Эта городская московская усадьба сегодня представляет собой целый комплекс зданий на пересечении улицы Рождественки и Сандуновского переулка. В ней располагается Московский институт архитектуры.
Здание называют также "усадьбой И.И. Воронцова". При нём это была не просто городская усадьба, а настоящий дворец.
Илларион Гаврилович Воронцов (1674 - 1750) был женат на Анне Григорьевне Масловой. У них было трое сыновей:
- Роман Илларионович (1707—1783), генерал-аншеф, сенатор, отец Екатерины Романовны Дашковой;
- Михаил Илларионович (1714—1767), будущий канцлер России - в ноябре 1741 участвовал в дворцовом перевороте, который возвёл Елизавету Петровну на престол, и это способствовало невиданному возвышению Воронцовых,
- и наш Иван Илларионович (1718 - 1786), сенатор, действительный камергер, президент Вотчинной коллегии в Москве. А женат он был на Марии Артемьевне Волынской, дочери Артемия Петровича Волынского, знаменитого кабинет-министра Анны Иоанновны.
Палаты А.П. Волынского
В 1732 на высоком берегу Неглинки Артемий Петрович построил себе роскошные палаты - двухэтажные, каменные, с мезонином.
Палаты были построены по проекту архитектора Петра Михайловича Еропкина (1698 - 1740). Он был петербургским архитектором, в Москве строил мало. Именно П.М. Еропкин составил первый генеральный план Санкт-Петербурга, и то, каким мы видим этот город сегодня - во многом заслуга этого выдающегося архитектора.
По этому плану Петербург имеет лучевую композицию: три главных его проспекта расходятся от Адмиралтейства, как солнечные лучи: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица.
Артемий Петрович (1689–1740) был женат на Александре Львовне Нарышкиной (1691 - 1730), дочери боярина Льва Кирилловича Нарышкина, племяннице Натальи Кирилловны и двоюродной сестре Петра I. У них было трое детей:
- Анна Артемьевна (1723 - 1744);
- Мария Артемьевна Волынская (1725 - 1793);
- Пётр Артемьевич (1727 - 1743).
Время правления Анны Иоанновны называют "бироновщиной". Я эту историю помню с детства, так сильно запал в душу роман И.И. Лажечникова "Ледяной дом", написанный в 1835. В романе описывается мрачная эпоха правления Бирона, которое и привело к трагедии.
Анна окружила себя иностранцами. Её фаворит Эрнст Бирон пользовался неограниченной властью. В среде русских дворян зрело недовольство и возник заговор, который возглавили Волынский, Еропкин и Андрей Хрущёв. Однако заговор был раскрыт. Анна Иоанновна на расправу была жестока: в 1740 несколько участников заговора были казнены, в том числе Еропкин и Волынский. Их имущество было конфисковано. Дочери А.П. Волынского сосланы в монастыри, сын отправлен в ссылку.
Однако в том же 1740 Анна Иоанновна скончалась. Взошедшая на престол в 1741 Елизавета Петровна сняла опалу с детей казнённого кабинет-министра.
Мария Артемьевна была "не красавица и не дурна, но перед прочими невестами весьма богата". К ней сватались многие, в 1745 императрица хотела выдать её замуж за П.А. Румянцева, но все претенденты получили отказ. А в 1759 Мария вышла замуж за графа Ивана Илларионовича Воронцова. Так палаты Артемия Петровича Волынского перешли в собственность Воронцовых - вместе с приданым Марии Артемьевны.
Вот они оба - И.И. Воронцов и М.А. Воронцова (Волынская) на парных портретах художника Г.К. Преннера:
Их сын, Артемий Иванович Воронцов, впоследствии станет крёстным отцом А.С. Пушкина. Крещение будущего великого поэта состоялось 27 мая 1799 в московской церкви Богоявления, что в Елохове.
Они были родственниками: жена Артемия Ивановича, Прасковья Фёдоровна, была двоюродной сестрой Марии Алексеевны Ганнибал-Пушкиной, бабушки Александра Сергеевича. Сам Артемий Иванович был троюродным её братом. Артемий Иванович Воронцов и Сергей Львович Пушкин были женаты на родных сёстрах.
Дворец И.И. Воронцова
В 1780-х Иван Воронцов строит на месте палат Волынского свой парадный дворец в стиле классицизма. Причём он расширил имение, выкупив несколько соседних участков. Неглинка к тому времени уже была убрана в трубу.
Иван Илларионович увлекался архитектурой и сам принимал активное участие в разработке проекта. Дворец был трёхэтажным, с 6-колонным коринфским портиком и аркадой, над парадной лестницей - купол со световым фонарём.
Внутри - анфиладная планировка комнат, трёхсветный бальный зал с кессонным потолком и парадная лестница белого мрамора. Вокруг дома был разбит французский парк с оранжереями, фонтанами и прудами.
В 1786 Иван Илларионович скончался. И уже в 1790-х наследники графа продали этот роскошный дворец.
