Найти тему

Свой путь (33)✨Глаза светились от счастья

"...Пришли попрощаться со своей учительницей Лиза, Люба, Петя и Саша. Маша смотрела в глаза своих маленьких учеников и светилась от счастья. За год она привязалась к ним и теперь тяжело было расставаться..."

Начало

Глава 32

Читайте: Подруга.

- Сынок, ты надолго? - спросила Клавдия Андреевна, когда Паша уже сидел за уставленным деревенскими угощениями столом.

- На неделю.

- Хоть насмотрюсь на тебя...Нет, на вас...Кто знает, когда теперь увидимся...

- Мама, как только будет получаться, мы будем к тебе приезжать, - поспешил успокоить мать Павел.

После сытного обеда он предложил любимой жене сходить на ту самую полянку, где они в прошлом году собирали землянику.

- Хоть ягоды ещё не созрели, но хочется вдохнуть себя лесные ароматы! Да и на озеро не мешало бы заглянуть. Целый год там не был.

Машу передёрнуло от слова "озеро". Хоть она было в стороне от Гнилого болота, но всё равно это место у неё ассоциировалось с Ганной. По дороге в лес она рассказала мужу о случившемся. Он внимательно выслушал, а потом спросил:

- Как же теперь Саша? Жаль паренька.

- Я поэтому и волнуюсь, - ответила Маша. - Не знаю, с кем он останется. И уеду, так и не узнав. Мы с Надей хотим съездить в отдел опеки, чтобы выяснить, что они планируют делать, а пока никто ничего не говорит. Участковый наш обещал помочь, сказал, что свои связи подключит. Дело всё в том, что бабушка Саши уже на пенсии.

- Поедем в отдел опеки вместе, я не хочу с тобой расставаться ни на минуту, - произнёс Паша, и Маша на миг забыла обо всём на свете. Так ей хорошо, спокойно и надёжно было рядом с любимым мужем. Взявшись за руки, они пришли на свою полянку, где земляника пока ещё только цвела. Только кое-где выглядывали из-под беленьких цветочков зелёные ягодки.

- Подумать только, как быстро пролетел год. Помню, с какой тревогой я сюда ехала, как боялась встречаться с Клавдией Андреевной, как думала, что не смогу привыкнуть к деревенской жизни. Когда первый раз на урок шла, у меня ноги подкашивались и голос дрожал, а теперь я уезжать отсюда не хочу. Таким родным мне здесь всё стало: и мама, и школа, и люди.

- Может, ты здесь и останешься? - не то в шутку, не то всерьёз спросил Паша.

- Я с тобой, как ниточка с иголочкой. Куда ты, туда и я!

Паша обнял любимую жену и сильно-сильно поцеловал.

- Теперь, Машенька, мы с тобой не расстанемся!

***

Провожала Машу и Павла не одна Клавдия Андреевна. Пришла Варвара, чтобы поблагодарить учительницу, помогавшую ей готовиться к поступлению.

- Я поступлю обязательно, - сказала она вполне серьёзно. - Вася заявил, что как только сдам экзамены, замуж меня позовёт. Так что здесь без вариантов. Если всё хорошо будет, в начале осени и распишемся.

- Поступишь обязательно, даже не сомневайся! - уверенно произнесла Маша.

- Я на свадьбу вас с Павлом жду, точнее мы с Васей ждём! Помнишь наш разговор?

- Конечно. Мы обязательно приедем!

Пришли попрощаться со своей учительницей Лиза, Люба, Петя и Саша. Маша смотрела в глаза своих маленьких учеников и светилась от счастья. За год она привязалась к ним и теперь тяжело было расставаться. Девчонки, конечно, не стеснялись, так и норовили прижаться к учительнице и обнять её. Если бы не Надя, которая то и дело говорила им, что надо и другим дать возможность обнять Марию Ивановну, они вообще бы не отошли от неё. Петька стоял насупившись. Не привык парень демонстрировать перед всеми свои чувства, да и не умел этого делать, но уже один его приход означал, что Петя уважает свою учительницу и не хочет, чтобы она уезжала. Сквозь зубы, еле слышным голосом он спросил:

- А Вы к нам вернётесь?

Маша усмехнулась, а Надя вместо неё ответила:

- Конечно, а пока я займусь вашим воспитанием. Мне дают классное руководство в четвёртом классе, так что теперь, Петя, мы с тобой будем вместе и дома, и в школе! Придётся тебе встать на путь исправления!

