Найти тему
Прихожанин

Святитель Николай: из Миры в Бари

22 мая (по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает перенесение мощей cвятителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари. «Прихожанин» решил напомнить своим читателям о том, как в свое время мощи святителя попали из города Миры, столицы древней Ликии на юге Малой Азии, где Николай Чудотворец на протяжении многих лет был архиепископом, в небольшой итальянский город-порт Бари.

Пожалуй, трудно найти столь почитаемого и любимого во всем мире святого, как святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских. С молитвами к нему обращаются и верующие и неверующие, православные и католики, даже мусульмане и буддисты почитают его. Как сказано в его житии«знает великого чудотворца сего Восток и Запад, и все концы земнии ведят чудотворения его». Неслучайно святителя Николая называют Чудотворцем. Много чудес совершил он при жизни, спасая из морской пучины, защищая от меча, заступаясь за невинных, оказывая щедрую помощь нуждающимся. Потому и после его смерти люди обращаются к нему с молитвой, и святитель Николай всегда приходит на помощь.

Святителя Николая величают Мирликийским, потому что более 40 лет он был епископом города Миры, столицы древней страны Ликии на юге Малой Азии. (Кстати, название этого города правильно давать в единственном, а не во множественном числе.) Сейчас эта территория принадлежит Турции, и туристы, приезжающие отдыхать в провинцию Анталия, часто даже не догадываются, что оказываются в древней Ликии, где люди жили еще в I тысячелетии до Рождества Христова. Когда-то эти земли входили в державу Александра Македонского, потом Ликия стала римской провинцией, а после 395 года – частью Византийской империи. Пока в IX веке эту территорию не захватили мусульмане. По легенде, в гавани Миры однажды на пути в Рим высадился апостол Павел. Сегодня там, где когда-то был город Мира, находится турецкий город Демре. И от ликийской Миры сегодня, увы, осталось немного: полуразрушенная арена античного театра, каменные гробницы, выбитые в скалах, и…

-2

…Церковь, в которой 17 веков назад был похоронен святитель Николай. Сюда, к мраморному саркофагу, где находились мощи святого, стекались тысячи паломников поклониться святителю и обратиться к нему с какой-нибудь просьбой. К сожалению, мы уже не узнаем, какой была та первая церковь, где похоронили святителя, – она была разрушена землетрясением. На ее месте возвели базилику, которую позже уничтожили арабские завоеватели. В VIII веке была построена современная крестообразная церковь-базилика, хотя и на ее долю не раз выпадали всякие несчастья: землетрясения, вражеские налеты. Однажды воды реки Мирос полностью затопили древний храм, и его обнаружили совершенно случайно. Сегодня в помещении церкви находится музей, и люди приходят преклонить колени и помолиться в том месте, где в обрамлении четырех колонн в мраморном саркофаге некогда хранились мощи святителя Николая Чудотворца.

Теперь давайте перенесемся в Италию на «каблучок» итальянского «сапога», где омываемый водами Адриатического моря в провинции Апулия находится город-порт Бари, столь же древний, как и Ликийская Мира. Когда-то здесь хозяйничали греки, потом им на смену пришли римляне. Известно, что к 1071 году Бари, столица Византийской Италии, утратила свое былое могущество и влияние, и тогда жители города решили, что вернуть былую славу и величию городу помогут мощи какого-нибудь святого.

Строго говоря, перенесение мощей святителя Николая из Миры в Бари являлось чистой воды похищением. Но, во-первых, времена тогда были такие: все норовили друг у друга отвоевать земли, города, святыни, не видя для себя в этом ничего зазорного. Во-вторых, думается, без Промысла Божия и воли самого святителя Николая ничего бы у барийцев не вышло. И, в-третьих, если бы мощи святителя Николая остались в Мире Ликийской, то, скорее всего, они подверглись бы поруганию: арабские войска активно уничтожали христианские святыни по всей Малой Азии.

Само перенесение-похищение мощей святителя Николая весьма напоминает приключенческий боевик. Во-первых, все свои замыслы барийцы держали в строгом секрете. На трех кораблях 62 барийца отправились торговать зерном в Антиохию и на обратном пути 20 апреля 1087 года вошли в гавань Миры. Сначала они послали в город двух своих разведчиков, которые вскорости донесли, что все в городе спокойно и никто ни о чем не догадывается, а в храме Святителя Николая находятся только четыре монаха, охраняющие святыню.

-3

Тогда 47 барийцев, спрятав под одеждой оружие, отправились к церкви Святителя Николая, которая находилась в трех километрах от моря. Они вошли туда под видом простых паломников и стали расспрашивать монахов, где лежат святые мощи. Монахи, ничего не подозревая, показали им саркофаг, и тогда барийцы открыли свою цель: они приехали сюда, дабы забрать мощи святого. Монахи возмутились, попытались убежать, чтобы позвать на помощь. Но барийцы их тут же связали. Правда, поначалу они пытались даже поторговаться: они предложили монахам за мощи 300 золотых монет. Но это предложение было категорически отвергнуто. В итоге барийцы разломали гробницу и увидели мощи святителя Николая, плавающие в благоуханной жидкости.

