк Эйдельштейн, Майки Мэдисон Шон Бэйкер, Марк Эйдельштейн, Майки Мэдисон
Шон Бэйкер, Марк Эйдельштейн, Майки Мэдисон Шон Бэйкер, Марк Эйдельштейн, Майки Мэдисон

Но, кажется, на «Анору» все же стоит смотреть как на чисто американскую историю, в которой на месте очаровавших всех Марка Эйдельштейна и Юры Борисова (и появляющихся ненадолго, но тоже эффектных Дарьи Екамасовой из «Гив ми либерти» и Алексея Серебрякова) мог оказаться кто угодно. Так что остается лишь радоваться, что в начале 2023 года Шон Бейкер не отказался от русских героев и российских актеров.

И такая оптика (возможно, искаженная — но так видится из-за океана) тут же превращает инди-режиссера в наследника великих американских пахарей доброты. От Фрэнка Капры («Эта прекрасная жизнь») и Джона Хьюза («Самолетом, поездом, машиной») до Пола Мазурски («Москва на Гудзоне») и Мартина Бреста («Успеть к полуночи»). Не исключено, что этот список однажды пополнит и Кирилл Михановский («Гив ми либерти») — если будет снимать фильмы чаще, чем раз в десять лет.

Как и Капра, Шон Бейкер инстинктивно ищет защиты у Рождества и совета у сказки: события «Мандарина» и «Аноры» начинаются в сочельник, а «Проект Флорида» и «Красная ракета» следуют фольклорной структуре. В одном фильме девочка сбегает из грязного отеля в манящий Диснейворлд, а в другой добрый молодец раскатывает по городу на велосипеде с низкой посадкой и выполняет потешные квесты. «Анора» из-за незаметно зреющего конфликта между героями Эйдельштейна и Борисова тоже развивается, как сказка о двух братцах и одной красной девице. Один — нарядный царевич, другой — тихий богатырь. Но и спящей красавице лучше не забывать, что она женщина XXI века.

Как и Джон Хьюз, Шон Бейкер дробит фильм на акты, скорость которых зависит от того, как быстро герои перебирают ногами. Первые полчаса — сказка про Золушку из стриптиз-клуба, беспечную молодость, неуклюжий секс, мальчишник в Вегасе и новогоднее похмелье. Магический реализм у Бейкера вовремя приглушается то телесной комедией, то грязной лексикой (вот бы кто-то объяснил иностранцам, как здорово здесь матерятся на русском), то операторским тремором. Подобно сбоящей иллюзии из «Матрицы», фильм то и дело аккуратно возвращает героев из сказки в быль. Эта часть фильма, кстати, настоящий бенефис Марка Эйдельштейна как главного амбассадора сегодня этой самой беспечной молодости; мем про то, что он наш Шаламе, теперь наконец-то подхватили и американцы.

    «Анора», 2024 «Анора», 2024
«Анора», 2024 «Анора», 2024

Следующие полчаса — уморительная слэпстик-комедия в духе «Один дома», где себя проявляют уже армянские актеры и немногословный Юра Борисов, еще никогда не игравший таких зрелых мужчин — даже в байопиках про Калашникова и танкистов. А второй час фильма — турбулентное роуд-муви со всем, что так дорого американцам: дайнерами, барами, аэропортами и судами.

Как и Пол Мазурски, Бейкер не боится давать трибуну иммигрантам. В «Москве на Гудзоне» герой Робина Уильямса бежал из СССР в Штаты, но и не думал переставать быть русским; и ровно это его в конце концов и спасало. В «Аноре» зрителей ждет целый автобусный тур по Брайтону, а поначалу поверхностная карикатура на мальчика-мажора и его родителей-олигархов в конце концов сложится в большую и печальную фреску. Талант, а то и дар Бейкера — в умении искренне интересоваться и без снисхождения сопереживать всем. Бывшим заключенным в «Мандарине»; проигравшим жизнь мужчинам, малолетним матерям и «белому мусору» в «Проекте Флорида»; искателям счастья в порноиндустрии в «Красной ракете». Теперь пришла пора вернуться к секс-работницам и присмотреться к армянам и русским — такого меткого взора, как у Бейкера, хватит на всех.

Если забыть о радости за своих, настоящая звезда фильма — героиня 25-летней Майки Мэдисон. В финале — неожиданно и неуклюже драматичном после двух часов комедии, но тихом и пронзительном — еще неполноценная Ани усваивает важнейший урок и наконец-то становится Анорой. Сколько бы вокруг ни крутилось мальчиков, это история взросления девочки — возможно, той самой, которая заблудилась в Диснейворлде в «Проекте Флорида» или выбрала не ту карьеру в «Красной ракете».

И наконец, как и Пол Мазурски в «Успеть к полудню», Бейкер знает, что любая проповедь усваивается лучше, если завести таймер. В этот раз героям надо успеть не к полуночи, а к обеду следующего дня, когда в Нью-Йорке приземлится частный джет русского олигарха. И путешествие сквозь бруклинскую ночь поэтому только набирает скорость. Героев ждут и аварии, и драки, и трипы, и снегопады — а в то, что фильм шел 139 минут, не веришь и после титров.

В 2007 году Абель Феррара привез в Канны волшебный фильм «Сказки стриптиз-клуба» о том, что вера в чудо может быть способом организации жизни. Кто же тогда знал, что самая лучшая каннская сказка стриптиз-клуба родится через 17 лет.