- А я что...Я ничего, - пробубнил Петька, залившись от смущения краской, - я уже почти исправился...

Саша ничего не говорил, только смотрел на Марию Ивановну, ставшую для него больше, чем просто учительница. Она тоже то и дело бросала на него взгляд. Сашу всё-таки оставили с бабушкой, но его отец собирался забрать с собой сына, когда тот окончит школу. Когда состоялся разговор Маши и Фёдора, он признался:

- Я бы хоть сейчас забрал его с собой. И моя жена, и дочка не против, наоборот, хотят, чтобы мы все жили вместе, но Саша наотрез отказывается, потому что здесь ему всё родное, а там чужое. Так что пусть пока с моей мамой живёт, а я буду помогать и приезжать. Надеюсь, когда Саша повзрослеет, получит аттестат, поедет ко мне.

Когда уже показался автобус, Саша осмелился подойти к Маше, чтобы спросить:

- Можно, я Вам напишу письмо? Вы только адрес скажите.

- Я тебе первая напишу, сразу, как только приеду на место, хорошо? А ты мне ответишь.

- И я хочу Вам письмо написать! - закричала Лиза.

- И я! - следом за одноклассницей повторила Люба.

Надя на прощание сказала:

- А я писать не буду, не люблю я этого. Я ждать тебя в гости буду!

Всё то время, пока с Машей прощались её ученики, Клавдия Андреевна не сводила глаз со своей невестки, ставшей ей родной. Как же хотелось матери, чтобы её дети были рядом с ней, но у них была своя дорога.

Не хотелось уезжать и Маше. Она была готова вот-вот расплакаться, потому что успела привыкнуть и полюбить это место и этих людей. Что её ждёт впереди, она не знала, но нужно было ехать. Она сама выбрала свой путь - следовать всегда за своим любимым мужем.

- До свидания!!! - говорила Маша и Клавдии Андреевне, и Наде, и Варваре, и своим ученикам. Она надеялась, что они скоро увидятся, а пока ей предстояло обустроиться на новом месте, в маленьком военном городке на границе. На две недели Паша обещал свозить жену к двоюродной сестре в Ленинград, а потом их ждала служба.

***

Свадьбу Варвара и Василий отмечали по всем деревенским традициям, когда в колхозной столовой должна была гулять вся деревня. И гости из города, откуда родом был Вася, тоже приехали. Розовощёкая Варя сияла от счастья, а Яков, её отец, был горд, что выдаёт свою кровиночку замуж честь по чести и что муж у неё не абы кто, а агроном.

Маша и Павел приехали накануне свадьбы. Клавдия Андреевна к их приезду тщательно готовилась. И стол накрыла, и гостей позвала. Когда встретила детей, пошутила:

- У нас праздник сегодня начнётся. Невеста собственной персоной должна сегодня прийти. Как узнала, что вы сегодня приезжаете, так в ладоши хлопать начала.

Варвара прибежала сразу же. Ей хотелось сообщить радостную новость.

- Я поступила, Маша, представляешь? Помахаю ещё шваброй и тряпкой ещё три года, а потом, когда на четвёртый курс перейду, зоотехником буду работать!

В голосе Варвары было столько радости, что Маша рассмеялась.

- Как же я за тебя рада, Варвара!

- Спасибо тебе...Машенька. Если бы не ты, то я бы и не думала поступать, - ответила невеста. - А сейчас бежать мне надо. Всю ночь готовить будем, чтобы гости голодными не были.

- Давай и мы поможем, - предложила помощь Маша.

- Не переживай дочка, - поспешила ответить Клавдия Андреевна. - Нам здесь всем работы хватит. Ещё и Паше придётся попотеть.

Конечно, пришла Надя. Выглядела она взволнованной и встревоженной. Поздоровалась, по-хозяйски налила воды в большую кружку, взяла кусок мыла и попросила поливать ей на руки воду:

- Маша, помоги. Я к вам на помощь пришла.

- Как ты, Надя? Где отпуск провела?

- Домой ездила, мамке ремонт помогла сделать. Там с ребятами из своей компании виделась. Скажу тебя, что едва не "задымила" по новой. Не знаю, каким чудом остановиться смогла. Скажу тебе, что, если начинаешь новую жизнь, надо обрывать все связи. Иначе большой шанс за прежнее взяться.

