Найти в Дзене
Отовсюду понемногу

База субмарин в Сен-Назере

База субмарин в Сен-Назере – крупная база подводных лодок, построенная под руководством немцев во время Второй мировой войны в портовом городе Сен-Назер. Являлась одной из пяти крупных баз субмарин, построенных Третьим рейхом в оккупированной Франции. До Второй мировой войны Сен-Назер был одним из крупнейших портов Атлантического побережья Франции. Во время битвы за Францию немецкая армия прибыла в Сен-Назер в июне 1940 года, и порт был немедленно использован для подводных лодок: уже 29 сентября 1940 в порт прибывает U-46. В декабре 1940 года в Сен-Назер прибыла миссия Организации Тодта и осмотрела порт для изучения возможности создания базы подводных лодок, неуязвимой для бомбардировок Королевскими ВВС. Работа вскоре была начата под руководством инженера Пробста. Было выбрано пространство из доков и зданий судоходной компании Compagnie Générale Transatlantique, которые были разрушены. Строительство началось в феврале 1941 года с пеналов 6,7 и 8, завершена в июне 1941 года. С июля 1941

База субмарин в Сен-Назере – крупная база подводных лодок, построенная под руководством немцев во время Второй мировой войны в портовом городе Сен-Назер. Являлась одной из пяти крупных баз субмарин, построенных Третьим рейхом в оккупированной Франции.

До Второй мировой войны Сен-Назер был одним из крупнейших портов Атлантического побережья Франции. Во время битвы за Францию немецкая армия прибыла в Сен-Назер в июне 1940 года, и порт был немедленно использован для подводных лодок: уже 29 сентября 1940 в порт прибывает U-46.

В декабре 1940 года в Сен-Назер прибыла миссия Организации Тодта и осмотрела порт для изучения возможности создания базы подводных лодок, неуязвимой для бомбардировок Королевскими ВВС. Работа вскоре была начата под руководством инженера Пробста.

Было выбрано пространство из доков и зданий судоходной компании Compagnie Générale Transatlantique, которые были разрушены. Строительство началось в феврале 1941 года с пеналов 6,7 и 8, завершена в июне 1941 года. С июля 1941 по январь 1942 года были построены пеналы с 9 по 14; и в период с февраля по июнь 1942 года пеналы с 1 по 5. Работа была завершена строительством башни. В период с конца 1943 и в начале 1944 года, укреплённый шлюз, построенный для защиты подводных лодок во время их перехода из реки Луары в пеналы бункера. Шлюз имел 155 метров в длину, 25 метров в ширину и 14 метра в высоту. На крыше имелись средства ПВО.

Первые пять доков были длиной около 130 м, шириной 14 м и высотой 18 м. Между доками № 5 и № 6, по всей их длине, располагались склады шириной около 8 м. Доки № 6–8 по размерам были идентичны первым пяти. Затем следовали доки № 9–12, которые были несколько короче (124 м) и шире (20 м) предыдущих. Доки № 13–14, имевшие в ширину также 20 м, были отделены от дока № 12 пространством около 8 м.

В тыльной части бункерного комплекса, за каждым доком, располагались мастерские той же ширины, что и доки. Общая ширина бункерного комплекса составляла 295 м. Шесть доков были "мокрыми", остальные, после откачки воды, можно было использовать в качестве сухих.

28 марта 1942 док в Сен-Назере стал мишенью британских коммандос во время операции "Колесница" (англ.: Operation "Chariot"), более известной как Рейд на Сен-Назер.

База подводных лодок Сен-Назер, апрель 1942 г.
База подводных лодок Сен-Назер, апрель 1942 г.

Во время операции британцы успешно разрушили соседний с бункером сухой док, протаранив его эсминцем, заполненным взрывчаткой, но бункеры подводных лодок не пострадали. Собственно, целью и являлся док Луи Жубер Лок, который был единственным сухим доком на побережье Атлантики, способным принимать самый мощный корабль в составе кригсмарине (после потопления «Бисмарка») – линкор «Тирпи».

База подлодок имела 300 метров длиной, 130 метров шириной и 18 метров в высоту, и занимала площадь 39 000 м², при объёме бетона 480000 м³. Крыша имела толщину 8 метров, состоя из четырёх слоёв: первый из них 3,5 метра железобетона; второй 35 см из гранита и бетона; третий 1,7 метра из железобетона, четвёртый это слой «Fangrost» из стальных балок, имеющий толщину 1,4 м. На крыше располагались зенитные орудия, пулемёты и миномёты.

