Эта история произошла в Саудовской Аравии ранее 2012 года, поскольку в 2012 вышла статья в научном журнале с обсуждением этой ситуации (оригинал научной статьи: Bioethical Inquiry (2012) 9:403–409 DOI 10.1007/s11673-012-9390-y).
Саудовская Аравия – клерикальная страна (право опирается на нормы Шариата, глава государства считается духовным лидером). Кроме того, саудиты считают себя салафитами (в остальном мире салафитов называют ваххабитами) и если кратко очертить ваххабизм как конфессию ислама, то ее основная идея состоит в том, чтобы жить праведно согласно нормам ислама, как это делали первые три поколения мусульман (т.е. те, что жили в 7 веке нашей эры). Остальные конфессии ислама – сунниты, шииты, исмаилиты и т.д. согласно салафитам свернули не на ту дорожку, потеряв чистоту веры. Еще в 1960е годы по законам Саудовской Аравии за воровство отрубали руку, сейчас вроде как заменили на более гуманные меры.
В одной семье государственного чиновника среднего звена, уважаемого, и в принципе далеко не бедного человека в Саудовской Аравии, росла дочь с очень редким генетическим заболеванием, и как следствие с умственной отсталостью и серьезными проблемами с физическим здоровьем. Отец почему-то был уверен, что это заболевание передалось дочери по его линии, и, в связи с этим семья решила не заводить больше детей. Девочке уже исполнилось 13 лет, и она была частым посетителем лучших больниц Саудовской Аравии, где она получала должный медицинский уход и консультации лучших специалистов страны. Отношения между супругами, казалось бы, были идеальными.
Редкий недуг привлек внимание исследователей, и семье предложили поучаствовать в генетическом исследовании. Родителям объяснили, что напрямую девочка вряд ли выиграет от этого исследования, но, возможно, полученные знания дадут возможность в дальнейшем улучшить состояние девочки и таких же, как она. В благодарность за участие в исследовании медики могли только сообщить все данные, которые им удастся подчерпнуть из данного исследования, и этот факт был закреплен юридически, т.е. по закону врачи были обязаны сообщить семье девочки все, что удастся «накопать» в процессе. Вместе с образцами крови девочки были взяты и образцы обоих родителей.
При исследовании выяснилось, что отец девочки – не генетический отец. Врач осторожно спросил семью, использовали ли они вспомогательные репродуктивные технологии при зачатии, и получил отрицательный ответ, девочка была зачата обычным способом. Это говорило о том, что имела место быть измена.
Медики всерьез призадумались, как сообщить результаты теста семье, ведь юридически они были обязаны это сделать. И, тем не менее, возник вопрос: а нужно ли вообще что-то говорить?
В Саудовской Аравии довольно распространены «преступления ради чести», когда изменившую супругу или забеременевшую не понято где взрослую дочь просто-напросто уbivают. Как говорится в Сунне «Ребенок – для верных супругов, и камень – для изменщика (изменщицы)» (Сахих Аль-Бухари). И чаще всего камень именно для изменщицы. Обычай закидывать камнями изменщицу – обычный для древних патриархальных обществ, именно от такой участи, согласно католической традиции, Иисус спас Марию Магдалину.
«Долгих лет роду твоему» - желанные слова для любого древнего человека, признание расположения и уважения собеседника, говорящего эту фразу. Концепция чайлд-фри – совсем не концепция традиционных обществ. И каких тут можно ждать долгих лет рода, если твои потомки – не твои потомки, но наследуют твое имущество? Именно поэтому участь изменившей жены была крайне незавидной в древних патриархальных обществах.
Но даже если преступления в нашем конкретном случае не случится, то это все равно повлечет тяжелые последствия для семьи. Жена будет опозорена, останется без содержания. Если мужчина откажется от ребенка, то девочка не сможет долго прожить без качественной медицинской помощи, и тут медики очень боялись нагрешить против медицинской этики. Кроме того, у жены имелось несколько молодых и незамужних сестер, и их после такого никто не возьмет замуж, а замуж – чуть ли не единственно возможная карьера женщины в Саудовской Аравии. Сестры будут также опозорены, будут жить как изгнанницы и после смерти отца останутся без средств к существованию.
Исследователи собрали совет и стали думать, что тут можно сделать. Одним из вариантов было вынести этот случай на Суд Шариата. Дело в том, что по Шариату генетический тест не является доказательством измены или того, что ребенок – не ребенок отца. Помните, салафиты стараются жить как три первых поколения мусульман, и среди доказательств измены принимается:
- чистосердечное признание (когда на жену или мужа не было оказано психологического и физического влияния, он/она не находился под действием алкоголя или других веществ);
- свидетельство очевидца;
- свидетельство мужа или жены (застукали супруга/супругу с поличным).
Различные фото, видео и генетические тесты в 21 веке не являются доказательством измены на Суде Шариата.
В общем, ученые мужи думали-думали, и решили, что лучше плюнуть на юридические обязательства, чем поставить под угрозу жизнь ребенка, матери и благополучие сестер матери. Семье ничего не сказали относительно отцовства.
Пара слов в защиту матери: в оригинальной статье этого не было, но есть вероятность, хоть и очень маленькая, что мужчина может быть химерическим организмом. Это когда двойняшки в утробе матери на очень ранних сроках сливаются в один эмбрион и по итогу развивается один плод. У этого человека присутствуют два ДНК, причем одно может быть только в клетках крови и некоторых органах, другое – в волосах и половых клетках. Не редко химеры имеют какие-нибудь патологии развития, но бывает, что рождаются абсолютно здоровыми. Есть известный случай, когда генетический тест матери троих детей не показывал, что она мать этих детей. В данном случае, поскольку речь шла о пособиях и алиментах, после ряда тестов удалось выявить, что женщина – химерический организм. Кто знает, может и саудовский чиновник тоже был химерой и имел какие-нибудь проблемы со здоровьем, ведь он почему-то был уверен, что причиной болезни девочки являются его гены.
Исследователи, конечно, поступили мудро и благородно, взяв на себя риск невыполнения юридических обязательств. Однако, мне кажется, будь я на месте мамы чиновника, такую невестку бы голыми руками … отвоспитала.
Ветеринарная кул-стори: