Найти тему
BLAGOVOLITELNITSA

Цутому Нихэй. Манга червоточины. Блэйм!, Биомега, Рыцари Сидонии, Апосимз, Сабрина

Пролог. Кошелёк или жизнь? 18+

Цепляются ткани в конечностях лития, зерно роговицы сетчатка символики. Просчёты не в пользу сомнения вытерли - нули единичного отклика.

Холодильник тоже космос, если вовремя размораживать заледенелые представления о канонах литературного мироустройства. Любому бессмертию, а в особенности авторскому, требуется перезагрузка. Извечно-тепличные вопросы о сроках годности пера, словно сталактиты в обесточенной морозилке мозга - выдают свой возраст, но завораживают снобизмом. Только искажённой температурной поговоркой сыт не будешь. Как и чтивом, состоящим из безостановочно-выразительных преамбул. Особенно, когда внутренности камеры хранения бесконечны, как осознанная пустота письма, наполняющая пустотой внешней. С одной стороны.

Не спешите перелистывать, я и сам запутался в разбросанных иносказательный проводах не меньше вашего, ведь красноречивая косноязычность - прямая аналогия к инвертированным потугам автора, которому посвящена наша третья подборка восточных комиксов. А может быть это отсылки на статьи первого и второго азиатских топов? Или к завуалированному началу стоит вернуться после эпилога, создав последовательное замыкание в рефрижераторе? Портал предвзятости активирован. Не столь важно, ближе к телу.

Встречайте, гений и конъюнктурщик в одном японском лице - Цутому Нихэй - мангака создавший непостижимое. А ещё он подписывается как жук-олень, к слову.

Фукусима, 1971 год. На свет и тьму страны восходящего солнца появляется мальчик Нихэй. Влюбляется в киберпанк, отправляется в Нью-Йорк, обучается архитектуре в Парсонской школе дизайна. После небольшой стажировки возвращается из штатов на родину и становится визионером научной фантастики в манге. Ассистирование, роль подмастерья, выставки, конкурсы, публикации в журналах, сценарии, адаптации, Netflix, Marvel, признание. И конформизм.

Авторский стартер пак - инженерия персоналий и пространств мира, как уникальная стилевая идентичность, главенство формы кибернетического гротеска и визуального выражения над текстом. Рисунок двигает повествование, формируя стилистический язык, сродни литературному лору, где однородные художественные приёмы кочуют из произведения в произведение. Общая терминология, схожие герои, гнетущая атмосфера хромированного апокалипсиса. Минимум пояснительных бригад и разговоров, максимум архитектурного раболепия, абсолюты и крайности монохрома.

Время идёт, чёрное чистится в белое. Навыки художника развиваются, работа скорится, профессиональные сроки и дедлайны заменяют неторопливое творческое исследование. Отказ от плотного закраса, растрата величественной глубины, выразительность очерченных лиц, навязчивость избитых штампов. С каждой последующей работой мангака удивляет уверенностью линий по дуге смежных идей, параллельно утомляя удобством прочтения оных. Приучив читателя к вариативности трактовок виденья, автор планомерно уничтожает запасные выходы для изучения возможностей своих миров, расставив приоритеты на понятном и массовом продукте. Нихэй и сам не раз признавал, что стремится продавать мангу, способную привлечь внимание как можно большего числа зрителей, используя любимые публикой устоявшиеся образы - в этом он честен со своим поклонником. Но, чтобы понять, честен ли автор пред самим собой, следует развернуть размышления к его первому и фундаментальному труду.

Спойлеры стопроцентово вероятны!

-2

Блэйм! / Blame! / ブラム!

1995 год, конкурс "Четыре сезона" от журнала "Afternoon" - Цутому получает специальный приз жюри за свой дебютный ваншот, под названием "Blame". Это история расследования преступлений в городе будущего, вывернутая сквозь социальный подтекст. На создание данного произведения оказала влияние основа киберпанка: "Мечтают ли андроиды об электроовцах" и "Кибергород Эдо". Вероятно, и Гибсон. Спустя два года концепт данного сингла трансформировался. На его костях зародилась сериализация и восклицательный знак в окончании названия.

Начало работы "Blame!" - 1997 год. 10 томов. Подземное сай-фай приключение, киберпанк/биопанк/апокалипсис. Темнейшая сторона силы. Предыстория - "Noise" и спин-оффы: "Blame! Academy", "NSE: Net Sphere Engineer", "Blame!²". Экранизации "ONA Blame!", "OVA Prologue of Blame!" и аниме-фильм от Netflix "Blame!".

