Найти тему
imrey_noam

Обязанность произносить сто благословений каждый день

Обязанность произносить сто благословений в день

Каждый еврей обязан произносить как минимум сто благословений (брахот) в день. Это правило основано на высказывании рабби Меира в Вавилонском Талмуде (трактат Менахот 43б): «Человек обязан произносить сто благословений каждый день, как сказано: «А теперь, Израиль, чего Господь, Бог твой, требует от тебя? Бояться Господа Бога твоего»» (Дварим 10:12).

Толкование правила

Хотя это правило выведено из стиха, многие ранние законоучители (ришоним) считали, что оно не является заповедью Торы, а было установлено мудрецами. Библейский стих служит лишь косвенным намеком (асмахта).

Ришоним предлагают несколько интерпретаций того, как это правило выводится из данного стиха:

1. По мнению Раши, оно основано на слове «что» (ма) в стихе. Вместо «что» следует читать «сто» (меа).

2. Тосафот объясняют, что число букв в этом стихе вместе с буквой алеф в слове «что» составляет сто, и это намекает на произнесение ста благословений в день.

Сто благословений охватывают каждый аспект нашей повседневной жизни — от пробуждения утром до отхода ко сну вечером. Произнося благословения на еду, питье, благоухания, явления природы, исполнение заповедей и т.д., мы признаем Бога источником всех благ в нашей жизни. Благословляя Его непрестанно в течение дня, мы укрепляем осознание Его постоянного присутствия и провидения, а следовательно, увеличиваем наш страх и трепет перед Богом. Тем самым с практической точки зрения выполняется требование вышеупомянутого стиха — бояться Бога.

Постановление царя Давида

Согласно респонсе рабби Натронай Гаона, цитируемой в Туре, это правило было введено царем Давидом во время эпидемии в Иерусалиме, уносившей жизни ста человек ежедневно. Причина эпидемии была неизвестна. Давид выяснил с помощью Святого Духа, что произнесение ста благословений остановит эпидемию, что и произошло.

Практические правила

В будний день обычный распорядок дня включает более ста благословений (102 благословения согласно приведенной таблице), но в Шаббат и праздники не хватает тринадцати благословений (всего 81 благословение). Поэтому в Шаббат и праздники необходимо восполнить недостающие благословения, например, произнеся благословения над фруктами, десертом или благовониями. Благословения вызванных к чтению Торы тоже могут засчитываться, если слушающий отвечает «амен». Однако не следует произносить необязательные благословения только ради выполнения заповеди о ста благословениях, например, благословлять другую пищу до хлебной трапезы. Большинство законоучителей считают, что женщины не обязаны выполнять эту заповедь о ста благословениях.

Таблица благословений

-2

Как достичь ста благословений каждый день?

В будние дни

Как мы писали, на практике в будние дни можно достичь почти «без усилий» чтения ста благословений по простому подсчету:

Молитва Амида содержит 19 благословений x 3 молитвы в день:

Утренняя Амида — 19

Дневная Амида — 19

Вечерняя Амида — 19

В утренней молитве есть также дополнительные благословения:

Утренние благословения + благословение «hа-Мапиль» — 19 благословений

Благословения на Тору — 2 благословения (по мнению Рамы — 3)

Благословение надевания цицит — 1 Благословение возложения тфилин — 1 (по мнению Рамы — 2)

Остальные благословения утренней молитвы — 5 (благословения «Шма», «Барух ше-Амар» и «Иштабах»)

Омовение рук и завтрак:

Омовение рук — 1 «hа-Моци» — 1 Благословение после трапезы (Биркат hа-Мазон) — 3 благословения

Итого до сих пор 90 (по мнению Рамы — 92).

Омовение рук и обед/ужин, посещение туалета и благословение «Ашер Яцар», а также перекусы с благословениями «Биркот hа-Неhенин», и вот уже достигнуто сто благословений.

-3

Произнесение ста благословений в Шаббат и праздники

В Шаббат и праздники нет всех вышеупомянутых благословений, ведь молитва Амида содержит всего 7 благословений.

-4

Поэтому, чтобы достичь ста благословений, необходимо добавить дополнительные благословения, как рассказывается в Гемаре о раве Хие, который старался приготовить [особые блюда], чтобы достичь ста благословений в Шаббат: «Рав Хия, сын рава Авия, в Шаббат и праздники старался и наполнял их [трапезы] разными видами [блюд] и деликатесами». То же самое относится и к праздникам, ведь молитва Амида в них тоже короче и не содержит большинство благословений.

Значение заповеди

Еврейская традиция придает большое значение произнесению ста благословений в день, видя в этом средство привлечения милости Всевышнего и защиты от бедствий. Это правило побуждает еврея постоянно осознавать присутствие Бога и выражать Ему благодарность за все блага.

Вам может понравится: