«Даже дворники сам заменить не может» — весьма обидная оценка навыков автомобилиста. Но замена щёток стеклоочистителя не так проста, как кажется, и иногда вызывает затруднения даже у опытных водителей. Рассказываем, как выбрать и поменять дворники самостоятельно, не сломав крепления, стекло и пальцы.
Но сперва дворники нужно купить. Выбирая новые щётки стеклоочистителя, нужно учесть три фактора: их длину, тип крепления и конструкцию (сезонность). Начнём с последней.
Конструкция дворников
Конструктивно дворники делятся на три основных типа: каркасные (с разделением на летние и зимние), бескаркасные и гибридные. Каркасную щётку к стеклу прижимает металлический каркас из шарнирных рычагов-коромысел. Гибридный дворник дополнительно оснащён обтекаемым пластиковым кожухом, который снижает шум на высокой скорости и защищает шарниры от грязи и снега. Бескаркасную щётку вместо громоздкого железного каркаса к стеклу прижимает упругая стальная пластина, скрытая внутри — она обеспечивает точное прилегание лезвия к поверхности. Об отличиях, плюсах и минусах разных конструкций дворников мы подробно рассказывали в отдельной статье.
Из конструкции вытекает и сезонность щёток. Классические каркасные дворники являются летними (и наиболее доступными); каркасные щётки, закрытые резиновым чехлом — зимними, хорошо защищёнными от снега и льда; а бескаркасные и гибридные дворники относят к всесезонным или универсальным, которые можно использовать круглогодично.
Подбор длины дворников
Щётки стеклоочистителя отличаются длиной, ведь размеры автомобильных стёкол разные — сравните лобовое стекло Mazda Demio и Toyota Land Cruiser. Но и на отдельно взятой машине левый и правый дворники отличаются: водительский на большинстве современных автомобилей длиннее. То есть вам понадобятся две щётки разного размера.
Чтобы узнать длину дворников, можно просто подойти к машине и измерить их рулеткой, но нет гарантии, что старые дворники были подобраны правильно. Поэтому лучше уточнить длину щёток в каталогах подбора. В шапке раздела с дворниками на сайте Гиперавто есть подборщик, который поможет определить длину щёток по модели автомобиля.
Не отступайте от рекомендованных производителем размеров. Более длинные дворники, которые иногда устанавливают автомобилисты для увеличения площади очистки стекла, будут хуже прижиматься по краям и начнут оставлять на стекле полосы.
Подготовка к замене дворников
К замене щёток нужно кое-что подготовить. Прежде всего, сами дворники — распакуйте их и установите нужные переходники. Большинство щёток являются универсальными, подходящими для машин с разным типом крепления дворников — для этого в комплекте со щёткой лежит несколько переходников. Самый ходовой переходник под классическое крепление «крючок» обычно уже установлен «из коробки» — здорово, если он вам подходит. Но если в вашей машине более редкое крепление, придётся найти среди комплектных переходников подходящий и установить вместо стандартного.
Также не забудьте снять пластиковые транспортировочные чехлы с лезвий щёток — причину самых курьёзных жалоб на «плохие» дворники (в этих чехлах щётки почти не чистят стекло, вызывая недоумение водителей). Пластиковые чехлы есть на не всех дворниках — их наличие зависит от конкретной модели.
Перед заменой щёток нужно проверить, что рычаги (поводки) дворников свободно отгибаются от стекла рукой и фиксируются в вертикальном положении. На некоторых машинах поднять их мешает кромка капота. Чтобы освободить дворники, переведите их в зимний режим или «поймайте» в верхнем положении при работе. Для этого включите зажигание и активируйте стеклоочиститель. Когда щётки сделают взмах, выключите зажигание, чтобы они остались в верхнем положении. Из него дворники уже можно свободно отогнуть от стекла. В современных автомобилях те же действия выполняет специальный сервисный режим стеклоочистителя, который активируется удержанием рычага дворников в положении MIST в течение нескольких секунд.
Сервисный режим дворников на Toyota Camry:
После этого приступаем к демонтажу старых дворников. Что именно нужно делать — зависит от типа их крепления.