В 1809 его приобретает государственная казна для ...
Императорской Медико-хирургической академии
В усадьбе разместили учебные аудитории, кабинеты, библиотеку, а в пристройках были жилые комнаты студентов, квартиры для преподавателей, больница.
Огромный сад Воронцова был приспособлен под ботанический сад, в котором разводили лекарственные растения.
В 1844 здание передали в ведение клиник Московского университета. И оно снова было сильно перестроено. Убрали лепной декор фасада, заменили колонны на скромные ионические, бальный зал превратили в хирургический, купол над парадной лестницей убрали. Пышный некогда дворец приобрёл строгий вид:
Почти через полвека, в конце 1880-х, медицинский университет начали переводить в новые, специально построенные для него здания на Девичьем поле.
А освободившуюся бывшую усадьбу И.И. Воронцова в 1890 заняло ...
Строгановское училище
Которое готовило для русской промышленности художников по дереву, металлу, фаянсу. Поэтому в 1892 здание снова реконструируют: необходимо было превратить его во дворец искусств. Реконструкцию проводил преподаватель училища, архитектор С.У. Соловьёв. Шестиколонный портик сменило новое оформление фасада.
Лечебные палаты были превращены в учебные классы. Вместо старой парадной лестницы из мрамора С.У. Соловьёв возвёл новую, чугунную, с поворотом. Эта прекрасная ажурная лестница сохранилась до наших дней:
Сохранились и интерьеры большого зала, где при графе И.И. Воронцове устраивались балы:
Чудом сохранилась в этом зале и печь:
Здание было надстроено верхними этажами.
И нарядно украшено снаружи. Керамические панно на фасаде были выполнены студентами училища - они до сих пор украшают фасад:
Розетки с портретами скульпторов и художников выполнены по моделям Петра Бромирского:
С 1843 Училище стало государственным.
ВХУТЕМАС
В 1914 между главным корпусом Училища и правым его флигелем архитектором А.В. Кузнецовым было построено 6-этажное здание корпуса мастерских Строгановского училища с панорамным остеклением. Никто так ещё не строил:
Это лучшая работа архитектора в Москве. С главным зданием усадьбы оно соединено переходом:
Не берусь определить, в каком стиле оно построено, как будто распахиваясь, открываясь нам навстречу. Так архитектор использовал треугольный участок земли, на котором построено здание. В его основе - железобетонный каркас, а стены не несут никакой нагрузки. Поэтому стали возможны такие огромные окна. Художникам ведь нужно много света. И света там действительно много:
Последний этаж — потолок в виде сердца:
Прямо за последней лестничной площадкой расположен спортивный зал, за центральной башней корпуса. Несущие стальные балки имеют точно такую же конструкцию, как у балок Шухова в дебаркадере Киевского вокзала:
Слева и справа расположены панорамные мастерские для дипломного проектирования студентов.
Тут царит творческий беспорядок. И открываются прекрасные виды на центр города:
А студенческие работы, натянутые на подрамники - это настоящие произведения искусства:
В 1918 на основе Строгановского училища были организованы Вторые свободные художественные мастерские. Мастерские Первые были созданы на основе Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой.
В 1920 Первые и Вторые мастерские были объединены во ВХУТЕМАС, и на Рождественке разместилось его архитектурное отделение.
В 1930 он был преобразован в Архитектурно-строительный институт (АСИ).
В 1933 он был реорганизован в Московский архитектурный институт, который находится в этой старинной усадьбе и сегодня.
Возвращаемся в главный корпус.
Помните, дворец И.И. Воронцова включил в себя палаты Артемия Волынского. То есть, они до сих пор здесь. И архитекторы расчистили некоторые фрагменты этих палат, чтобы мы могли полюбоваться старинной кирпичной кладкой:
А это вообще восторг: в самом углу коридора нас ждал настоящий сюрприз.
Знаете ли вы, что у домов бывают уши? Это архитектурный термин: такие расширения (криволинейные или прямоугольные) в верхней части наличников, симметрично расположенные по разные стороны оконного проёма. Теперь хожу по Петербургу и присматриваюсь к окнам его домов. Насобирала маленькую коллекцию) Присмотритесь к ним и вы, некоторые из "ушей" даже с серьгами:
Правда, таких "ушей", как у палат А.П. Волынского, - криволинейных - мне увидеть не удалось. Вот одно из них, изрядно подточенное строителями, первоначально оно было более рельефным:
Сколько всего помнят эти стены! С тех пор наросли на них ещё два этажа, многократно перестраивались внутри покои, и не скажешь теперь точно, что именно осталось от тех палат, что строил Артемий Петрович. Конечно, фундамент, наверняка подвалы. И часть стен вот с такими милыми "ушами". Жаль только, что эти стены, имеющие уши, не могут говорить. Они бы многое нам поведали.
Адрес: ул. Рождественка, д. 11/4.