Нужны ли современному обществу умные?.. (парадоксы образования)
Газета "Колымская Искра" № 3(6) 2007г.
Весной прошлого года прошли массовые протесты студентов во Франции. О причинах недовольства студентов рассуждает молодой коммунист Руслан Иванов.
В автобиографической книге Паскаля Лэне "Ирреволюция", написанной по следам французского бунта студентов в 60-е гг. XX века, описано то, как получали техническое образование во Франции тех лет.
Сюжет этой повести такой. Молодой выпускник университета попадает по распределению в маленький провинциальный городок. Во время студенчества он участвовал в "красном мае". Тогда, в мае 1968 года, во Франции были студенческие волнения левой молодёжи, протестующей против буржуазии, непосредственным поводом к которым послужила война во Вьетнаме. На новой работе он столкнулся с тем, что студенты техникума, эти "дети пролетариев", не хотят даже прислушаться к нему, к его рассказам о классовой борьбе, надвигающейся революции и роли, которую должны сыграть в этой революции они.
Характерен такой диалог преподавателя и учащихся:
- Но что такое коммунист?
- Это экстремист.
- Что вы понимаете под "экстремизмом"?
- Коммунист ничем не владеет. Ему нечего терять. Мы видели это в мае; им всё дозволено.
- Что вы думаете о мае?
- В первую неделю были настоящие требования, а потом ввязались политические партии...
- Знает ли кто-нибудь из вас, в чём именно состояли требования студентов?
- Глупости всё это! Что это дало! Увеличили заработную плату на десять процентов, а стоимость жизни возросла на двадцать.
Таким образом молодой преподаватель понял, что все его бунтарские представления, терпимые в университетской среде, здесь, в захолустном городке Сотанвиле, не проходят. Новоиспечённый преподаватель философии рассчитывал найти в техникуме единомышленников, "молодых бунтарей", а встретил аккуратных, молчаливых юношей и девушек. Автор видит, что его ученики "умеют только записывать, не слушая, но не умеют слушать, не записывая". Для них "философия" - это предмет, который нужно выучить, чтобы сдать экзамен и получить диплом, открывающий путь вверх. И тогда он решил помочь этим ребятам...
Герой П. Лэне борется за то, чтобы научить своих учеников думать, самостоятельно оценивать факты, выражать свои мысли: "Я хотел, чтобы они сами разломали словесную изгородь и тем самым главное - изгородь социальную. Потому что это слово, загнанное за решётку, эта речь, как бы сведённая к нулю, были в моих глазах явным клеймом нравственной и социальной покорности моих учеников". И в этой борьбе он одерживает, хоть и маленькую, но победу: ребята выпустил журнал, в котором напечатали свои мысли. А значит, они перестали быть той покорной безмолвной массой, которую формировала из них буржуазия.
Но, возможно, то, что описал в своей повести Паскаль Лэне, уже неактуально? Сейчас время другое, подростков учат иначе? Ведь написал же недавно русский парень Иван Суслов в газете "Молодая Колыма" такие строки: "Сегодня стало модно быть умным, ценится умение говорить, поддержать беседу".
Как бы не так!
Вот как, например, о своем опыте преподавания в Парижском университете и размышлениях, связанных с ним, рассказал доктор физико-математических наук Виктор Степанович Доценко ("Пятое правило арифметики"// журнал "Наука и жизнь", №12/2004г., стр.20):
"Сначала небольшая справка. Во Франции уже давно введён и действует "Единый государственный экзамен" (ЕГЭ), только называется он у них БАК (от слова "бакалавр"), но это сути не меняет. Мотивация введения французского БАКа была примерно та же, что и нашего ЕГЭ: чтобы поставить всех учеников в равные условия, чтобы свести на нет коррупцию на почве образования, чтобы унифицировать требования к выпускникам, ну и так далее. Короче, чтобы всё было и по-честному, и по справедливости.
Задачи в БАКе, как правило, составлены на вполне приличном уровне и решить их, казалось бы, можно, лишь обладая вполне приличными знаниями. Но дело в том, что практически все задачи, предлагаемые на БАКе, можно решить с помощью хорошего калькулятора - они сейчас очень умные, эти современные калькуляторы: и любое алгебраическое преобразование сделают, и производную функцию найдут, и график её нарисуют. При этом пользоваться калькулятором при сдаче БАКа официально разрешено.
