Так уж вышло, что страна у нас православная. Ну да, немалая часть россиян такая, "условно православная". Как метко выразился один уважаемый мной дзен-автор, "он надирается по православным праздникам в сопли" для некоторых тоже повод отнести себя, ну да и Бог с ними.
Однако ж регулярно ломается куча копий на тему "что это за святые такие у православия". Вот князь Владимир, который Красно Солнышко - там и куча жен с любовницами, и почитание Перуна, и ислам не принял только потому, что пить будет нельзя, и людей в военных походах своей рукой убивал - а поди ж ты, святой. Или святой Николай II, которого канонизировали в 90-е. А сейчас вот Суворова хотят канонизировать.
Кто читал жития - там чего только нет. И бандиты, и воры, и обманщики... Что святого?
Святые люди
А произошла просто классика. Когда христианские богословы придумывали идею святых, у них была очень четкая идея. И идея была такая - надо дать людям нравственные ориентиры. Ну то есть одно дело сказать "обжираться - это плохо, чревоугодие - смертный грех, надо быть умеренным в еде". Вы ж знаете людей вокруг себя - они тут же скажут, что они так-то не обжираются, ну так, чисто на праздник... а то, что вчера перед сном сожрал пол-холодильника - ну что, мне хотелось... А другое дело - сказать "вот, например, один монах два года питался только хлебом с водой, ничего себе не позволял, человек вот так может". И в итоге человек начинает любовь поесть определять не по "мне хочется", а по "так-то правильно два года на хлебе и воде", и начинает есть меньше. Худеющие девушки подтвердят - когда есть четкий ориентир "талия 50 см, вес 45 кг", сдерживать себя в еде после 18:00 проще. Ведьм, которые едят что угодно и не толстеют, мы не считаем, хе-хе!
То есть святые - это не некие "идеальные безгрешные" люди, если смотреть на изначальную задумку. Это люди, которые что-то сделали правильно, по-христиански верно. И ставят в пример их действия, их правильные поступки. А идеально безгрешным человеком за всю историю человечества христиане считают аж одного-единственного, да и того в 33 году новой эры казнили по облыжному обвинению.
Поэтому да, правы те, кто кричит "князь Владимир многоженец и убийца". Никто и не говорит, что Владимир - идеальный христианин. Его за другое почитают, причем так и заявляют.
Но кому интересно, что там придумывали богословы? У нас же не все верующие даже Библию читают, а уж атеисты и вовсе о христианстве знают из агиток времен ранних большевиков. Вот и стерлось представление, вот и ломаются копья на тему "признать... вычеркнуть..."
Тогда за что их почитают?
Ну давайте тогда начнем с Владимира, раз уж он под руку попался.
Святые равноапостольные - это те ребята, которые помогали христианству распространиться на новые территории. То есть наше Красно Солнышко объявили героем православного труда за то, что он привел православие на Русь. То есть, если упрощенно, сделал 1/6 суши православной. В этом - молодец, всем на него равняться! В остальном - ну, все мы грешники, в остальном смотрим на других.
Святые благоверные - это люди от светской власти, которые своими действиями христианство защищали и церкви помогали. Как св. благоверный Александр Невский, который остановил "крестовый поход" шведов и тевтонцев. Или св. благоверный Дмитрий Донской, который защитил православную Русь от татаро-монголов (господа гусары фоменковцы, молчать!). Сейчас обсуждается кандидатура Суворова в святые - он тоже по этой линии, от турок нас защищал. Сюда же относят "русскую замену Валентину" - Петра и Февронию.
Святые преподобные, как Серафим Саровский или Сергий Радонежский - вот это ближе всего к обыденному пониманию святых. Преподобные - это исключительно монахи, которые запомнились окружающим особо правильным христианским поведением. Подобные Богу, так сказать. Если монах дошел до уровня епископа и был образцом для поведения - он назначается святителем, как св. Николай. А если человек вел правильную жизнь, но монахом не был, он признается святым праведником. Наверное, самый известный из русских праведных - это наш адмирал Федор Ушаков, который, конечно, был военным... но после отставки вел почти монашескую жизнь. Кстати, рассматривают и Суворова как праведника - он ведь тоже и в церковном хоре пел, и о людях заботился, и многое делал так, как подобает христианину. Но праведники, надо сказать, один из редчайших ликов святых.
Мученики - а вот это одни из наиболее частых святых. Мученики - это те, кто за свою веру пострадал. Если пострадал очень сильно - то это великомученик, как святой Георгий Победоносец, которого 8 дней убивали так, что Дзен за описание забанит. Если страдал священник - то он священномученик, как тот самый Валентин Интерамнский, про которого день святого Валентина. Если мог пострадать, но все равно открыто демонстрировал свою веру - исповедник. А еще есть страстотерпцы - это те, кто натерпелся страстей. Ну то есть серьезно пострадал, но не за веру, а еще за что-нибудь. Но страдая вел себя как подобает. Вот это как раз Николай II у нас такой святой - не сбежал, вел себя смиренно в плену, без страха принял смерть (а не был каким-то идеальным царем-мучеником, как порой пытаются его выставить некоторые несознательные монархисты).
На деле там еще куча - и блаженные, и бессребренники, и пророки, и чудотворцы...
Собственно, поэтому святых в православии так много. Они разные! Не все как один образцы и эталоны во всем. У одного учимся, как защищать веру, у второго - как смирять свои страстишки, у третьего - как перестать разбойничать и начать жить по-человечески, у четвертого - как можно жить, не пытаясь нажиться на окружающих. И опять же, именно поэтому у каждого святого обязательно есть житие - то есть рассказ о том, в чем он, собстна, правилен, чему у него надо научиться.
При этом совершенно логично, что в житиях регулярно проскакивают "неприглядности" вроде истории святого преподобного Моисея Мурина, который был откровенным бандитом, а потом раскаялся и ушел в монахи. Идея заложена такая - а никому и никогда не поздно перестать делать гадости и начать жить правильно. На мой взгляд - хорошая идея.
Так что не надо споров. Абсолютно любое течение создает себе образцы и эталоны. Просто у либералов это условные Гейтс и Джобс, у наших "оппозиционеров" - Яшин и Навальный, у коммунистов были Сталин, Павка Корчагин и Маресьев, а у христиан - святые. Не надо считать их чем-то большим, а надо просто разбираться, что такого правильного они делали.
------
Традиционно - лайк, если дочитал, подпишись, чтобы не пропустить чего хорошего, а для конструктивных мыслей комменты открыты