Итак, мы плавно подошли к завершающей части нашего экскурса. К финальной эволюционной точке в линиях развития индийского длинноклинкового оружия. Выпала она примерно на XVII-XVIII века. Эти мечи и сабли еще успели попить португальской, французской, а затем английской кровушки...
Начнем с прямого оружия.
Примерно к XVII веку в Индии (напоминаю, под этим термином в данное время понимался еще и современный Пакистан) сложились следующие основные виды прямых мечей:
а) кханда - обоюдоострая архаичная и однолезвийная современная;
б) ката (катти);
в) сукхела;
г) пата;
д) "мадрасский" меч.
Есть еще пара-тройка видов прямых мечей, например двуручный "мел путтах бемох", но они не имели широкого распространения и, в общем, остались в ролях спортивных игрушек скучающей знати. "Рабочие" прямые мечи у индийцев - это в первую очередь упомянутая четверка.
Кханду, я думаю, знают все читатели этого блога. Типичный очень широкий и тяжелый меч-палаш с закругленным кончиком, пригодный только к рубке. Но, возможно, не все знают, что его прототип был двулезвийным - помним про обще-евразийскую линию эволюции меча?
Короче говоря, вот старые кханды, ориентировочно XV века:
Вот такое расширение перед острием, похожее на драконий хвост или на пику как карточную масть - это характерное отличие именно древних кханд. Вообще самых старых индийских мечей. К XVII веку кханды, даже двулезвийные, "пику" утратили, их кончики стали делаться просто скругленными, причем часто - слегка расширенными.
Вот это - двулезвийная кханда уже конца XVI или начала XVII века:
Это - кханда классическая, ставшая однолезвийным мечом-палашом:
Эфес может быть какой угодно. Хоть показанный выше индийский, хоть индо-мусульманский, как, например, здесь:
Но "национальный" индийский встречается чаще.
Клинок обычно широкий и плоский, в сечении слабовыпуклая линза или слабовыпуклый ромб. Изредка бывает неглубокий и узкий дол, в основном на поздних экземплярах, века XVIII. Основным отличительным признаком считается именно клинок, который должен иметь скругленное острие, либо (или включительно) слегка расширяться у острия.
Подобный же меч, только с выраженным, пригодным для укола острием будет именоваться ката или катти:
Вот, например, его афганский вариант - с характерным эфесом "пулвар":
Вот натурально индийский катти:
В отличие он кханды, он чаще снабжался индо-исламским цельнометаллическим маленьким эфесом. Причем, что интересно, в реальности катти - более архаичное оружие, чем кханда. Считается, что пик его расцвета пришелся на Высокое и Позднее Средневековье, а в Новое время его уже вытеснила кханда.
Основной регион обитания этого меча - Раджастхан, бывшая Раджпутана. Северо-западный штат на границе с Пакистаном. Кстати, несмотря на преобладание исламского эфеса, основной круг "пользователей" катти составляли раджпуты, т.е. патентованные индусы.
Забегая в сторону: в Индии вообще нельзя интерпретировать национальность и вероисповедание владельца оружия по этому самому оружию. Это только у нас так называется - индо-исламский эфес, мол. У самих индийцев клинок с таким эфесом мог таскать кто угодно, вовсе не обязательно мусульманин. Единственное их "отличие" - такие эфесы редко встречаются в Южной и Юго-Западной Индии, где влияние исламской паноплии было минимальным, только и всего.
Следующий прямой меч - сукхела. Имеет еще другое название - дхуп. Впрочем, с названиями в Индии все особенно сложно, потому что только основных языков, используемых в разных штатах, там 22, и это не считая английского, используемого до сих пор в качестве второго государственного. Реально ходовых языков - больше 400, а диалектов вообще немеряно. Поэтому приводимые здесь названия мечей имеют смысл главным образом для русской классификации, индиец вас с этими кхандами и сукхелами может даже не понять - если в его народе это оружие называют совершенно по-другому...)
Сукхела имел узкий и длинный шпагоподобный клинок. Часто бывал "фиранги" - в том смысле, что на эти мечи шли как раз европейские шпажные или палашные клинки.