- Значит, сила воли у тебя есть.

- Не то, чтобы она, сила эта мне помогла, но...Ты же помнишь, что меня "паровозом" здесь окрестили. Я едва избавиться от этого прозвища смогла. Не хотелось мне, чтобы снова так за глаза называть начали. Так что я "сбежала" в пионерский лагерь. Кстати, это меня наша Елизавета Никитична сосватала. Сказала, что и деньги заработаю, и отдохну. Скажу тебе, что мне понравилось. В следующем году на две смены собираюсь туда отправиться.

Маша ждала, что Надя начнёт говорить об Андрюхе, но она молчала, и Маша не напоминала о нём. Зато спросила о Константине.

- Как здесь наш участковый?

- Что ему сделается, следит за порядком, ездит то туда, то сюда. Я летом его редко видела, потому что в лагере была. В конце августа только с ним встретились...- ответила Надя и замялась. - Не хватало мне его, если честно сказать. Не то, чтобы его самого, но той надёжности, которая от него исходит.

- Теперь будете чаще видеться, а там время покажет, - сказала Маша, подумав, что Надя, наверное, поэтому такая взволнованная. Но подруга, когда Паша вышел, начала рассказывать:

- У нас здесь такое твориться... Муж нашей почтальонки в лес отправился и к болоту Гнилому вышел. Говорит, что к воде приблизился, глянул - и Ганну увидел. Якобы смотрела на него и кулак показывала, словно сказать хотела, чтобы он ноги уносил и не лез к её золоту.

- Не может быть!

- Я тоже думала, что он всё придумал, проверить захотела. Ты же меня знаешь, что я привыкла не доверять, а проверять. Так вот пошла туда и заблудилась, представляешь? В трёх соснах запуталась. Испугалась и назад бежала, а образ Ганны перед глазами стоял. Говорю тебе, что призрак её в том месте ходит.

- Может, хоть это желающих найти призрачное золото отпугнёт.

- Местные стараются в ту сторону не ходить и детям приказывают. И болото уже не Гнилым называют, а Ганниным. Так и говорят, что на Ганнино болото ходить не надо, плохое это место.

Беседу подружек прервала Клавдия Андреевна.

- Девоньки, работа для вас. Котлеток надо налепить. Я не смогу так ровненько сделать, как вы, потому как руки уже не те. Так что за работу!

- Завтра на свадьбе поговорим, - шепнула Надя и принялась лепить котлеты.

***

Утром Маша спешила к Саше. Она привезла две книги Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой". Одну для Саши, а другую для Пети, чтобы никому из них не было обидно. Саша стоял возле дома на улице, и Маше показалось, что он ждёт её. Так и оказалось. Как только он её увидел, побежал навстречу со словами:

- Я ещё вчера хотел прийти к Вам, но бабушка сказала, что так нельзя, нужно дать людям отдохнуть с дороги.

Саша говорил бодрым голосом. Маша из разговора с Надей узнала, что парень уже повеселел и ничем не отличается от остальных детей. Сам Саша с гордостью сообщил:

- Я к конкурсу новому готовлюсь. Мечтаю первое место занять!

- У тебя всё обязательно получится!

Саша улыбнулся и отвёл глаза в сторону. Маша про себя отметила, что он подрос и возмужал за это лето.

***

Свадьба пела и плясала, гости веселились, произносили тосты, а потом выходили танцевать. Маша с аппетитом ела малосолёные огурчики.

- Что это тебя, Мария Ивановна, на огурчики потянуло? - усмехнувшись, спросила Надя. - Ну-ка, признавайся!

Маша улыбнулась. Она боялась признаться, что у неё под сердцем носит ещё одну жизнь. Клавдия Андреевна, которая тоже заметила, что дочка налегает на огурчики, а сын боится отпустить её от себя на шаг, вмешалась в разговор:

- Вот и хорошо, вот и ладненько! Значит, ждём в деревню! Маленьким всегда на свежем воздухе лучше. Слышишь, Машенька?

- Куда я денусь, - ответила она.

- За это и поднимем бокалы! - предложила Клавдия Андреевна.

Маша и Павел переглянулись. Им было хорошо рядом с близкими людьми, которые радовались их счастью...

Конец. Продолжение рассказа, где главной героиней будет Надя