Пять приглашенных экспертов делятся наблюдениями и советами — как сломать барьер поколений и стать своим в молодежном коллективе, даже если вам немного за 55.
Две опорные точки
Итак, вы пришли на новое место, познакомились с людьми, осмотрелись — и обнаружили, что все коллеги беспощадно моложе вас. У них свой язык, стиль, манера общения, стикеры в рабочих чатах и странный юмор.
Прежде всего — блокируйте внутреннего консерватора-пессимиста и вспомните, что в России множество команд, где гармонично уживаются люди разных поколений. Отталкивайтесь от двух точек:
1. Вы здесь не просто так
Динара Хасанова — HR-специалист консалтинговой компании Formatta — советует принять очевидный факт:
Если вы уже в компании, значит, ваш руководитель и HR не считают возраст критичным фактором и уверены, что вы вольетесь в команду. Пусть это будет вашей точкой опоры. Ваша задача — как и любого новичка — не подружиться со всеми, а выстроить здоровую коммуникацию, которая поможет эффективно работать.
2. Они здесь не просто так
Уважайте молодежь — как профессионалов и как людей. Если эти ребята работают с вами в одной команде, значит, работодатель увидел в них потенциал. Не давите возрастом: «Вот, ты молодой, поэтому ни фига не понимаешь». Не осуждайте, не обесценивайте. У молодых коллег меньше опыта, но они цепкие, хваткие и быстро развиваются. На эту же чашу весов — вторая рекомендация Динары Хасановой:
Как ни странно, предыдущий опыт может сыграть злую шутку — не все задачи нужно решать, опираясь только на него. Присмотритесь к компании, изучите ее ценности и бизнес-подходы — может быть, то, что работало на вашем предыдущем месте, не приживется тут. Думайте не о том, как вы решали схожую задачу раньше, а о том, как нужно решить ее в этот раз, в этом коллективе.
Принимайте и предлагайте помощь
Возрастные сотрудники в окружении молодежи часто впадают в крайности — не готовы учиться, в то же время опасаются учить. Надо нащупать золотую середину. Психолог Евгения Бибик советует:
Помогайте там, где вы компетентны, и просите о помощи, когда она нужна вам. Если с первого раза вас не услышали — обращайтесь снова.
Не бойтесь признаться, что вы чего-то не умеете, не знаете современных программ и функций в гаджетах. Когда открыто обращаетесь за помощью и советом к молодежи, им это только в радость. И для вас сплошная выгода — бесплатно пройдете курс цифровой грамотности, изучите приемы и лайфхаки. С другой стороны — делитесь опытом в вопросах, с которыми знакомы лучше. Только не свысока, в директивной форме, а на равных — в духе дружеских советов опытного коллеги.
Материал по теме: Неужели мы победили эйджизм? Хватит клеймить себя за возраст
Больше гибкости и такта
Молодое поколение привыкло к другим стандартам в общении: не терпят диктатуры и авторитаризма. «Потому что я так сказал» — для них не аргумент, и это уже навсегда. Поэтому включите на максимум гибкий подход — покажите, что признаете и цените работу коллег, выслушивайте их мнение, вливайтесь в командную работу. Особенно это важно на управленческих должностях. Юлия Комарова — предприниматель, бизнес-психолог, эксперт по управлению бизнесом, продажами и командами, основатель консалтингового агентства Komaro group — вспоминает пример из практики:
Я работала руководителем отдела, где был сотрудник в возрасте за 60, военный на пенсии. Так он задавал тон всему коллективу, он продавал больше всех. Он был такой живчик, что и клиенты его обожали, и сотрудники уважали, и молодежь к нему тянулась, прибегала за советом. Он всегда был готов помочь. Его жизнелюбие, общение со всеми на равных и общая активность поражали. И никто из сотрудников не ощущал разницу в возрасте.
Не бойтесь предлагать новые идеи, но делайте это тактично. Помните про устав и монастырь. Даже если вам кажется, что тут все работает не так, нужно по-другому — не торопитесь насаждать предложения «сверху» или ломать старое.
