Автор: Крыс Питерский (и Мыська)
Pax vobiscum, непревзойденные! Рады новой встрече в начинающемся лете!
Тут смешная история вышла. Мы хотели написать смешной постик про одну дурацкую дуэль, полезли в инет за пруфами... И немного залипли. А заодно поняли, что несмотря на немалую растиражированность темы - есть что еще сказать. Пусть даже с меньшим накалом "развенчания", чем мы обычно любим.
А посему - держите краткий, и как всегда несерьезный обзор истории и матчасти дуэльного дела. В этот раз мы даже не пытались льстить себе надеждой, что удастся все утрамбовать в читаемый размер, так что коли почтенной публике понравится - быть второй (и не только) части всенепременно!
Категорический дисклеймер: Крыс и Мыська НЕ ПИШУТ научных статей. Наши тексты - это приятное чтиво для непричастных, созданное исключительно с целью развлечь и приобщить к увлекательному миру истории.
- Ты помнишь, как все начиналось?
Начнем все же с громких матюков глухого ворчания. Есть одна повторяющаяся (в основном у собратьев-блогеров) из публикации в публикацию непременная и совершенно дурацкая идея, дескать дуэль напрямую выросла из судебного поединка. Тут нам остается только громко вздохнуть и начать пояснять.
Если рассматривать дуэль именно как самостоятельное явление, а не синоним поединка, то стоит сразу же выделить одно главное и определяющее отличие ее от всяких Курациев и Челубеев.
ДУЭЛЬ - ЭТО ЧАСТНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ!
Именно так. В отличие от средневековых ордалий, служивших лишь инструментом для выявления истины (ну... как ее тогда понимали), дуэль - это именно что выяснение щекотливых вопросов между двумя (есть нюансы, но об этом чуть позже) блахародными господами. Кстати, да - тут возникает еще один немаловажный аспект, отделяющий именно дуэльный поединок от остальных. Это понятие личной чести. Довольно специфическое понятие, имеющее довольно локализованное географически и хронологически происхождение - это, к слову, многое объясняет в том, почему дуэль так поздно появилась в России и почему она была такой... В общем, такой.
Вообще, разные формы в той или иной степени регламентированного поединка Европа знала с замшелых Темных веков. Пожалуй, наиболее близкое (хотя и то - с совиным скрипом) нечто мы можем наблюдать в языческой Скандинавии "эпохи викингов". Прежде всего - знаменитый (в узких кругах) "хольмганг". На самом деле, довольно непонятная штука. То есть, упоминаний хольмгангов в сагах у нас достаточно, но поскольку эти неблагодарные сволочи скандинавы писали их для современников, а не для историков, разобраться в подробностях не так уж просто.
Очевидно что хольмганг был способом решить возникшие (нередко имущественные) разногласия между свободными людьми. При этом - отмечается, что проводился он по некоторым правилам, определявшим поведение поединщиков. Вот только, судя по всему, правила эти виляли от поединка к поединку аки маркитантская лодка и вообще могли в двух разных случаях различаться как небо и земля.
К слову о земле. Пожалуй, единственное боле-менее повторяющееся условие хольмганга это проведение его на некоем заранее ограниченном ристалище, называемом "холмгангустадр". Впрочем, коли вы надеетесь найти его сертифицированные размеры, можем только посочувствовать...
Также, в теории хольмганг не предполагал обязательной смерти одного из участников. Особенно учитывая, что как мы говорили, вопросы там зачастую решались вполне себе приземленные - например, владение определенным земельным участком. Более того, в какой-то момент возникла даже специфическая категория "викингов-бретеров", которые неплохо наживали себе состояние за счет владения искусством хольмганга. А чо, удобно - наезжаешь на соседа, у которого трава зеленее, а овцы жирнее, быстренько рубишь его на глазах у почтенных свидетелей и... Учитывая тот факт, что умение рубиться на ограниченном пространстве по специфическим правилам "несколько" отличается от навыков рубиться в поле за стеной щитов, неизбежно появление м... узких специалистов.
Впрочем, про хольмганг так или иначе слышали многие. Куда как менее известна такая штука, как "эйнвиг". Вот там все было проще и веселее. Двое уходят за околицу, один возвращается. Никаких юридических проволочек, площадок и правил. Правда вот, в отличие от хольмганга, у победителя вполне себе оставались неприятности в виде права родственников убитого на вергельд или кровную месть. Но кого такие мелочи тогда интересовали?