Килли - синтетический человек на кремниевой основе, кибернетический представитель системы безопасности, меланхолично странствующий в поисках сетевых терминальных генов. Они являются ключом доступа от глобальной системы управления синергии электронных миров будущего, именуемых Сетевая Сфера. По сюжету - протагонист более 3000 лет путешествует в неком Городе. Это многоуровневая вертикаль высокотехнологичных строений - Мегаструктура, каждый элемент которой содержит в себе устройство или программу контроля инфраструктуры. Размеры локаций физического мира колоссальны и безостановочно разрастаются с помощью Строителей - автоматизированных машин. Помимо персонала техобслуживания в Городе можно встретить насекомоподобных Наблюдателей, куклообразных Властителей, доброжелательных Управляющих, агрессивных Хранителей, всевозможных киборгов. И людей, количество и значимость коих кажется ничтожно малыми на фоне всеобъемлющих гигантских массивов из труб и плит. Складывается впечатление, что человек, как вид издавна не владеющий сетевым геном, утратил власть над последствиями диджитализированного порабощения и полностью готовится к вымиранию в металлических норах. Местами бесследно кротовых.

Вайб. Есть такая серия компьютерных игр "Dark Souls", вдохновлённая культовой мангой "Берсерк". Но на мой взгляд именно "Блэйм!" идейно ближе к геймдизайну Хидэтаки Миядзаки. Фоновая тревожность, повсеместная враждебность, отрывочность подачи лора, колоритные NPC, многоуровневая структура и безнадёжная позитивность побочных квестов пред основной целью окатывают уничижительным кипятком преодоления. "Блэйм!" про шероховатую недосказанность и смазанность контекста, про нагромождение новых идей в процессе реализации изначальных. Безысходность мегаструктуры прячет ответы за кадром, враждебно посматривая на зрителя из червоточины своего внешнего вида. Каждый арт произведение галерейного искусства, вольно пропускаемый сквозь призму частного, изредка отягощённый баблами диалогов. Убрать прямую речь из манги и общая картина не потеряет объёма, наоборот, преумножит.

Нихэй отдал душу Ёкаям за артбук эталонной кибер-этники фэнтезийного хай-тек ада с мутациями, ангелами и демонами. Всё это комикс, который захочется не единожды покрутить и разобраться в перипетиях электрорыбаков, посмеяться над процессом самообразования артиста в изображении лиц или взять за пример способность искренне любить, лелеять и культивировать созидательный акт за пределами мейнстрима.

На заре своей творческой карьеры я не воспринимал создание манги как работу, а расценивал её как самовыражение. Я не думал о том, чтобы представить читателям развлекательный продукт или сделать произведение, которое будет действительно хорошо продаваться. Вот почему я создал столь непонятную мангу

Кстати, по слухам, название "Blame!" - это звук выстрела пистолета Килли, Гравитационно Лучевого Излучателя (ГЛИ). Карательный взрыв ответственности из гордыни человечества за совершённые научные преступления против своего существования.

-3

Биомега / Biomega / バイオメガ

Начало работы - 2004 год. 6 томов. Ураганный экшен с элементами фантастики и ужаса. Тёмная сторона силы.

3005 год. На этот раз от марсианской угрозы человечество спасает синтетический человек в боевой броне - Каноэ Зоичи, удивительно похожий на Килли. Только вместо ГЛИ у нестареющего гг есть целый арсенал из мин, винтовки, топорика и электро-магнитного пистолета. Все эти детские пластиковые игрушки ничто, по сравнению с главной угрозой в руках Зоичи - ультратурбо некстген мотоциклом 4000xla со встроенным ИИ по имени Фую Каноэ.

Сталкиваясь с драйвом некоторых сцен погони в "Биомеге", невольно вспоминается ещё одна классика жанра - "Акира". А для дополнительного зловещего антуража рекомендую фоново поставить музыкальные композиции Мика Гордона.

В сравнении с медлительной индифферентностью молчаливого "Блэйма!", сей тайтл поразительно динамичнее и литературно повествовательное. Автор с бешеным темпом забрасывает в индустриально-бетонную смесь всё, что ему взбредёт в голову. Здесь вам и эпидемия зомби вируса, и органический боди-хоррор, и монструозные проявления телепатии, и космическое выживание, и катастрофические сражения мегакорпораций за право изменения устоев рода и биома людского. И даже разговаривающий медведь Козлов Лёвик Гребнев.

