Привычка работать, не отслеживая свою эффективность, уже давно не имеет права на жизнь. Процессы беспощадно ускоряются, требования ужесточаются, конкуренция усиливается, пульс учащается — чем ответить? Планомерным повышением КПД без стресса и намека на выгорание. Ниже — пункты для мини чекапа необходимых навыков для успешности в будущем году. Проверяем
Список мы подкрепили книгами, которые, по мнению редакции Metty, гордо лягут на «прикроватную тумбочку успешного в 2024-м году человека» и не будут пылиться на ней ни дня.
Легко целюсь, планирую и дроблю задачи
Еще Стивен Кови, гуру в области бизнес-управления, в своей книге «Семь навыков высокоэффективных людей» — изданной, на минуточку, в 1989 году — писал: «Определите, каких высот вы хотите достичь в различных сферах вашей жизни. Визуализируйте конечный результат и разработайте план действий для его получения».
В его советах находим базовые правила целеполагания и планирования:
- Формируем цели по принципу SMART (цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными, с временными рамками;
- Дробим цели на более мелкие и планируем свои действия по месяцам, неделям и дням;
- Следим за сделанным, оцениваем свою эффективность в конце недели, рефлексируем и, при необходимости, меняем подходы.
Читаем: «Agile life» Катерины Ленгольд, выпускницы МИФИ, ВШЭ, Сколтеха и MIT, основательницы первого в мире маркетплейса спутниковых данных (считает, что планирование — ее конек);
«12 недель в году» практикующих бизнес-тренеров Брайана Морана и Майкла Леннингтона (настаивают на гибкой системе 12-недельного планирования);
«Ставь цели! Найти свою цель и достичь ее за 1 год» тренера личностного роста Ицхака Пинтосевича (предлагает конкретные упражнения, которые помогут научиться ставить цели).
Полагаюсь на всемогущий тайм-менеджмент
Если время — песок, то тайм-менеджмент — песочная картина, на которой усилием мысли и пальцев мы создаем желаемое.
Еще в 2006 году в Гарвардской школе бизнеса начали исследование, посвященное тайм-менеджменту, подключив к нему 27 генеральных директоров компаний с годовым доходом в миллиарды долларов. Их помощники на протяжении трех месяцев каждые 15 минут отслеживали и фиксировали то, что делали руководители. В 2018-м школа поделилась результатами исследования.
Практические советы по управлению временем оказались следующими:
- Определяйте наиболее важные задачи, пользуясь методом матрицы Эйзенхауэра или принципом Парето (80/20);
- Намечайте детальный план выполнения задач с помощью всевозможных календарей и планировщиков;
- Делегируйте задачи;
- Установите четкие границы работы и отдыха;
- Минимизируйте влияние отвлекающих факторов (соцсети, электронная почта и т.д.). Не забывайте про цифровой детокс;
- Разделите рабочий процесс в течение дня на смысловые блоки;
- Включите в рабочий день короткие перерывы.
Стоит добавить, что рабочий график генеральных директоров топовых компаний не выглядел таким уж огненным: в будние они работали в среднем по 9.7 часа и около 3 часов в выходные и отпуск — мысленно окидываем взглядом свои цели и делаем поправку на ветер.
Ежедневно, минимум по полчаса, читаем:
«Тайм-менеджмент» эксперта в области психологии успеха Брайана Трейси (21 техника экономии времени, позволяющая выиграть несколько продуктивных часов в день); «Организованный ум» нейробиолога, психолога Даниэля Левитина (про управление информационным потоком и временем); «Эссенциализм» бизнес-тренера, автора блога на Harvard Business Review, Грега МакКеона (про определение важных задач и как достигать целей и не тратить лишнюю энергию).
Переобуваюсь в воздухе, не выпуская штурвал из рук
Мир действительно меняется очень быстро. Постоянное повышение квалификации, гибкость и адаптивность — необходимость, без которой эффективная рабочая деятельность уже не представляется возможной.
