Найти тему
Лунная программа

В этот день 55 лет назад. Астронавты Аполлона-10 около Луны. Последняя репетиция перед посадкой

День - 21 мая 1969 года

текст статьи:

АСТРОНАВТЫ ВЫХОДЯТ НА ОРБИТУ ЛУНЫ И ГОТОВЯТСЯ К СБЛИЖЕНИЮ С НЕЙ СЕГОДНЯ
Ликующие стаффордские радиостанции сообщают миру о нашем прибытии

ДЖОН УИЛФОРД

Специально для «Нью-Йорк Таймс

ХЬЮСТОН, 21 мая - Астронавты «Аполлона-10» сегодня вышли на орбиту Луны и приготовились к завтрашним критическим маневрам, в результате которых люди окажутся в девяти милях от лунной поверхности.

Полковник ВВС Томас П. Стаффорд и коммандеры Джон У. Янг и Юджин А. Сернан из ВМС вышли на орбиту Луны в 4:45 по восточному летнему времени, став вторым в истории экипажем, который обогнул безлюдный спутник Земли.

Позже астронавты включили цветную телекамеру, чтобы показать людям на Земле 29-минутное шоу о том, каково это - проплыть над такими изрытыми местами, как Море Плодородия, Море Кризиса, Кратер Лангренус и Море Спокойствия, где люди должны высадиться в июле.

Для вывода на орбиту главный двигатель космического корабля работал почти шесть минут. Это произошло в то время, когда «Аполлон» находился на дальней стороне Луны и не имел связи с центром управления полетами здесь.

Появление космического корабля

В течение 27 минут диспетчеры и представители космического агентства ждали в напряженной тишине. Затем стали поступать данные по радио, и наконец раздался оклахомский говор полковника Стаффорда.

«Роджер, Хьюстон, это „Аполлон-10“, - передал по радио командир космического корабля. «Можете сообщить всему миру, что мы прибыли».
Космический корабль - командный корабль «Аполлон» с прикрепленным к носу лунным посадочным аппаратом в форме жука - выходил из правой части Луны, двигаясь вдоль ее экватора и приближаясь к Маре Смити, или Морю Смити.
Это был первый случай, когда космический корабль «Аполлон» в полном комплекте совершил орбитальный полет вокруг Луны. Аполлон-8, который 10 раз обогнул Луну в прошлое Рождество, не нес лунного посадочного аппарата.
«Аполлон-10» первым вышел на орбиту, проходящую на расстоянии 70 миль от поверхности Луны и 196 миль от нее. Космический корабль совершил два полных оборота вокруг Луны, в то время как астронавты проверяли состояние корабля, а наземные диспетчеры передавали новые данные в компьютер «Аполлона».

Суровая планета

Большая часть дальней стороны Луны и восточная четверть ее видимой стороны были омыты солнечным светом. Астронавты увидели Море Спокойствия, где «Аполлон-11» надеется высадить людей в июле, и впечатляюще террасированный кратер Коперника.

«Боже, это действительно суровая планета», - воскликнул командир Янг.
Астронавты отметили, что даже некоторые ночные участки Луны были хорошо освещены солнечным светом, отраженным от Земли. Как и астронавты «Аполлона-8», члены экипажа «Аполлона-10» описали Луну как
смесь тусклых серых и коричневых тонов.

Спустя почти четыре с половиной часа после выхода на орбиту «Аполлон-10» во второй раз обогнул дальнюю сторону Луны и приготовился к повторному запуску основного двигателя, чтобы перевести ее на круговую орбиту.

В 9:11 вечера, точно по расписанию, 14-секундный запуск двигателя вывел космический корабль на орбиту 69 на 70 миль.

Через несколько минут после того, как «Аполлон-10» вновь появился над ближней стороной Луны, астронавты начали первую телевизионную трансляцию с Луны.

Они показали панораму кратеров и глубоких долин, валуны и тени над местом планируемой посадки «Аполлона-11».

Среди первых впечатлений астронавтов о Луне были следующие:
обнаружение нескольких кратеров, которые, по их словам, «светились в очень слабом, тусклом свете».

Увидели несколько «огромных валунов» на дне кратера Мессье.
Сообщение об отсутствии «активности» в кратере Аристарх - месте, где, по словам некоторых астрономов, они наблюдали вспышки, по-видимому, от выходящих газов.