Крепление J-Hook («крючок»)
«Крючок» (Hook/J-Hook/U-Hook) — старейший и самый распространённый тип крепления дворников. Обозначается латинскими буквами J или U из-за схожей формы наконечника поводка. Встречаются разные варианты размерностей J-Hook, самые популярные: 9×3 мм (стандартный крючок большинства японских машин) и 9×4 мм (широкий крючок — используется, например, на Nissan Juke). Также бывают крючки 8×3 и 12×4 мм.
Чтобы снять старый, предварительно поднятый дворник с крюка, поворачиваем его относительно «поводка» так, чтобы получить доступ к пластиковому язычку внутри крепления. Зажимаем язычок пальцем, открывая фиксатор. Теперь на щётку нужно давить, чтобы она скользила вниз: вдоль рычага дворника по направлению к лобовому стеклу, пока не сойдёт с крюка. Снятие старого дворника часто доставляет проблемы, так как крепление за месяцы эксплуатации закисает — иногда требуется довольно большое усилие.
Замена дворника с креплением J-Hook:
Eсли новые щётки ещё не готовы к установке и не лежат на капоте, аккуратно опустите рычаг дворника обратно, удерживая его рукой вплоть до касания с лобовым стеклом. Дело в том, что внутри рычага установлена мощная пружина, и если вы случайно заденете его, из вертикального положения он может резко сложиться, ударив крюком по стеклу. Крупный скол в этом случае почти гарантирован.
Установка новых дворников на крепление J-Hook намного проще, чем снятие старых. Вновь поднимите рычаг от стекла, поднесите щётку и заведите крюк внутрь её переходника. Затем двигайте щётку параллельно крюку вверх до характерного щелчка.
Крепление DNTL1.1 (Guide Lock)
Крепление DNTL1.1 или Guide Lock применяется с 2013 года на моделях Lexus (например, Lexus NX); также встречается на современных моделях Toyota, Subaru и Mazda. Не путайте это крепление с внешне похожим Push Button.
Установка дворника с креплением DNTL1.1:
Крепление Push Button
Крепление Push Button («кнопка») часто встречается на машинах Volkswagen, Volvo, Renault, Ford, Citroen. Ширина классической «кнопки» — 19 мм. Также существует широкий вариант крепления (Wide Push Button, 22 мм) и узкая модификация Narrow Push Button (16 мм), более известная под названием Slim Top.
Установка дворника с креплением Push Button:
Крепление Slim Top
Крепление Slim Top или Narrow Push Button («маленькая кнопка», «узкая кнопка») — компактная версия крепежа Push Button, отличающаяся шириной посадочной части: 16 мм против 19 мм у полноразмерной «кнопки». Применяется на современных автомобилях Volkswagen, Audi, Skoda, Peugeot и других.
Установка дворника с креплением Slim Top (Narrow Push Button):
Крепление Side Pin (P&H)
Side Pin или Side Lock («боковой штырь») — прочное крепление с боковым замком, которое также называют Pin-and-Hold или Pin-and-Hook (P&H) во избежание путаницы с обычным боковым штырём Pin Arm без дополнительного зажима. Встречается на европейских автомобилях: BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen, Opel, Volvo, Peugeot и других. Ширина стандартной версии крепления — 22 мм, также есть узкий вариант Side Pin на 17 мм.
Установка дворника с креплением Side Pin (Side Lock):
Крепление Side Mounting
Крепёж Side Mounting («боковое крепление») встречается на некоторых моделях Renault и на старых американских машинах. Не путайте это крепление с созвучным Side Pin.
Установка дворника с креплением Side Mounting:
Крепление Bayonet Arm
Крепление Bayonet Arm («штыковой замок» или «штык») часто встречается на автомобилях французских марок (Renault, Citroen). Модификации штыка с отверстиями под винты также используются на грузовом транспорте.
Установка дворника с креплением Bayonet Arm:
Крепление Top Lock
Редкое крепление Top Lock («верхний замок») встречается на автомобилях BMW 5 и 6 серии, Chevrolet Aveo и некоторых других. Внешне крепление очень похоже на Pinch Tab. Иногда название Top Lock ошибочно относят к креплению Push Button, что вызывает путаницу.