Временной период, в котором мы живем, называют — VUCA: volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность).
Для того чтобы оставаться эффективным, в 2024-м руку с профессионального пульса лучше не убирать совсем и активно развивать гибкость мышления.
Непрекращающееся обучение должно быть сопряжено с постоянной рефлексией сделанного в отношении рабочих планов и поиском более эффективных решений.
Читаем и растем: «Тренажер мозга: Как развить гибкость мышления за 40 дней» доктора философии Гарета Мура, автора книг по тренировке мозга (набор простых упражнений); «Развиваем гибкое мышление» психологов и нейробиологов Джессики Шлейдер, Мэллори Добиас и Майкла Малларки (о способности меняться и установке на развитие); «Суперобучение» канадского писателя Скотта Янга, известного своими уникальными самообразовательными проектами (о десяти принципах для ускорения обучения).
Не слушаю, а слышу
Коммуникативные навыки и умение работать в команде — одни из главных гибких скилов, которых, по данным прошлогоднего исследования LinkedIn, ждут современные работодатели.
Чекапим умения:
- Успешное взаимодействие с каждым человеком в команде;
- Понимание специфики и уникальности компетенций и опыта коллег;
- Организация эффективной работы в коллективе (если соответствует должности);
- Настройка результативной коммуникации с использованием всех каналов общения: лично, мессенджеры, почта, таск-трекеры.
Читаем и не забываем поделиться прочитанным с коллегами:
«Искусство объяснять» Ли ЛеФевера, основателя компании Common Craft, известной своими объясняющими роликами (поможет развитию коммуникативного навыка); «Социальный интеллект» научного журналиста, психолога Дэниела Гоулмана (о социальной нейронауке и умении общаться); «Цифровой этикет» преподавателя РАНХиГС и эксперта по цифровым коммуникациям Ольги Лукиновой (как общаться в сети, чтобы быть понятым и достичь желаемых результатов).
Медитирую на успех
Майндфулнес и медитации переживают расцвет популярности. Начиная с 2010-х годов, ежегодно появляются десятки научных исследований, подтверждающих их положительное влияние на работу мозга.
У людей, практикующих медитацию:
- Снижается общий уровень стресса (практика способствует уменьшению гормона стресса кортизола и снижает активность бета-волн);
- Улучшаются когнитивные способности, в том числе память и умение концентрироваться и контролировать эмоции (увеличивается плотность серого вещества в гиппокампе и задней поясной коре головного мозга);
- Усиливается связь между сознательным мышлением и подсознанием, раскрываются творческие способности;
- Замедляются процессы старения мозга;
- В целом повышается уровень психологического благополучия, ясности ума и эмоциональной стабильности.
Все вышеперечисленное позитивно влияет на ментальное и физическое здоровье человека, все soft skills и hard skills и расширяет его потенциал.
Руководители многих крупных компаний уже давно взяли медитативные практики на вооружение, организовав в офисах места для медитации во время перерывов. Исследование французских ученых, сделанное в этом году, доказало, что даже 10 минут медитации могут повысить когнитивные способности. В 2017-м сотрудники Университета Ватерлоо установили, что те же 10 минут практики помогут справиться тревожностью и сосредоточиться на выполнении работы.
Для новичков в практике сегодня существуют многочисленные ресурсы, в том числе курсы и телефонные приложения, такие как Metty, которые делают первое знакомство с медитацией легким и приятным.
Читаем и практикуем:
«Как медитировать» ученицы буддийского мастера медитации Чогьяма Трунгпы Ринпоче (простое руководство с упражнениями); «Куда бы ты ни шел — ты уже там» доктора в области молекулярной биологии, профессора медицины Джона Кабата-Зинна (об универсальности медитации и ее полезности для каждого); «Ищи в себе» Чад-Мень Тана, мотивационного спикера, одного из первых сотрудников Google (о медитативной практике дзен-буддизма и научных открытиях в области психологии).