Вооружитесь секретами конструктивной критики: Как помочь и не обидеть
Ищите общие точки
Иногда кажется, что разные поколения говорят на разных языках. Зумеры часто разбавляют речь англицизмами, сокращениями, сленгом. Переспрашивайте все, что вам непонятно, — это нормально. Погуглите, что значат новомодные словечки в рабочем контексте. Почитайте словарь молодежного сленга с примерами. Главное, не пытайтесь перестроить коллег — они не начнут называть митинги собраниями, а сабж темой.
Валерия Железняк — психолог платформы корпоративного благополучия «Понимаю» — советует:
Не отказывайте себе в общении с ребятами другого поколения, пусть поначалу они могут казаться странными эпатажными чудаками. Ищите общее: книги, сериалы, музыку или хобби — в чем-то ваши вкусы могут совпадать.
Лариса Богданова — директор IBC Human Resources, президент Ассоциации Рекрутинговых Агентств Урала (АРАУ) — делится случаем:
У нас в агентстве десять человек, возрастной диапазон сотрудников от 20 до 55 лет. При этом команда территориально разделена, есть сотрудники на удаленке. Хочу сказать, что зрелые эксперты и молодое поколение очень быстро находят общий язык друг с другом не только по профессиональным вопросам, но и по неформальным. Так, пару лет назад к нам присоединился замечательный руководитель HR-проектов с многолетним опытом в своей сфере. Она оказалась разносторонней личностью, с огромным спектром интересов и хобби. Как-то на общем митинге она поделилась, что увлекается танцами. Причем рассказала это так ярко и «вкусно», что все наши девчонки буквально зажглись темой и в скором времени купили абонемент на занятия. Так сотрудники стали не только коллегами, но и единомышленниками по досугу: «вошли в чат» обсуждения костюмов, макияжа, показательных номеров. И это замечательно 😎
Материал по теме: Как говорить на одном языке с людьми, которые выросли в эпоху СССР
Оставайтесь собой и включайте самоиронию
Важный момент — осознавайте свою ценность и не спешите слепо «мимикрировать» под окружающую среду. Вы не обязаны любить все, что нравится молодежи. Себя предавать не надо, так что попытайтесь понять, чем живет коллектив, и принимайте только те установки, которые не вызывают внутреннего протеста.
Не нужно фальшиво молодиться, делать вид, что ничем не отличаетесь от коллег. Отличаетесь, и это нормально. Вы не ломаете себя в угоду чьим-то вкусам, а ищете точки пересечения для совместной работы. Жевать жвачку со вкусом тутти-фрутти, подписаться на всех модных блогеров и переодеться в гардероб своих внуков из желания понравиться — нелепо и смешно. Есть идеи получше:
- Изучите диджитал-инструменты, которые использует компания. Освойте корпоративный календарь, мессенджер, облачное хранилище, научитесь пользоваться чатом GPT. Подпишитесь на соцсети компании, ставьте реакции, добавляйте комментарии.
- Активнее включайтесь в жизнь рабочих чатов — там можно найти кладезь информации. Не избегайте и развлекательных чатов, где коллеги обсуждают новости, мемы, просто болтают. По коммуникативному функционалу это аналог рабочей курилки, только без вреда для здоровья.
Совет: если нет опыта в чат-переписке, почитайте статью с вредными советами — как НЕ надо себя вести.
- Добавьте ноту здоровой самоиронии. Бодрый пример от Юлии Комаровой:
Конечно, молодежь любит подколоть, что вы уже древний мамонт и вам не сюда. Какой-то вы не такой, медленный, со своими проблемами. И здесь самоирония очень выручает. Я лично говорила своим сотрудникам, когда они приходили с понурым видом, наляпав дурацких ошибок: «Мама, мама, мы не можем колготки надеть». Или называла себя «бабушкой РОПом», хотя я не бабушка. Юмор здорово сокращает границы между поколениями.
Неважно, какая цифра в паспорте. Гораздо интереснее, на сколько лет вы себя ощущаете здесь и сейчас. Ставьте реакцию под статьей — покажите свой внутренний возраст 😉