Найти тему
@uspeh_rebenka

Как маленькое детское переживание развивается в серьезную поведенческую проблему или зависимость? 2 направления действий семьи

Любой ребенок подросткового возраста считает себя самым взрослым и самым умным. Вспомните себя в этом возрасте, все проходили этот этап.

Просто среда развития немного отличалась. Но глобально ничего не изменилось – действуют все те же психологические законы, открытые великими учеными.

Да, добавилась новая, причем очень большая по силе влияния переменная – присутствие в жизни цифрового поколения инфокоммуникационного контекста.

Но, если мы, современные родители, будем действовать продуманно и грамотно, то в результате сформируется целостная личность, способная двигаться к собственным целям и справляться с трудностями.

"Уже взрослого" ребена можно сравнить с маленькой лодкой, который двигается в огромном, часто неспокойном океане. Опыта еще мало, но юношеский максимализм самоуверенно тащит вперед.

Неизбежно, у вас было тоже самое - она попадает в шторм, проще говоря, сталкивается с препятствием, непониманием, нежеланием, отсутствием стремлений. Это тот самый поворотный пункт детского развития, очень четко сформированный великим ученым Л. С. Выготским.

Очевидно, что подросток самостоятельно не справляется. То очередной информационный ветер сносит с пути, то появляются так называемые авторитеты, и хочется построить жизнь так же, то просто тебя затягивает цифровая реальность, которая, по правде говоря, намного проще и предсказуемей, чем этот «паршивый мир», где то шторм, то грозы, то войны или болезни, то финансовые трудности родителей с инфляцией и ипотекой.

Тут нормальные взрослые с более-менее устойчивой психикой часто не выдерживают бесконечные ветры перемен и прячутся в зависимость. А что говорить о детях? Которые только формируются и вообще толком не понимают кто они, и зачем барахтаться, когда ни сил, ни мотивации часто просто нет.

Как глянешь в запретграм, на жизнь богатых и знаменитых, сравнишь со своей реальностью, то отчаяние потихоньку наполняет твою маленькую неустойчивую лодку.

А при непонимании и отсутствии поддержки взрослых наступает слом, и ты просто тонешь. Один, вроде уже такой взрослый, но непонятый.

Медленно, но верно погружаешься в киберсреду, где намного меньше забот, и вполне реальное ощущение счастья.

Если анализировать проблему массового вовлечения поколения в интернет пространство, то можно выявить очень простые и понятные всем закономерности. Грубо говоря, просто так в трюм вода не попадает. Поэтому ты просто идешь, находишь причину и ее ликвидируешь.

Но, единственное отличие от маленькой шлюпки – ты быстро находишь это место, а вот в ситуации с зависимостями источников может быть много. И придется вложиться временем, чтобы разобраться и устранить «течь».

Глобально в лечении поведенческих, да и химических зависимостех два направления:

1) Устранение дисфункций семьи. Это база. Вообще, аддикция – семейная болезнь, об этом скажет любой специалист, работающий в этой сфере.

Поэтому большая часть внимания, в каждой книге, сосредоточено именно на этом – показать, как наши воспитательные приемы формируют поведение, а дальше и личность человека.

Да, часть это гены и характер. Но все же, большее влияние оказывает так называемая среда социального развития, которая естественно у всех разная. Находите дисфункции, исправляете их. Получаете результат в виде изменения способа мышления и поведения своего ребенка. Тут нет пределов совершенству, сама двигаюсь в этом направлении десятый год.

2) Выявление и работа с внутриличностными конфликтами. Если образно, то подплывает баржа в виде ресурсного, адекватного, владеющего собой и ситуацией значимого взрослого, берет шлюпку на буксир и потихоньку вытаскивает из этого состояния, оказывая грамотную психологическую помощь.

Это работа психотерапевта, рекомендованная в случае интернет и игровой зависимости. Но, какой подросток добровольно на нее согласиться, будем реалистами.

В идеале, нужно самому быть своему ребенку психологом. Кто, как ни самый близкий человек лучше поймет и поможет разобраться в себе?

Вот тут возникает ситуация, которую мы рассматривали в предыдущей подглаве. Когда взрослый сам еле-еле справляется, борется со штормами своей жизни – решает семейные конфликты, вопросы с работой, и пр.

Короче, ни сил, ни морального ресурса на своего ребенка просто нет. Даже наоборот, частая ситуация, когда дети являются буфером.

Они менее защищенные, поэтому на них можно сливать накопленный негатив, называя это «воспитанием».

Этого нельзя допускать, потому что их психика не способна это «переварить», мы же часто системно срываемся, а потом удивляемся отсутствию душевного здоровья.

Начнем с того, что любой подросток в переходном возрасте – это большой внутриличностный конфликт. Причем, каждый день он может быть новый. А про вчерашний уже никто и не помнит.

Может наоборот, травмирующие ситуации накапливаются, с годами напряжение растет, все внутри бурлит, а внимания на тебя никто фактически не обращает и не понимает. Только требуют. Учись и не сиди в гаджетах. А все, что твориться в сознании, мы не видим. Да часто просто некогда.

И происходит переломный момент, когда ребенок решает, что двигаться в реальном мире он вообще не хочет.

А дальше просто автоматически психика находит компенсацию в виде погружения в цифровую среду или любых других девиаций.

На каком бы этапе вы сейчас не находились, работа с внутриличностными конфликтами начинается с налаживания доверительных отношений. С подростком нужно быть другом.

Очень многое зависит от модели воспитания, которая применялась в детстве. Им всем свойственно закрывать внутренний мир. Но, если вы обижали, использовали силовые методы, возможно, он закрыт навсегда. Поэтому цель – привязанность и эмоциональный контакт.

И открыть эту дверь помогут уважение чужих границ и простое человеческое понимание.

«Я тебя прекрасно понимаю, сам(а) таким(ой) же был!»

Все мотивы поведения сводятся к одному – стремлению показать свою взрослость, независимость и способность решать вопросы. Это проявляется в показных поступках, неподчинении, нежелании «быть как все».

Мы обычно начинаем всеми силами бороться с этим поведением, но делаем только хуже.

Поэтому, с какой бы ситуацией и реакцией на нее вы не сталкивались, начинать всегда нужно с присоединения, чтобы ребенок чувствовал, что его так же любят и одобряют. Любым. Разделяйте личность и поведение.

И вот тут самое главное – не нужно ни с кем бороться.

Нужно просто спокойно анализировать каждую ситуацию отдельно.

Разговаривать, интересоваться. Учиться слушать, а не командовать. Тогда вы просто будете системно контейнировать негатив, а это уже огромный шаг вперед и в развитии взрослого, а следовательно, и ребенка.

Потому что именно в таких диалогах можно быстро распознать те самые «больные занозы», часто подсознательные переживания, которых вроде не видно, но они беспокоят. А дальше могут трансформирваться в серьезное расстройство нервной системы. Это когда маленькая лодка уже не в силах справляться с течением жизни и погружается на дно – в цифровые миры или любую другую поведенческую (химическую) зависимость.

В следующих публикациях рассмотрим основные проблемы, которые переживает подросток на поворотных этапах и как ему помогать.

Устранять дисфункции семейной системы можно при помощи материалов "Интернет зависимости. нет. 26 воспитательных ошибок, которые толкают в цифровое болото". Часть 1 и других книг про цифровое поколение.

Центр помощи семьям