Суть любой идеологии выражают те ценности, которые она предлагает. Что предлагает либерализм:
1. Индивидуализм. Всё начинается с него. Индивидуализм предполагает, что отдельно взятый человек важнее социальной группы, будь то семья, класс, нация, общество в целом или государство. Личные интересы выше общественных. К тому же каждый человек уникален, поэтому нужно построить такое общество, в котором каждый мог бы реализовать свой потенциал и достичь счастья в том виде, в котором оно ему представляется.
2. Свобода личности. Если каждый уникален и ценен сам по себе, и, если каждый понимает своё счастье по-своему, значит у каждого должна быть возможность действовать по своему усмотрению, так, как он считает нужным. С одной оговоркой: моя свобода кончается там, где начинается свобода другого[1].
3. Равенство (не путать со справедливостью). Все люди рождаются равными, поэтому они должны жить как равные. Таким образом, все равны перед законом — от правителя до безработного
4. Толерантность. Если все уникальны, свободны и равны, значит все имеют право на голос и на то, чтобы их услышали. «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить». Эти слова может произнести любой идейный либерал. Отсюда свобода слова и плюрализм, т.е. множественность или разнообразие мнений, подходов и идей относительно чего бы то ни было.
Таким был либерализм конца 18 века, либерализм революционный. Либерализм 19 века называют классическим. Однако речь, конечно, не о противопоставлении или отрицании, а о развитии идей и некотором смешении акцентов. Либерализм конца 18 века фокусируется на политической сфере: хотелось ограничить монархию, влиять на политику, ввести выборность всех должностей и т.п. В классическом либерализме всё это остаётся и при этом подчёркивается важность экономических свобод.
Классический либерализм предлагает принцип невмешательства государства в экономику. Субсидии, дотации, квотирование рабочих мест, высокие налоги, социальные пособия, перераспределения доходов — это плохо, потому что всё это — вмешательство из вне, рынку же нужно предоставить полную свободу. Цены на все товары и услуги должны определяться только спросом и предложением. Все производят и покупают, что хотят, причём делают это в любых количествах. На рынке должна существовать свободная конкуренция, а от государства требуется только гарантии и охрана прав собственности. По мысли классического либерализма, такой порядок ведёт к процветанию всего общества, потому каждый человек знает, чего он хочет, и, если его не ограничивать, то он этого добьётся.
В конце 19 века возникает либерализм социальный. Это было вполне логично и ожидаемо. Как уже говорили, в 19 веке появляется социализм и коммунизм, которые выступают с критикой капитализм и того типа отношений, который он порождает. Либералы всё это внимательно слушали, читали и осмысляли. Какая-то часть либералов, с одной стороны, не желала расставаться с капитализмом, потому что считала его благом, но с другой — полагала, что рынок часто даёт сбои, а беднейшие слои населения должны быть защищены: они, например, должны иметь доступ к бесплатному образованию и медицине. Для этого нужно государственное вмешательство, против которого выступил классический либерализм. Люди, которые видели общество таким т.е. капиталистическим, но всё же более-менее справедливым и заботливым, стали социал-либералами.
На протяжении 20 века классический либерализм борется с социальным. Государства пробуют разные подходы и пытаются понять, стоит ли давать рынку полную свободу или всё же нужно его ограничивать; нужно ли заботиться о низах или можно их бросить, и всё будет нормально. С течением времени социальный либерализм начинает понемногу доминировать.
20 век богат на события, это век экспериментов. Появляется Советский Союз, который отказывается от капитализма, строит всё на принципиально иных началах и каким-то образом развивается. Возникает фашизм. В США случается Великая депрессия. В 30-ые к власти приходит Гитлер. Проходят две мировые войны. Все это очень значимые события и процессы, которые влияют на всё и вся и создают новую реальность. Либерализм тоже преображается. Мы оказываемся во второй половине 20 века с неолиберализмом.
Неолиберализм делает особый акцент на отдельных индивидах и их экономических правах. Они — превыше всего. На практике это означает дерегуляцию экономики и снижение налогов, потому что высокие налоги — это своего рода удар по вашим правам: человек сам хочет распоряжаться своими деньгами, а с высокими налогами государство вам не даёт этого сделать. Однако вслед за снижением налогов следует урезание социальных программа. Если вы потеряли работу или все деньги, то вы сами виноваты и помощи не ждите. Неолиберы выступают за приватизацию, максимально свободную торговлю в мировом масштабе[2], конкуренцию и отмену субсидий. В неолиберализме рынок с его структурой и просто смыслом считается самоценностью. Все люди понимаются как фирмы или маленькие бизнесы, а все взаимодействия между ними, соответственно, как контракты. Это касается всего: дружбы, семьи, нации, государства и т.д. Любых групп и отношений.
Если вам близки индивидуализм, свобода личности и слова, равенство всех перед законом, толерантность и капитализм, то вы — либерал. Можете так и говорить. Если хотите что-то уточнить, то можете сказать, что я либерал в классическом смысле слова. В этом случае вы подчеркнёте, что социальный либерализм вам не близок и т.д.
Критические замечания. Любая идеология, как и любая теории вообще, особенно теория социальная, — это очки определённого цвета, через которые мы смотрим на мир. Нам эти очки могут подходить и мир в них может казаться прекрасным, но есть другие люди, которые носят очки другого цвета и которым есть что сказать про наши.
В критике либерализма есть основных момента, которые очень тесно связаны между собой.
1. Индивидуализм. Некоторые считают, что либерализм делает слишком большой акцент на свободе личности и её интересах. Человек — существо социальное. Мы постоянно взаимодействуем друг с другом и друг от друга зависим, поэтому подчёркнутый индивидуализм — это в каком-то смысле противоестественная вещь. Индивидуализм ведёт к принижению значимости семьи, общества и государства, в которых человек живёт и формируется, а также стимулирует эгоизм, из-за которого человек может растерять свои чисто человеческие качества т.е. доброту, жертвенность, бескорыстную помощь ближнему и т.д.
2. Защита меньшинств. Это больше характерно для соц-либерализма в современном варианте. Либералов критикуют за то, что они слишком сильно концентрируются на правах и защите меньшинства, забывая про большинство с его взглядами и ценностями.
3. Толерантность. Мы выяснили, что для либералов свобода слова является базовой ценностью: каждый имеет право быть услышанным, и мы терпимо относимся ко всем точкам зрения. Но что насчёт людей, который выступают против либерализма или призывают к уничтожению или дискриминации тех или иных групп? Либерализм, если хочет оставаться последовательным, отвечает на этот вопрос: мы должны выслушать и их. Но тогда получается, что терпимость ведёт к распространению нетерпимости, при чём последняя, как показывает практика, очень быстро побеждает. Это называется парадоксом толерантности.
[1] Часто можно слышать, что это придумал Бакунин, поэтому эти слова иногда ассоциируются с анархизмом, но это не так. Уже в «Декларации прав человека и гражданина» — в той самой, французской от 89, — в 4 статье сказано, что свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому.
[2] Неолиберализм нередко используют как синоним глобализации.