База состоит из 14-ти пеналов для подводных лодок. Пеналы с 1 до 8 – сухие доки по 92 метров в длину и 11 метров в ширину; пеналы с 9 по 14 – простые доки по 62 метров в длину и 17 метров в ширину, каждый из которых способен вместить по две подводные лодки. Первые пять доков были длиной около 130 м, шириной 14 м и высотой 18 м. Между доками № 5 и № 6, по всей их длине, располагались склады шириной около 8 м. Доки № 6-8 по размерам были идентичны первым пяти. Затем следовали доки № 9-12, которые были несколько короче (124 м) и шире (20 м) предыдущих. Доки № 13-14, имевшие в ширину также 20 м, были отделены от дока № 12 пространством около 8 м. © 2021,

Между пеналами 5 и 6,12 и 13 имеются два пространства, дающие доступ к верхним уровням бункера. База также состояла из 62 мастерских, 150 помещений, 92 общежитий для экипажей субмарин, 20 насосов, 4 кухонь, 2 пекарен, двух электростанций, ресторана и госпиталя.

В тыльной части бункерного комплекса, за каждым доком, располагались мастерские той же ширины, что и доки. Общая ширина бункерного комплекса составляла 295 м. Шесть доков были «мокрыми», остальные, после откачки воды, можно было использовать в качестве сухих.

Чтобы зайти в бункер, подводные лодки должны были сначала зайти в главный (северный) бассейн через док «Нормандия», а затем, пройдя через меньший по размерам док, попасть в южный бассейн. В марте 1942 года комплекс был атакован британскими морскими пехотинцами, при этом груженный взрывчаткой британский эсминец «Кэмпбелтаун» протаранил ворота дока и взорвался, продемонстрировав тем самым, что система весьма уязвима. Поэтому прямо напротив входа в комплекс был построен шлюз, защищенный собственным бетонным бункером и обеспечивающий прямой выход в открытую воду.

Первой стала здесь базироваться 7-я флотилия «Вегенер», лодки которой прибыли в Сен-Назер в июне 1941 года. В феврале 1942 года к ней присоединилась 6-я флотилия «Хундиус».

После высадки союзников в Нормандии в июне 1944 года подводные лодки, базировавшиеся в Сен-Назере, передислоцировали в Норвегию, последняя лодка этой группы, U-267, вышла из порта 23 сентября 1944 года. Тем не менее базу упорно защищали до конца войны войска под командованием генерал-лейтенанта Юнка. В течение всего этого периода подводные лодки неоднократно приходили в Сен-Назер, доставляя необходимые запасы; в конце февраля 1945 года лодка U-275 встала в док для ремонта шноркеля. Последней из базы ушла лодка U-255, задержавшаяся в Сен-Назере в ожидании ремонта. Осенью 1944 года гидросамолет доставил запчасти, ремонт закончили, и 8 мая 1945 года U-255 ушла из Сен-Назера, причем как раз вовремя, чтобы сдаться союзникам.

Сухой док в Сен-Назере с подводной лодкой U-510, 11 мая 1945 года
Сухой док в Сен-Назере с подводной лодкой U-510, 11 мая 1945 года

В тыльной части бункерного комплекса, за каждым доком, располагались мастерские той же ширины, что и доки. Общая ширина бункерного комплекса составляла 295 м. Шесть доков были "мокрыми", остальные, после откачки воды, можно было использовать в качестве сухих.

Артиллерийскую защиту порта Сен-Назер осуществлял 280-й морской артиллерийский батальон железнодорожной артиллерии. ПВО порта в виде 22-й бригады морской зенитной артиллерии командовал капитан первого ранга Карл-Конрад Мекке. Зенитчики в основном берегли Сен-Назерскую базу субмарин.

База была домом во время войны для многих самых известных сотрудников подводных лодок, в том числе:

Командир Георг-Вильгельм Шульц, который в феврале 1942 года перебросил 6-ю флотилию подводных лодок из Данцига в порт, где она стала боевой флотилией.

-4

Капитан-лейтнант Карл Эммерманн – принял командование 6-й флотилией подводных лодок из Шульца в ноябре 1942 года, пока она не покинула Сен-Назер в Норвегию в августе 1944 года.

-5

Капитан-лейтенант Герберт Шульце – заместитель командующего 7-й флотилией подводных лодок с сентября 1940 г.

-6