Что же касается аспирантов Эколь Нормаль Суперьер (то есть тех, которые "супер-самые-самые"), то здесь ситуация совершенно иная. Эти ребята прошли такой суровый отбор, что ни вольных фантазёров, ни тем более разгильдяев здесь уже не встретишь. Более того, и с дробями у них всё в порядке, и алгебру они знают прекрасно, и ещё много-много всего, что им полагается знать к этому возрасту. Они очень целеустремлённые, работоспособные и исполнительные, и с диссертациями у них, я уверен, будет всё в полном порядке. Одна беда - думать они не умеют совершенно. Исполнить указанные, чётко сформулированные преподавателем манипуляции - пожалуйста, что-нибудь выучить, запомнить - сколько угодно. А вот думать - никак. Эта функция организма у них, увы, атрофирована полностью... Но вообще, конечно, из этих аспирантов получатся прекрасные исполнители, как те "роботы-исполнители" из давнего фильма "Москва-Кассиопея"...".
К какому же выводу приходит В.С. Доценко? Да к такому же, что и Паскаль Лэне: "Когда люди, вместо того чтобы думать самим и учить думать своих детей, пытаются в конечном итоге всё на свете сводить к алгоритмам и тупым тестам, наступает всеобщее отупение".
Похоже, что современному развитому обществу нужны только хорошие исполнители. Творческие, думающие люди, конечно, тоже требуются, но буквально единицы. Поэтому вся система образования должна быть настроена на отбор, выращивание и дрессировку именно хороших исполнителей, а учить думать молодых людей совершенно не нужно...
Человек становится частью армии рабочих, клерков и управляющих. У него мало возможности проявить инициативу, его действия предписаны инструкциями. Все проявления жизни предопределены заранее и подчинены шаблону.
Существует теория, что современное общество есть общество "подавляемого терпения", в котором с помощью современной техники манипуляции сознанием масс, навязывающей свои идеи через СМИ, формируются конформисты. Это, как их называет теоретик Г.Маркузе, "одномерные люди", поверхностные в своих эмоциях, нищие в своих человеческих отношениях, люди-марионетки, от колыбели до гроба контролируемые специалистами-манипуляторами.
Однако было бы неверно утверждать, что, как говорят наши юмористы, "они там все тупые". Есть, например, движение сопротивления, названное "новым левым" движением. И это движение одно время захватило умы и сердца молодёжи всего мира. Компартия США, например, считала своей важнейшей задачей работу среди "новых левых", и их привлечение на свою сторону. Известная американская коммунистка Анджела Дэвис тесно сотрудничала с "новыми левыми" организациями...
Напрашивается вопрос: "Быть может, сейчас исторические условия другие, и протест "новых левых" не актуален?" Ещё как актуален! Борьба против капитала продолжается, просто сменились названия. Как "новые левые" боролись против милитаризма, антидемократизма, империализма - так и современные левые (антиглобалисты, пацифисты) борются за мир, демократию, социализм. И коммунистические партии всегда стоят в авангарде этой борьбы.
Вот цитата из заявления Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова от 3 апреля 2006 года по поводу планов правительства Франции реформировать трудовое законодательство:
"Уже несколько недель города Франции остаются эпицентром нового социального протеста. Французская молодёжь подаёт пример решительной и энергичной борьбы за свои права. Они протестуют против уже одобренного парламентом законопроекта, по которому молодёжь можно увольнять с работы без объяснения причин.
Студенческий протест против войны во Вьетнаме в мае 1968 года уже вошёл яркой страницей в мировую историю. Он стал началом масштабного натиска французских трудящихся на власть.
Учащиеся Франции демонстрируют - революционные традиции не забыты. Непопулярный закон - лишь повод для массовых волнений. Молодёжь выступает против самой сути буржуазного общества, в основе которого - социальное неравенство. Не случайно протестующие выдвигают лозунги отставки правительства и борьбы с капиталом.
Действия мировой олигархии загоняют человечество в тупик. Реальной угрозой становится глобальная катастрофа - социальная, экологическая, культурная.
Коммунистическая партия Российской Федерации солидарна с молодёжью Франции в борьбе за её законные права!"
(опубликовано на сайте kprf.ru ).
Когда пытаются вернуть человечество назад, к стадному состоянию, человек мыслящий сопротивляется. То, что обнаглевшие от жадности правители считают людей, находящихся на дне социума, скотами, не может не вызвать в горячих юных сердцах протест. Так было всегда.
И так будет всегда!