Хайнлайнинг у манги не интригует закрученностью, он банально скомканный наспех. Порог вхождения заботливый, но чем дальше в нанолес, тем сильнее по глазам бьёт сварочный сноп - слепнешь от искромётной мешанины происходящего. Нихэй джампкатит (или не успевает отрисовать) сцену крупной баталии, хронологическая концептуальность на деле оказывается случайным роялем в кустах и сказочный шлейф концовки сбивает всевозможные скорости восприятия. "Биомегу" нужно прочитать полностью ради части, где демонстрируется фешенебельный боевик во всей красе. Вероятно, дважды, дабы уловить ключевые причины, мотивы и тропы идейной развязки. Несмотря на весомую экспериментальность (или торопливость) вторая серьёзная Мегаструктура мэтра получилась обаятельной, но запомнится, как переваренная каша.

Ложкой мёда техно-пшёнки, в особенности для конспирологов, считающих, что все труды Нихэя существуют в одной вселенной, вплетена пасхалка - упоминание организации ТОХА (TOA Heavy Industries), о которой мы впервые слышим из "Блэйма!". С уточнением, что название компании было зарегистрировано в действительности и является не более чем отсылкой.

-4

Рыцари Сидонии / Knights of Sidonia / シドニアの騎士

Начало работы 2009 год. 15 томов. Нихэй переводит авторский почерк на светлую сторону силы. Сёнен-меха-гаремник с вкраплениями ромкома. В пуле имеется аниме адаптация 2014 года и анимационный фильм 2015 года. Манга получила весомую значимость, обвесившись наградами и премиями.

Мрачное будущее, в котором уничтожена солнечная система. Протагонист, отдающий типичностью - Нагатэ Таникадзе - выращенный клон, чудаковатый отщепенец, витающий в облаках. Он учится пилотировать в тренажёрном симуляторе и не подозревает, что жизнь за пределами его камерной обители инженерных отсеков являет собой гигантский космический корабль "Сидония", отбивающийся от биологической угрозы извне. Автором вводится термин "гауна" (прежде встречается в небольших работах Нихэя "Абарра" и "Бражники"), которым выжившие нарекли космических монстров. Герой Нагатэ сталкивается с иной реальностью и без толики сомнения вступает в отряд пилотов для борьбы с массовым образованием зла.

Цутому Нихэй продолжает препарировать отражения "нечеловеческой" экзистенциальности близь тяжёлой промышленности. Уровень проработки научной фантастики растёт, появляются информационная линейность и продуманные логические обоснования существования (например, питательный "фотосинтез") за далёкими гранями современности. В визуальном плане улучшилась детализация мимики персонажей и эмоциональная составляющая установила планку на несколько этажей выше от прежней скудности реакций. Проработанность релизного текста и характеров филигранны - чего только стоит встреча с истинными бескомпромиссными намерениями капитана Кобаяши.

Вместе с тем, как стилизованная темнота отдаёт место отображения участкам светлого, также и авторский медиум отодвигается в неприметный угол узнаваемого сеттинга, чтобы оттуда хладнокровно эксплуатировать тренд. Вне всяких сомнений и претензий - Нихэй повзрослел на поприще азиатского комикса, преумножил качество своих скилов и стал популярным. Но какой ценой.

"Рыцари Сидонии" по разным параметрам успешный проект, отлученный создателем от ненамеренных совпадений. Гомункулы, химеры, тентакли, фаллические символы и образы матки, гаремная меха, запретная любовь, гермафродиты, андроиды, чёрный юмор, высокая смертность бравых солдат и терзающее чувство рецензента, что в обрезанном изначалье задумки хранилось куда более насыщенная вариация происхождения гаун - потенциал эволюционного становления во взаимосвязи с человеком.

...чувство борьбы за успех на протяжении последних десяти лет и позволило мне создать «Сидонию».

В какой-то момент начинает надоедать одинаковость, а местами и размытость, боевых вылетов. Не помогает передохнуть и знакомый паттерн комичных вставок из бытовой жизни корабельных поселенцев, разве что, в первых главах. Появляется желание пролистать все эти натянутые конфликты и диффамации смущения до последней страницы. Сейчас бы впитать финал сугубо для галочки перфекциониста и общего сведения.