Впрочем, то дела древние, скандинавские и явно не сильно повлиявшие на более поздние традиции "настоящей" дуэли. Благо разделяло их лет почти пятьсот, километров - еще больше, а культурных предпосылок вообще немеряно.
Считается, что дуэли появились где-то в районе XIV века на территории будущей Италии. Причем выглядели они тогда... не шибко благородно. Не зря тогда они носили не сильно благозвучные названия "бой в кустах" или "схватка зверей". Фактически да, это сильно напоминало старый-добрый эйнвиг, пара не поделивших... да что угодно горячих итальянских мужчин гордо удалялись в уединенное место после чего, как правило, один таки возвращался обратно. Вполне ожидаемо что особенных правил не было и быть не могло. Так... Кому повезло...
И тут мы уже видим то самое, коренное отличие дуэли от прочих форм поединка - ее частность. Дуэлянты не прибегали к помощи властных органов, их не интересовал официальный регламент и протокол. Более того, возможность решать свои вопросы с оружием в руках по собственному желанию - сепарировало их от зарождавшейся идеи государства.
Да, если кто не помнит, именно в этот период в Европе потихоньку формируется идея государства - как некоей общности, построенной на иерархии и коллективных интересах, в противовес феодальным конгломерациям классического средневековья. Благородным донам такое, естественно, было не по нраву, так что запрос на личные привилегии был актуален, как никогда.
Тут мы вспоминаем о том самом понятии личной чести. И сразу же обозначаем категорическое условие - этой самой честью по определению могли обладать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО представители дворянского сословия. Да-да, дорогие. Грустящим по старым-добрым и мечтающим о возможности вызвать негодяя-соседа к барьеру перво-наперво стоит задуматься, а не пороли ли их предков на конюшне. Ответ, увы, будет удручающим, чисто по статистике дореволюционного населения РИ. Так что не светит-с.
Из солнечной Италии забава просочилась в стремительно выстраивающую вертикаль власти Францию и там крепко осела. Опять же, в силу запроса на личное пространство стремительно теряющего вес в обществе дворянства.
Где-то тогда же возникает идея о том, что просто тыкать друг в друга железяками (огнестрел на дуэли завезут позже) это некрасиво и надо как-то договариваться о правилах. Не звери же ей-богу. В принципе, о чем-то таком думали и раньше, по крайней мере, первым дуэльным кодексом считается итальянский Flos Duellatorum in Armis of Fiore dei Liberi (около 1410 года рождения), но наиболее модным и популярным стал французский свод "84 пунктов" уже худо-бедно регламентирующий правила поединков.
Параллельно с развитием идей, шла и "гонка вооружений". Напомним, что именно XV-XVI вв. были периодом зарождения фехтования как отдельного искусства и значительного развития холодного оружия. Клинки облегчались, исчезли постепенно щиты как средство защиты - хотя заскорузлые итальяшки держались за них аж до XVI в. Позднее, опять таки в силу развития фехтовальных техник отмерли и прочие вспомогательные вооружения навроде даг или кинжалов. Поединки, пусть и более упорядоченные, становились все более стремительными - и все более опустошительными для благородного сословия.
К XVII веку дуэли стали бичом высшего общества. Не стоит думать, что попытки регламентации делали их гламурнее. Вот лишь два примера.
Так, в 1559 г. Ашан Муран, племянник маршала Сент Андре, поссорившись на охоте в Фонтенбло с капитаном Матассом вынудил того к поединку. Опытный воин, капитан не стал убивать мальчишку. Обезоружив его, он посоветовал ему не провоцировать серьезных людей до тех пор, пока сам не научится, как следует владеть шпагой. Когда он отвернулся, чтобы сесть на лошадь, Муран пронзил его ударом сзади. Дело замяли и в светских разговорах не столько осуждали предательский удар Мурана, сколько возмущались неосмотрительностью капитана.
