Найти тему
В море книг

Откровения из глубины веков

О, это был золотой век французской литературы, философии, искусства. Светская жизнь кипела. Балы, любовь, интриги, войны. Всё смешалось в ослепительном вихре. На слуху были литераторы: Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Паскаль, Буало.

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ или герцог де Ларошфуко́ был выходцем из знатного рода, берущего своё начало от 9 века. Французские короли не раз официально называли сеньоров де Ларошфуко "своими дорогими кузенами" и предоставляли им почетные должности при дворе. При Франциске I, в XVI в., Понарошку получает графский титул, а при Людовике XIII - титул герцога и пэра. При жизни отца, вплоть до 1660 года Франсуа́ носил титул учтивости: принц де Марсийака. При жизни он успел побывать везде: при дворе королевы Анны Австрийской и короля Людовика Четырнадцатого, арестантом в Бастилии и военным в Тридцатилетней войне. Он был в оппозиции к кардиналам Ришелье и Мазарини. Он утопал в бесконечных любовных историях и интригах. Это о нем писал А.Дюма в романе "Двадцать лет спустя" как он гонялся в Нуази за Арамисом, а налетел на д'Артаньяна. И тот самый, что в романе "Женская война" участвовал в судилище над несчастным бароном де Канолем.

-2

Не обременённый службой, Ларошфуко́ оставил нам немалое литературное наследие. Его «Размышления на разные темы» и сейчас дают богатую пищу для размышлений и споров. Что такое истина? То, с чего начинается путь в философию.

«При любом различии в значительности и яркости, они всегда равно истинны, потому что это свойство неизменно и в большом и в малом. Военное искусство более значительно, благородно, блистательно, нежели поэтическое, но поэт выдерживает сравнение с полководцем, равно как и живописец с законодателем, если они истинно те, за кого себя выдают.
Александр и Цезарь раздаривают царства, вдовица жертвует грош; как бы ни рознились их дары, каждый из них истинно и равно щедр, ибо дарит соразмерно тому, чем обладает.»
-3

Истина у каждого своя. Мы редко задумываемся о значении глобальных понятий, превращая их в словесные штампы. Всё дольше и дальше от нас отдаляются философские рассуждения на вечные темы, мы стараемся избегать их, как нечто сложное и непонятное. Чем больше мы избегаем философии, тем более плоским становится наше мышление.

Кто из нас, хотя бы в юности с гордостью не говорил о бескорыстной дружбе. Разве может быть корысть в основе дружеских отношений. Но ведь полное отсутствие корысти означает равнодушие. Получается тупик. Дружба дружбой, а как охарактеризовали бы вы приятельские отношения. Типа: дружба, но не очень. Не очень, это как? Или как не очень?

-4
«Говоря здесь о приятельских отношеиях, я не имею в виду дружбу: они очень различны, хотя и имеют кое-какие общие черты. Дружба возвышенное и достойнее, и заслуга приятельских отношений в том и состоит, что они хоть немного да похожи на нее.
Учтивость - это обязательное условие в отношениях между порядочными людьми: она научает их понимать шутки, не возмущаться и не возмущать других слишком резким или заносчивым тоном, который нередко появляется у тех, кто пылко отстаивает свое мнение.
Не могут эти отношения существовать и без некоторого взаимного доверия: людям должно быть присуще то выражение спокойной сдержанности, которое сразу рассеивает опасение услышать от них опрометчивые слова.
Трудно завоевать приязнь тому, кто умен всегда на один лад: человек с умом ограниченным быстро наскучивает».
-5

Время Ларошфуко́ – время формирования правил жизни в обществе, правил житейской мудрости, правил бытия в обществе. С огромным удивлением приходится признать, что они актуальны и в наше время. По себе знаю, периодически их надо обновлять в своей памяти. Ведь что-то забывается, что-то приедается и несколько деформируется. Или рассуждения о манере поведениям:

«Манера держать себя всегда должна быть в согласии с обликом человека и его природными склонностями: мы много теряем, присваивая себе манеру, нам чуждую.
Пусть каждый постарается изучить, какое поведение ему более всего подходит, строго придерживается этого поведения и, по мере сил, его совершенствует. Мы порою достигаем положения или сана слишком для нас высокого, часто беремся за ремесло, к которому природа нас не предназначила. И этому сану, и этому ремеслу подобает манера держать себя, не всегда схожая с нашей натуральной манерой. Перемена обстоятельств нередко изменяет и наше поведение, и мы напускаем на себя величественность, которая выглядит принужденно, если она чересчур подчеркнута и противоречит нашему облику.»
-6