Зато очередного болтающего мишку он, видите ли, нарисовать не забыл.

-5

Апосимз / Aposimz / 人形の国

Начало работы - 2017 год. 9 томов. Фантастический сёнен с примесью фэнтезийного роад-стори. Светлейшая сторона силы. Присутствует пролог "Country of Dolls" 2016 года.

Апосимз - это всё что осталось от древней цивилизации. Дрейфующий кусок в 200 тысяч километров из ядра, облачённого Мегаструктурой. Замерзающие люди, некогда изгнанные из сердца Апосимза, безнадёжно спасаются от механизированной кукольной болезни в руинах под поверхностью. Но нашлись избранные обладатели редкого электронного артефакта. Воспротивившись судьбе, они пытаются вернуться в райскую обитель ядра, пользуясь не самыми гуманными методами.

Основа событий. Мы наблюдаем за мстительными, но благими странствиями человека Эсро, перерождённого в полноценную куклу с помощью реликвии "Код". Плацентарное изменение героя стимулировало различные способности, вектором силы которых является формирование очередного ГЛИ аналога - Ускорителя Снарядов Регулярного Типа. Работает это аугментационное вооружение, как и всё в космосе, с помощью частиц Хиггса - знакомой энергии, упомянутой в Рыцарях Сидонии. Выстрелы Ускорителя производятся из любого материала, в том числе, плаценты нательной брони Эсро, а больнее всего кусают ограниченные реликты - анти-мегаструктурные пули.

Если бы Толкиен написал космологический вестерн, то Апосимз был бы однозначно на него похож. На пути героя, прикрывшись аспектом техногенности, встречаются ролевые модели магов и рыцарей с различными способностями. Эсро, аки Дункан Маклауд, поглощает силу побеждённых врагов и становится мощнее, чтобы во всеоружии встретиться с могущественным боссом императором, владеющим силой предвидения.

Непопулярное мнение: считаю, что графика в "Апосимзе" превосходна. Нихэй не просто отточил до совершенства своё умение, он приобрёл диаметрально-противоположное. Тончайшие контура, измельчённая глубина, и беспрецедентные обороты белого цвета. Отсечение всего лишнего, обилие воздуха и простора для грамотной достройки воображения. При этом транслируется высочайший класс конкретики в крупных планах и эстетики чардизайна. Заслуженные восхищение и аплодисменты за подобную наглость и смелость, не принятую фанбазой.

Отдельно отмечу развитие и последовательные перемены в живости личности харизматичного протагониста, за которыми было любопытно наблюдать. В довесок Эсро не стесняется пользоваться тактическим мышлением и боевым интеллектом, чем координально отличается от своих предшественников.

Концовка, к сожалению, как это бывает у Нихэя, внезапная. Совсем не успеваешь насладиться долгожданным сражением сил условного добра и зла. Прошу, перестаньте торопить мангаку, кем бы вы не были.

-6

Сабрина / Sabrina

1998 год. Сингл. Ужасы. Серая сторона силы. Другая сторона Нихэя.

Девушка с крыльями, будто фея, попала в беду - её рука застряла в отверстии стены. Проходящий мимо незнакомец вознамерился спасти волшебное существо. Но каким способом?

Неогранённое выступление Нихэя, замытое метафорическое высказывание художника о потреблении, вложенный смысл которого каждый исказит самостоятельно.

Ваншот Сабрина это и есть вопрос "Кошелёк или жизнь?", который я нарочито поставил в прологе. Он поможет сделать собственные выводы о том, кем же на сегодняшний день является Цутому Нихэй - неоспоримым творцом, борющимся за место в пантеоне или везучим фансервисным приспособленцем, который даже Росомаху помещает в лэвэлдизайны Блэйма!? Серая сторона силы отправляется в помощь вашим размышлениям, а я ретируюсь облизывать новую фэнтезюшную мангу от мастера - "Башню Подземелья".

Вот и подошёл к концу третий обзор творений востока, теперь уже с островов. Все червоточины заколочены, морозильная камера закрывается. Оставляйте в комментариях имена своих любимых манхгак и личные топы по манге/манхве/маньхуа - буду рад ознакомиться.

Приятного литературного погружения, друзья.

________

Статья подготовлена партнёром проекта "Благоволительница" и сокуратором книжного клуба BV