Установка дворника с креплением Top Lock:
Крепление Pinch Tab
Крепёж Pinch Tab («усики» или «боковой зажим») популярен у европейских автопроизводителей: Mercedes-Benz, BMW, Volvo, Citroen, Peugeot. Среди японских машин Pinch Tab встречается на некоторых модификациях Nissan Qashqai. Внешне это крепление очень похоже на Top Lock, но их установка немного отличается.
Установка дворника с креплением Pinch Tab:
Крепление Claw
Крепление Claw («клешня» или «коготь») — одно из самых редких креплений дворников. Встречается на некоторых автомобилях Audi и Seat.
Установка дворника с креплением Claw:
Крепление Pin Lock
Щётки с крепежом Pin Lock («штифт», «штырь», «фиксатор») применяются на некоторых моделях Audi, Mercedes-Benz и Seat.
Установка дворника с креплением Pin Lock:
Крепление Pin Arm
Крепление Pin Arm (иногда его называют Side Pin или Pin Lock по аналогии с другими креплениями) — это боковой штырь с тонкой центральной частью, которая является осью для фиксатора щётки. Существует две размерности крепления с разным диаметром штыря: Small Pin Arm (4,8 мм) и Large Pin Arm (6,3 мм).
Установка дворника с креплением Pin Arm:
Крепление MBTL1.1 (Cover Lock)
Крепление MBTL1.1 или Cover Lock — фирменное крепление стеклоочистителей Mercedes-Benz, которое применяется почти на всех автомобилях немецкого концерна с 2013 года.
Установка дворника с креплением MBTL1.1:
Крепление MG
Крепление MG или GWB071 в спецификации Bosch — редкое крепление щёток стеклоочистителя, которое встречается на некоторых европейских автомобилях.
Установка дворника с креплением MG:
Крепления задних дворников
На многих автомобилях в качестве крепления заднего дворника используется обычный крючок J-Hook — в этом случае задние щётки ничем не отличаются от передних, кроме длины. Но автопроизводители применяют и особые типы креплений задних дворников.
Крепление Roc Lock
На японских автомобилях встречаются крепления Roc Lock 3 (Denso DRA) и Roc Lock 2 (Denso DRB). Каркас таких дворников целиком выполнен из пластика.
Для снятия заднего дворника с креплением Roc Lock 2 (DRB) сперва нужно отогнуть декоративную заглушку, ограничивающую перемещение рычага. Подняв рычаг, отгибаем щётку на небольшой угол (примерно 30°) и тянем наружу — крепление разомкнётся. Процесс наглядно показан на видео. Однако на некоторых автомобилях для замены щётки придётся полностью демонтировать дворник вместе с «поводком», открутив крепёжную гайку.
Замена заднего дворника с креплением Roc Lock 2 (DRB) на Toyota RAV4:
Крепление V-Notch
V-Notch Rear — специфическое крепление заднего дворника, которое используется на автомобилях Volkswagen. Является зеркальным отражением крепления Roc Lock: фиксирующий зажим перенесён с «поводка» на корпус щётки.
Установка заднего дворника с креплением V-Notch:
Как часто менять дворники
Щётки стеклоочистителя являются классическим «расходником», который необходимо достаточно часто менять. На резиновые лезвия щёток негативно воздействует агрессивная жидкость стеклоомывателя, сухое трение по стеклу, ультрафиолет и другие факторы. А мелкий песок, скапливающийся на машине, активно забивается в пазы лезвий щёток на мойках высокого давления, что ухудшает равномерность прижима к стеклу.
Все эти факторы сокращают ресурс дворников в среднем до 1 календарного года (для всесезонных щёток) или двух сезонов (при сезонной смене зимних и летних щёток). Более долгая эксплуатация грозит появлением царапин на лобовом стекле от скопившегося в щётках песка, устранить которые не получится. Поэтому всегда меняйте дворники вовремя — это обеспечит отличную видимость и убережёт стекло от царапин.