Простите это о чем? Не о том ли, когда Государственный секретарь США (не абы кто) Энтони Блннкин, в пиццерии воюющей Украины, взяв в руки гитару, орал свои песни? При этом дресс-код у него был далёк от дресс-кода дипломатического работника! Какое падение нравов, культуры, интеллекта и всего прочего?! Дикие люди, не иначе! Правда, на фоне Белого дома престарелых сойдёт и так. Ларошфуко́ как-будто видел наши дни. Как так-то?!

Гениальное правило написал Ларошфуко́ «Об умении вести беседу». Причем, на любую тему. Сколько времени утекло, а советы о том, как надо слушать, как продолжать и поддерживать беседу, об учтивости написаны будто бы вчера. То же самое можно сказать и о правиле «Об откровенности»

«Искренность - это чистосердечие, являющее нас такими, каковы мы на самом деле, это любовь к правде, отвращение к лицемерию, жажда покаяться в своих недостатках, чтобы, честно признавшись в них, тем самым отчасти их исправить.
Откровенность не дает нам такой свободы; ее рамки уже, она требует большей сдержанности и осторожности, и мы не всегда властны ею распоряжаться»
«11. О СХОДСТВЕ ЛЮДЕЙ С ЖИВОТНЫМИ
Люди, как и животные, делятся на множество видов, столь же несхожих между собой, как несхожи разные породы и виды животных. Сколько людей кормится тем, что проливают кровь невинных и убивают их! Одни подобны тиграм, всегда свирепым и жестоким, другие - львам, сохраняющим видимость великодушия, третьи - медведям, грубым и алчным, четвертые - волкам, хищным и безжалостным, пятые - лисам, которые добывают пропитание лукавством и обман избрали ремеслом.
А сколько людей похожи на собак! Они загрызают своих сородичей, бегут на охоту, чтобы потешить того, кто их кормит, всюду следуют за хозяином или стерегут его дом. Есть среди них храбрые гончие, которые посвящают себя войне, живут своей доблестью и не лишены благородства; есть неистовые доги, у которых нет иных достоинств, кроме бешеной злобы; есть псы, не приносящие пользы, которые часто лают, а порою даже кусаются, и есть просто собаки на сене.
Есть обезьяны, мартышки - приятные в обхождении, даже остроумные, но при этом очень зловредные; есть и павлины, которые могут похвалиться красотой, зато, докучают своими криками и все вокруг портят.
Есть птицы, привлекающие своей пестрой расцветкой и пением. Сколько на свете попугаев, которые неумолчно болтают неведомо что; сорок и ворон, которые прикидываются ручными, чтобы воровать без опаски; хищных птиц, живущих грабежом; миролюбивых и кротких животных, которые служат пищей хищным зверям!»

Даны потрясающие характеристики сходства людей с самыми разными животными. Мораль тут одна. Надо уподобляться добрым и мудрым братьям нашим меньшим. Поистине огромный материал для современных психологов.

-7

Повторюсь, Франсуа́ VI де Ларошфуко́ умудрился побывать и писателем, и военным, и философом, и моралистом, и придворным, и мятежником. Его философско-назидательные «Размышления на разные темы» скорее похожи на свод правил поведения людей в обществе, где анализирует пороки людей и их добродетели. 19 размышлений, как 19 правил жизни. Безусловно, своими размышлениями Ларошфуко́ блистал в литературных салонах Франции семнадцатого века. Увы, «Размышления на разные темы» не публиковались при жизни автора. Впервые семь его размышлений увидели свет в 1731 г. в "Сборнике произведений исторических и литературных", изданном Гране н Демоле. Остальные двенадцать были случайно найдены спустя целый век. Все его размышления и сейчас поражают мудростью, словно они написаны для нас.

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ родился в Париже 15 сентября 1613 года. Его детство прошло в провинции Ангумуа, в замке Вертей, основной фамильно резиденции. Воспитание и обучение принца де Ларошфуко́, и всех его одиннадцати младших братьев и сестер, было поверхностным. Охота и военные игрища, плюс светский этикет и умение вести праздную беседу. Для дворян того времени, этого было более, чем достаточно. Но случилось чудо, юный Ларошфуко́ увлёкся философией и историей, чтением классиков. По мнению современников, он стал одним из самых ученых людей в Париже.