Заключение о том, что лунный рельеф полон дыр

В обоих случаях ракетный двигатель был запущен автоматически по команде компьютера космического корабля. Астронавт нажал кнопку, чтобы запустить последовательность событий, предшествующих компьютерной команде, и был в состоянии выключить двигатель вручную, если компьютер не сделал этого в течение двух секунд после положенного времени.

Двигатель с тягой 20.500 фунтов размещается в цилиндрическом заднем отсеке длиной 24 фута, называемом служебным модулем. Для орбитальных запусков его колоколообразное сопло было направлено вперед под наклоном к лунной поверхности.

Таким образом, астронавты, сидящие в командном корабле, смотрели в космос и не могли видеть, куда они направляются.

Проверка лунного модуля

Как только «Аполлон-10» опустился на нижнюю орбиту, командир Сернан пролез через соединительный туннель в посадочный корабль, называемый лунным модулем, чтобы проверить, насколько хорошо он перенес трехдневный полет на Луну.

Он провел успешную проверку связи между лунным модулем и землей.
В ближайшие два с половиной дня «Аполлон-10» должен обогнуть Луну 31 раз, после чего ракета служебного модуля будет запущена в субботу утром, чтобы свести его с орбиты и вернуть корабль на землю, где он упадет в Тихий океан в следующий понедельник.

Облет вокруг Луны займет около двух часов, когда аппарат окажется на высоте около 70 миль.

Несмотря на то, что Луна меньше Земли, это на 20 минут дольше, чем облет вокруг Земли по низкой орбите.

Аппараты движутся медленнее на лунной орбите, где гравитация слабее и, следовательно, импульс, необходимый для достижения орбиты, не так велик.
Завтра, в ходе основного испытания миссии, полковник Стаффорд и командир Сернан планируют забраться в лунный модуль и отчалить, чтобы совершить два прохода на расстоянии девяти миль над местом, которое они разведают для посадки в июле.

Запланирована телепередача

Сразу после того, как лунный модуль отделится и полетит с командным кораблем, командир Янг должен сделать цветные телевизионные снимки маневра из окна люка в командном корабле. Телевизионная трансляция запланирована примерно на 15:00.

Командир Янг будет вновь управлять командным модулем в течение восьми часов, когда два других члена экипажа будут проводить с лунным модулем, как надеются, последний испытательный полет перед попыткой высадки на Луну.
Запуск спускаемой ракеты лунного модуля должен привести к тому, что в конце дня корабль на тонких ножках опустится над местом будущей посадки.

Высота около девяти миль - 50.000 футов - это последняя точка, где экипаж «Аполлона-11» может принять решение о повторном запуске двигателя в течение последних семи минут до приземления. Если возникнут проблемы, они могут запустить двигатель для подъема, чтобы вернуться для встречи с командным кораблем.

На этой высоте посадочный радар лунного модуля впервые начнет эффективно управлять финальным спуском. Это будет первое летное испытание радара.
Третья причина заключается в том, что на высоте 50.000 футов у командного модуля все еще есть возможность спуститься и спасти лунный модуль, если его двигатели откажут.

Аппарат может приблизиться к Луне так близко, не врезаясь в нее, из-за отсутствия какой-либо различимой лунной атмосферы.

Именно атмосферное сопротивление, а также гравитация вытягивают спутник с низкой орбиты и прижимают его к телу, вокруг которого он вращается.

Пробужденные музыкой

Астронавты «Аполлона-10» были хорошо отдохнувшими, когда начали свой напряженный день. Их разбудили в 10:45 звуки музыки, переданные по радио из Центра управления полетами. Это был Роберт Гуле, исполнявший песню «В ясный день можно видеть вечность».

Их космический корабль приближался к Луне, находящейся на расстоянии 17.600 миль, со скоростью 2740 миль в час.

Ночью аппарат вышел из сферы доминирующего гравитационного влияния Земли и начал под действием лунного притяжения двигаться к цели с постепенно возрастающей скоростью.

Астронавтам было приказано пропустить запланированный пуск двигателя для коррекции траектории, поскольку их курс считался достаточно точным.
Только одна из четырех запланированных коррекций среднего курса оказалась необходимой. Она была проведена в понедельник и, помимо уточнения цели «Аполлона-10», дала астронавтам уверенность в том, что основной двигатель космического корабля находится в хорошем рабочем состоянии для критической орбитальной стрельбы.

До 13:30 астронавты были заняты получением новых данных для бортового компьютера, чтобы он был готов к выполнению орбитальных маневров.
Затем они сделали перерыв, чтобы передать 17-минутную телепередачу на станцию слежения «Голдстоун» в калифорнийской пустыне Мохаве. На цветных снимках была видна Земля на расстоянии почти 240.000 миль, когда аппарат «Космос-1» приблизился к Луне на расстояние 10.000 миль.

