Найти в Дзене
Наталия К. - Книги:

Андерс де ла Мотт "Конец лета"

Сразу должна признаться, что эта книга понравилась мне меньше, чем "Осеннее преступление". Сюжет, хотя на первый взгляд другой, быстро обнаруживает внутреннюю схожесть, и от этого возникает ощущение самоповтора.

Интересно, стоит ли ждать чего-нибудь "про зиму" и "про весну"?

Итак, летом 1983 года из своего двора пропал пятилетний Билли Нильсон. Масштабные поиски ничего не дали. Единственного подозреваемого пришлось отпустить из-за недостатка улик, после чего он скрылся в неизвестном направлении. Убитая горем мать покончила с собой в психиатрической клинике. Двадцать лет спустя старшая сестра мальчика Вера пытается разобраться в давней трагедии.

В этом романе есть пара любопытных образов:

  • шеф полиции Кристер Монсон - обычный хороший человек. Это настолько нетипично, что поначалу он кажется пресным и слабым. Он любит свою семью и необременительную работу в поселке, где не происходит ничего серьезнее угона машины или пьяной драки. Но на поиски Билли он мобилизует все силы. Он изо всех сил старается вписаться в местное общество, но готов прогибаться только до определенной степени. Однако скандинавский детектив не может обойтись совсем без персонажа пьющего и/или неразборчивого в связях, и эту нишу занимает Вера.
  • Харальд Аронсон, местный "крестный отец". В нем интересен контраст между современными бизнес-идеями (он строит ветряные электростанции) и архаичным образом мысли (семья превыше всего... цель оправдывает средства... око за око... кто не хочет быть охотником, станет жертвой). Печальный пример того, что высокие технологии прекрасно уживаются с разрухой в голове.

Чем эта книга похожа на предыдущую:

  • место действия - небольшой поселок, где всем заправляет один человек;
  • двадцать лет все живут и мучаются в тени нераскрытого преступления: оставшиеся и уехавшие, виноватые и невиновные, но есть один, который знает правду. Он молчит, чтобы защитить больного/мертвого, и год за годом его молчание калечит здоровых и убивает живых;
  • если в семье не бьют и не нacилуют женщин и детей, там все равно может твориться черти-что;
  • персонажам предлагается выбор - лояльность или порядочность, поступить как принято или как должно.

А еще - как же без этого - правда и справедливость ИЛИ любовь и милосердие. И глядя на то, какие чудовищные сюжеты раз за разом поставляет любовь, я бы выбрала правду.