Забрав мощи святого, барийские моряки поспешили обратно к своим кораблям. Монахи, выпутавшись из веревок, побежали с криками в город, и жители бросились в гавань, требуя вернуть им святыню. Но барийцы с оружием в руках приготовились защищать обретенную реликвию, и ликийцы отступили.

-4

…Позади остался месяц плавания, и поздно ночью 8 мая барийцы вошли в гавань своего родного города. Они решили не вносить реликвию ночью, а подождать до рассвета. Утром 9 мая (22 мая по новому стилю) при громадном стечении народа мощи святителя Николая торжественно внесли в город. Кстати, торжество чуть было не сорвалось, потому что капитаны барийских кораблей никак не могли договориться, куда же нести и где хранить мощи. Как ни парадоксально, на момент прибытия барийской экспедиции в городе не оказалось никого из властей: ни герцога Рожера, ни его наместника, ни архиепископа Урсона, ни архидиакона Иоанна. Самой авторитетной личностью в городе на тот момент был аббат бенедиктинского монастыря Илия. Он в итоге поднялся на борт, примирил капитанов. Ему и поручили временно хранить у себя мощи святого.

Когда через пару дней архиепископ Урсон вернулся, он послал своих людей, чтобы они силой доставили ему мощи святителя. Тогда в Бари начались народные волнения, которые чуть не переросли в восстание. И вновь миротворцем выступил аббат Илия, который сумел всех успокоить и примирить. В итоге архиепископ Урсон поручил именно аббату Илии построить на месте полуразрушенного дворца наместника герцога («катапана») собор для хранения мощей святителя Николая.

Строительство базилики Святого Николая началось в том же, 1087, году, а уже 1 октября 1089 года в Бари прибыл папа Урбан II для освящения базилики и помещения мощей святителя Николая в крипту, где они находятся и по сию пору. Так в истории города Бари началась новая глава: если раньше он был просто византийской столицей Южной Италии, то теперь для всей Европы стал городом святителя Николая.

-5

Информация для паломников: Надо понимать, что базилика святого Николая – это католическая церковь Доминиканского ордена со своим приором и постоянным расписанием месс. В крипте на мощах святителя Николая служатся: католические мессы – каждый день с 10.00, православный молебен с акафистом святителю Николаю – по понедельникам, вторникам, средам, пятницам и субботам в 11.00 и в четверг в 16.00, православная Божественная литургия – каждый четверг (кроме дней Великого поста) в 10.30.

Но для православных в Бари существует и свой храм – церковь Святителя Николая Чудотворца, иначе называемая «Русская церковь в Бари», построенная по проекту знаменитого зодчего А.В. Щусева. Это большое подворье, включающее церковь, странноприимный дом и большой сад. У этой церкви своя, весьма непростая, история, требующая отдельного рассказа. В свое время на русский православный храмовый комплекс Россия собирала буквально всем миром. Но планы поломала революция 1917 года. В результате гонений на Православную Церковь построенный комплекс оказался заброшенным, и русские иммигранты передали его муниципалитету города Бари. И лишь в марте 2009 года правительство Италии официально передало «Русскую церковь в Бари» (верхний храм) Русской Православной Церкви. Нижний храм занимает Русская Православная Церковь Заграницей.

-6

Теперь необходимо добавить, что частички мощей святителя Николая, помимо Бари, находятся и в Венеции. Видимо, в спешке барийские моряки забрали с собой только крупные части святыни, а мелкие косточки остались в саркофаге в Мире. И спустя девять лет за ними приехали венецианцы. Они собрали оставшиеся мощи и увезли их в Венецию (и это еще одна своего рода приключенческая история). Теперь они покоятся в монастыре Святителя Николая на песчаном острове Лидо, который прикрывает Венецианскую лагуну от волн Адриатики. Кстати, в 1992 году под руководством антрополога профессора Луиджи Мартино проводилось специальное сравнительное исследование, которое подтвердило полную идентичность мощей в Бари и Венеции.

Еще с момента смерти святителя Николая паломники со всей Европы приезжали в Миру Ликийскую, чтобы не только поклониться мощам святого, но и получить хоть каплю чудодейственного мира, которое источают его мощи. И после перенесения мощей мироточение продолжается и поныне. Кстати, ученые пытались определить природу мироточения (итальянцы называют его «святая манна») мощей святителя Николая, но так ничего и не смогли выяснить. Известно, что прозрачную благоухающую жидкость выделяют кости святителя Николая. Каждый год 9 (22) мая в праздник перенесения мощей католические и православные священники, а также представители муниципалитета города Бари спускаются в крипту базилики Святого Николая и в специальный сосуд набирают не более 50 мл священного миро. Потом оно разбавляется святой водой (буквально капля на флакон) и продается в небольшом магазинчике при базилике. И дальше миро святителя Николая разносится паломниками по всему миру.

Петр Селинов