Из тысяч французских нобилей, погибших во время беспрецедентного кровопускания, один был, образно выражаясь, вымазан в чужой крови от пальцев ног до самой маковки. До дня своего 30-летия этот дворянин, шевалье д’Андрьё, как считалось, убил на дуэлях 72 человека. Он имел очаровательную привычку заставлять побежденного противника отрекаться от Бога под страхом смерти, после чего хладнокровно перерезал ему горло, вследствие чего получал удовольствие от того, что одновременно убивал и тело и душу.
Не очень аппетитно выглядит, честно говоря...
Разумеется, подобное безобразие не могло не обратить на себя внимание властей. Помимо естественного беспокойства за убыль военного сословия (напомним, в те времена это было практически синонимом дворянства), государям явно не нравилось что кто-то пытается посягнуть на их монополию на жизнь подданных. Да и вообще, не по-христиански это! Впрочем, получалось такое себе.
С переменным успехом шла борьба в европейской "цитадели" дуэльного дела, во Франции. Формально при Генрихе III и IV вышел ряд весьма строгих законов относительно дуэлей, вот только соблюдались они зачастую - спустя рукава, в том числе с попустительства самих монархов. Достаточно вспомнить злополучную "дуэль миньонов" или тот факт, что за время "веселого Анри Четвертого" количество жертв поединков составило по отдельным оценкам до 8000 человек и... сопоставимое количество дуэлянтов было помиловано королем (вопреки собственным же постановлениям).
Не нравилась вся эта кровавая катавасия и Матушке РКЦ. До такой степени, что на Тридентском соборе, в общем-то посвященном архиважному вопросу "что нам делать с пьяным матросом злобными протестантами" нашлось время для принятия эдикта, осуждающего дуэлянтов, приравнивающего поединщиков к обычным убийцам и запрещающего хоронить их в освященной земле. Впрочем, есть мнение, что это не сильно помогло, но сам факт примечателен.
Чуть лучше дело обстояло в Англии. Там дуэль изначально считалась делом преступным и вроде как даже действительно преследовалась. Впрочем, это было не так сложно, как на континенте - благородное взаимопыряние на островах изначально привилось в значительно меньшей степени, чем на континенте. Даже во время правления Иакова I, когда интерес к дуэли стремительно возрос, по меркам Франции все было по-детски. Хотя всякое некрасивое тоже было. Например, вот такая неприятная история случилась с двумя фаворитами короля (один из которых был целым его крестником!)
Мистер Джее. [Джеймс] Стюарт и мистер Дж. [Джордж] Уартон поубивали друг дружку из-за недоразумения в карты в палатах милорда Эссекса при дворе. Друзья их странным образом спорят о прихоти тех, кто мог бы остановить ярость молодых. Один экипаж отвез их живыми на поле и привез назад мертвецами. Оба умерли на Ислингтон-Филдс
Особенно мило в этой истории смотрится конечно же повод. Карты - дело опасное, чо...
В общем, мы с вами бегло так пробежались по зарождению дуэльной практики и вхождению ее в сознательный возраст. Но у нас есть еще много чего интересного. Например:
- Вторые, но не бесполезные. Кто такие секунданты и как они пригождались
- Куда же без кельтов? Ирландский дуэльный кодекс и милые островные заморочки
- Шерше ля фам. Женские дуэли как отдельный вид
порноспорта - Что они курили? Немецкая мензура - самый упоротый вид дуэли
- Что вообще происходит? Самые шизофренические дуэли XIX-XX вв.
Ну и конечно же, отдельный разговор про историю и специфику дуэли в Российской империи. Тут вообще без поллитры не обойдешься...
А пока что мы миролюбиво машем вам лапками и отправляемся отдыхать. По традиции, но от всего сердца - всем тепла и мирного неба над головой!
P.S. Таки да, теперь это будет здесь всегда. Искреннее спасибо всем за донат. Ныне это очень важный стимул писать!
Желающим поддержать шпильманский труд сообщаем - можно заслать малую копеечку на счет нашей драгоценной супруги 4276 5500 7703 9157. Это совершенно необязательно, но всегда очень приятно
Заходите в наш Телеграмм!
Крыс и Мыська ждут вас на своем канале "Кино, вино и Мимино".
Не примените заглянуть к Ефросинии Капустиной - там интересно про другие страны и других людей
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой (да, эта покорябанная ссылка уже стала фичей!)