-8

В 1630 г. Франсуа́ VI де Ларошфуко́ появился при дворе, а вскоре принял участие в Тридцатилетней войне. Увы, это была далеко не самая блестящая военная кампания. Неосторожные слова о ней привели к высылке его и некоторых дворян в свои поместья. В поместье Ларошфуко́ уже несколько лет жил его отец, Франсуа V, попавший в опалу за участие в мятеже герцога Гастона Орлеанского, "постоянного вождя всех заговоров". Позднее Ларошфуко скажет о своей "естественной ненависти" к Ришелье и о неприятии "ужасного образа его правления": это будет итогом жизненного опыта и сформировавшихся политических взглядов. Пока же он полон рыцарской верности королеве и ее гонимым друзьям. В 1637 г. он возвратился в Париж. Вскоре он помог мадам де Шеврез, подруге королевы, знаменитой политической авантюристке, бежать в Испанию, за что был заключен в Бастилию сроком на восемь дней (именно, дней).

Франция бурлила, смена королей, смена кардиналов. Бунты, мятежи, восстания. Ларошфуко́ вновь сражается под руководством принца первой крови Луи де Бурброна, герцога Энгиенского. Получает серьёзное ранение. Пока он воевал, отец ему купил должность Губернатора провинции Пуату.

-9

«Провинция Пуату, как и многие другие провинции, бунтовала: налоги ложились на население невыносимым бременем. Бунт назревал и в Париже. Начиналась Фронда. Интересы парижского парламента, который возглавил Фронду на первом ее этапе, во многом совпадали с интересами знати, примкнувшей к восставшему Парижу. Парламент хотел вернуть себе былую свободу при исполнении своих полномочий, аристократия, пользуясь малолетством короля и всеобщим недовольством, стремилась захватить верховные должности государственного аппарата, чтобы безраздельно распоряжаться страной. Единодушным было желание лишить Мазарини власти и выслать его из Франции как чужеземца. Во главе восставших дворян, которых стали называть фрондерами, оказались самые именитые люди королевства.

Ларошфуко присоединился к фрондерам, самовольно оставил Пуату и возвратился в Париж. Свои личные претензии и причины участия в войне против короля он объяснил в "Апологии принца Марсийака (Ларошфуко)", которая была Произнесена в парижском парламенте (1648). Ларошфуко говорит в ней о своем праве на привилегии, о феодальной чести и совести, о заслугах перед государством и королевой. Он обвиняет Мазарини в тяжелом положении Франции и добавляет, что его личные несчастья тесно связаны с бедами отчизны, а восстановление попранной справедливости будет благом для всего государства. В "Апологии" Ларошфуко еще раз проявилась специфическая особенность политической философии восставшей знати: убеждение в том, что ее благополучие и привилегии составляют благополучие всей Франции. Ларошфуко утверждает, что не мог назвать Мазарини своим врагом прежде, чем тот не был провозглашен врагом Франции.

Едва начались беспорядки, королева-мать и Мазарини оставили столицу, а вскоре королевские войска осадили Париж. Между двором и фрондерами начались переговоры о мире. Парламент, напуганный размерами всеобщего возмущения, отказался от борьбы. Мир был подписан 11 марта 1649 г. и стал своего рода компромиссом между восставшими и короной.»

-10

Здесь я сделаю паузу. Я нашел единственную брошюру о Ларошфуко. Автор очерка Разумовская М.В. «Жизнь и творчество Франсуа́ Ларошфуко́». Написано довольно интересно с подробностями истории Франции. Хорошо показана бурная жизнь Ларошфуко́.

Так вот, после всех событий отправляется в свои владения и собирает там значительное войско, которое объединяется с другими феодальными ополчениями. Соединенные силы мятежников направились в город Бордо. Королевские войска подошли к Бордо. Талантливый военачальник и искусный дипломат, Ларошфуко стал одним из руководителей обороны. Бои шли с переменным успехом, но королевская армия оказалась сильнее. Первая война в Бордо закончилась миром (1 октября 1650 г.), который не удовлетворил Ларошфуко, ибо принцы по-прежнему находились в тюрьме.