Опубликовано: 22 мая 1969 г.

Copyright © The New York Times

И немного стопкадров того полета:

Аполлон-10
Аполлон-10
Аполлон-10
Аполлон-10
Аполлон-10
Аполлон-10
Аполлон-10
Аполлон-10
Аполлон-10
Аполлон-10
Аполлон-10
Аполлон-10
Аполлон-10
Аполлон-10
Аполлон-10
Аполлон-10

А это еще одна статья в том же номере газеты:

-10

И текст статьи:

"Когда человек экипажа «Аполлона» впервые переходит из командного модуля в лунный, как это сделал вчера вечером коммандер Юджин Сернан, его стандартная двухчасовая задача состоит из проверки систем и того, что в контрольном списке прозаически называется «уборкой».

Невесомый астронавт пробирается головой вперед по туннелю длиной 18 дюймов, соединяющему две состыкованные кабины. Затем он маневрирует, чтобы поставить ноги на пол LM, который оснащен сеткой Velcro (бесчисленное количество крошечных крючков), покрывающей липучки на его обуви.

Передовик оказывается в двухместном отсеке, который по ширине напоминает автобус. Однако здесь есть места для двух астронавтов, а не только для одного водителя. За исключением двух треугольных окон во внешнюю вселенную, места экипажа LM окружены головокружительным множеством элементов управления, переключателей и различных хитроумно упакованных приборов.
При запуске управление размещается, а прочее оборудование укладывается таким образом, чтобы выдержать суровые условия взлета.

-11

Но на орбите вокруг Луны LM должен начать выполнять миссию, ради которой он был задуман.

На «Аполлоне-10» эта миссия должна доставить капитана Томаса П. Стаффорда, командира экипажа, и командира Сернана на расстояние до девяти миль от Луны. На «Аполлоне-11», запуск которого запланирован на 16 июля, миссия должна доставить двух американцев на Луну.

Два часа подготовки для человека, идущего впереди (в лунный модуль), означают: распаковку и размещение оборудования, до которого трудно добраться в скафандре; тестирование сложных бортовых систем; проверку правильности положения переключателей; включение повышенной мощности для прогрева жизненно важного коммуникационного, экологического и другого оборудования.

В конце концов он возвращается в командный модуль. И после периода сна со своими товарищами по экипажу он возвращается в LM вместе с командиром экипажа, оба в летных скафандрах, для спуска на Луну.

Люки командного и лунного модулей должны быть открыты и защелкнуты. Но самая важная задача на пути через туннель - считать по шкале маркера точное количество градусов или долей градусов, на которые соединенные кабины не совсем точно выстроены.

Иными словами, при первоначальной стыковке экипаж командного модуля мог не совсем точно совместить вершину своего стыковочного круга (положение «12» на часах) с вершиной стыковочного круга лунного модуля.
Разница должна быть учтена при подготовке компьютера лунного модуля для навигации LM к Луне. Мельчайшая ошибка в ориентации ЛМ, в его положении по крену относительно командного модуля, может сбить ЛМ с курса при спуске на Луну.

Наконец, в кабине ЛМ

Астронавту предстоит включить прожекторы, выключить внешнее освещение, проверить положение автоматических выключателей (87 на одной панели, 73 на другой), проверить дроссели и органы управления полетом.

Перед панелью управления болтается сумка, называемая «промежуточным блоком хранения». Вытащив пару фонарей и закрепив их над телескопом (необходим для навигации), астронавт передает сборку своим коллегам в командном модуле.

Теперь предстоит проверить еще больше тумблеров и кнопок, все они тщательно отмечены в его контрольном списке. Две из самых важных - это кнопки «отмена» и «ступень отмены», к которым придется прибегнуть в случае проблем при спуске на лунную поверхность.

Это кнопка «давайте убираться отсюда», - сказал мистер Спрэг, летчик-испытатель, указывая на большое круглое устройство «ступень отмены», которое быстро отключит спускаемый двигатель и запустит двигатель подъема, чтобы вернуться в командный модуль.

Наконец, астронавт подключает свое оборудование связи (до сих пор он кричал через туннель), включает питание системы контроля окружающей среды, проверяет радиосвязь с земной сетью и возвращается в командный модуль, чтобы немного отдохнуть.

Опубликовано: 22 мая 1969 г.

Copyright © The New York Times