Вот это - явный фиранги, например. Раздоловочка европейская - два узких дола под обухом, линзовидный боевой конец. Чует мое сердце, не исключено, что даже и "алеманни" - то есть клиночек конкретно немецкий, но доказательств не имею...))
Вот тоже сукхела, и тоже явный фиранги, только с индо-исламским эфесом:
А вот этот сукхела у меня вызывает смутные и неопределенные ассоциации с драгунским палашом начала XVIII века, уж больно клинок и дол характерные...)
Просто сравните:
Само по себе схожесть клинков, их геометрии - аргумент еще недостаточный, но интересный...))
При этом у индусов сукхела служил церемониально-наградным мечом. Его носили с богатым придворным костюмом, им награждали отличившихся, и т. п. Его особенно любили при дворе Великих Моголов. В общем, "костюмная шпага" на индийский манер.
Вот, например - здесь у воина справа явная сукхела, у царя (магараджа Ягат/Джагат Сингх из Джайпура) слева - или сукхела, или катти. Градация по ширине клинка не вполне очевидна, знаете ли. Где заканчивается одно и начинается другое, толком неясно...) Все ровно как в Европе меж палашом и шпагой.
Третий тип прямого клинка из распространенных - это знаменитая пата: меч, прилаженный к стальной латной рукавице. Точнее, к наручу, соединенному со стальным кулаком, движущихся частей в этой системе нет...
Пата была широко распространена по всей Индии, но наибольшее распространение, как считается, приобрела у маратхов.
На этой миниатюре мы, например, вообще видим комплект из паты, катара (джамадхара - кинжала той же "системы") и сукхелы, выполненных в едином стиле, с ножнами одинакового цвета, одинаково золочеными рукоятями, и т. п. Причем пата и палаш здесь используются как мечи-спутники.
Пата классическая:
Пата южно-индийская, архаичная:
Клинки ставились всегда прямые двулезвийные, обыкновенно - узкие, и очень часто - фиранги, то есть европейского производства, палашные или шпажные, но всегда обоюдоострые.
Местные же варианты были шире и короче. Вот, например... Как раз промежуточное звено между патой и кинжалом "катар" или "джамадхар":
Изнутри этот "кулак" выглядит вот так:
Там всегда есть мягкая кожаная или тканевая вшитая рукавица-амортизатор, жесткая перекладина под пальцы и петля для дополнительной фиксации за предплечье.
За техникой боя на сем девайсе надо ехать в Индию. Но известно, что это оружие вполне боевое, особенно ценимое маратхами, причем есть упоминания об обоеруких мечниках, умевших в фехтование двумя парными патами. По крайней мере, англичане такое видели на праздниках, парадах и других церемониях. В бою же все-таки пользовались обычно одним подобным мечом ))
Ну и последний наш герой - мадрасский меч.
Самый, пожалуй что, загадочный из всех. Зафиксирован только в Южной Индии. Ассоциируется обычно с Мадрасом (современном Ченнаи). Контекста применения в адекватных источниках практически нет.
Рукоять выглядит очень неудобной, но - это ж индусы... Их "неудобно" и наше "неудобно" подчас очень сильно различаются, знаете ли. Тем более что в такие эфесы (по сути, это вариация староиндийского эфеса, какой мы видели на ранних кхандах) аборигены всегда устанавливали мягкие прокладочки под гарду, чтоб не натирала руку. И под навершие тоже. Просто со временем эти прокладки имели обыкновение теряться...
Клинок всегда узкий, обычно ромбовидного сечения, колющий. Иногда с долами. Как во всех случаях с узкими индийскими мечами, имеет смысл подозревать фиранги, тем более что известны "мадрасские мечи" с пламенеющими клинками, ака фламберги...
Вот на этот, выше, я почти уверен, что пошел европейский мечевой "пламенеющий" клинок. Вот вам рейтшверт начала XVII века, для сравнения:
Но известно о мадрасских мечах настолько мало, что даже их оригинальное, собственное название покрыто мраком тайны...
На фото выше - оружие с выставки в музее Мадраса, в 1857 году.