Франция 17 век
Франция 17 век

Наконец, 13 февраля 1651 г. принцы получили свободу. Королевская декларация восстанавливала их во всех правах, должностях и привилегиях. Кардинал Мазарини, подчиняясь указу Парламента, удалился в Германию. Анна Австрийская, чтобы избежать нового кровопролития, постаралась привлечь знать на свою сторону, давая щедрые обещания. Придворные группировки легко меняли свой состав, их участники предавали друг друга в зависимости от личных интересов, и это приводило Ларошфуко в отчаяние. Таким образом, мы видим накал страстей, интриг в стиле Александра Дюма

«Между тем и королевские войска подошли к Парижу. В битве у стен города в Сент-Антуанском предместье (2 июля 1652 г.) Ларошфуко был тяжело ранен выстрелом в лицо и едва не потерял зрение. О его мужестве современники вспоминали очень долго.

Несмотря на успех в этом сражении, положение фрондеров ухудшалось: раздоры усиливались, иностранные союзники отказали в помощи, Парламент, получивший приказ оставить Париж, раскололся. Дело довершила новая дипломатическая хитрость Мазарини, который, вернувшись было во Францию, сделал вид, что вновь отправляется в добровольное изгнание, жертвуя своими интересами ради всеобщего примирения. Это давало возможность начать мирные переговоры, и молодой Людовик XIV 21 октября 1652 г. торжественно вступил в мятежную столицу. Вскоре вернулся туда и торжествующий Мазарини. Парламентской и дворянской Фронде пришел конец.
По амнистии Ларошфуко должен был оставить Париж и отправиться в ссылку. Тяжелое состояние здоровья после ранения не позволяло ему участвовать в политических выступлениях. Он возвращается в Ангумуа, занимается хозяйством, приведенным в полный упадок, поправляет разрушенное здоровье и размышляет над только что пережитыми событиями. Плодом этих раздумий стали "Мемуары", написанные в годы ссылки и изданные в 1662 г.»

«Мемуары» Ларошфуко интересны, прежде всего, историкам Франции. Именно в «Мемуарах» Александр Дюма подсмотрел сюжет с подвесками королевы Анны для своего романа «Три мушкетёра». Французы благодарили Ларошфуко за более правдивое и лучшее описание кардинала Решилье, нежели в романах у Дюма.

«Жизненный и политический опыт Ларошфуко стал основой его философских взглядов. Психология феодала показалась ему типичной для человека вообще: частное историческое явление превращается во всеобщий закон. От политической злободневности "Мемуаров" его мысль постепенно обращается к извечным основам психологии, разработанным в "Максимах".
Когда "Мемуары" вышли в свет, Ларошфуко жил в Париже: он поселяется там с конца 1650-х годов.»
-12

Особую роль в общественной жизни Франции стали играть салоны. Во второй половине XVII века они объединяли людей различного общественного положения - придворных и литераторов, актеров и ученых, военных и государственных деятелей. Тогда было модно писать точные и краткие выражения. Писали все, кому не лень. Чутье языка помогало выбрать из множества синонимов наиболее подходящий, подыскать для своей мысли сжатую и четкую форму - форму афоризма. Перу самой хозяйки салона, куда нередко захаживал Ларошфуко, принадлежат книга афоризмов "Поучение детям" . Так первоначально возникла идея у Ларошфуко написать свои афоризмы - "Максимы". Его «Максимы» - своеобразный кодекс житейской философии. Общий тон его афоризмов — крайне ядовитый. Особенно характерны его жесткие определения, острые и, порой, циничные. Что интересно, ни один афоризм не потерял своей актуальности в наши дни. Работе над ними был посвящен весь остаток жизни писателя. "Максимы" приобрели известность, и с 1665 по 1678 год автор издал свою книгу пять раз. Он признан крупным писателем и большим знатоком человеческого сердца. Перед ним открываются двери Французской Академии, однако, он отказывается участвовать в соискании почетного звания, будто бы из робости. Возможно, что причиной отказа было нежелание прославлять Ришелье в торжественной речи при приеме в Академию.

Смерть застала его в ночь на 17 марта 1680 г. Он умер в своем особняке на улице Сены от жестокого приступа подагры,

Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы!
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на
мой канал

-13