Главный Супермен советского кинематографа получил 119 ударов, большинство которых были несовместимы с жизнью. В 1985 году скорая к актеру приехала очень быстро, но даже дефибриллятор не смог помочь запустить его сердце. Жизнь Талгата Нигматулина оборвалась в Вильнюсе.
Кто поднял руку на популярного актера? За что с ним расправились именно таким образом?
Дело на контроле
Когда весть о гибели Талгата Нигматулина разнеслась по стране, дело попало на особый контроль в столичное МВД. Генеральный прокурор Рекунков звонил в Вильнюс и требовал, чтобы ему докладывали лично.
“Просто совершенство!” — говорила о Талгате актриса Наталья Харахорина. Действительно, Талгат будто впитал в себя все лучшее с Запада и Востока.
Фильм “Пираты 20 века” стал самым кассовым в истории Союза на момент выхода. Под влиянием актера множество мальчишек пошли учиться каратэ. А история, которая была отображена в фильме, была списана с реальных событий, когда в 1975 году в Малаккском проливе на судно действительно напали пираты. В фильме моряки в одиночку разобрались с пиратами. В реальности им помог корабль военно-морского флота.
В 1985 году Талгат заканчивал работу в “Противостоянии”. У него было много планов на жизнь. Он планировал сам стать режиссером. Но, неожиданно для всех, Талгат снял деньги со своего счета и умчал к друзьям в Вильнюс.
На самолет до Вильнюса Талгат опоздал, но пилот был его поклонником и заглушил двигатели, чтобы актер смог подняться на борт. Это будто бы был знак Судьбы. Но Талгат его проигнорировал.
На допросе хозяин квартиры, где актер жил с друзьями, рассказал, что Талгат пришел утром сильно избитый. Денег при нем не было. Поэтому первой версией стало ограбление.
В день гибели Талгата в квартире в Вильнюсе гостило трое “студентов” из столицы, а также основатели какого-то духовного учения Абай Борубаев и Мирза Кымбытбаев.
Этих людей тоже допросили. Абай на допросах утверждал, что Мирза — биоэнергет, который обладал огромной силой. Все эти духовные учителя выглядели простачками. И сыщики поначалу не догадывались, какую роль сыграли эти люди в жизни популярного актера.
Хотя Мирза, например, в прошлом был обычным строителем. А потом стал “профессиональным попрошайкой”. За рубль возносил молитвы, которые были простым набором бессвязных арабских слов. Таким образом “духовный учитель” за один день мог заработать до 50 рублей. И ему это нравилось, ведь доход получался больше, чем на стройке.
Мирза был выходцем из Узбекской ССР. Там дни напролет он сидел на местном погосте и представлялся доверчивым туристам хранителем ключей всей Азии. Вскоре весть о “хранителе ключей” разнеслась довольно далеко.
В 80-е советская интеллигенция переживала пик увлечения мистикой. Кастанеда и трактаты йогов передавались из рук в руки и всерьез обсуждались на “квартирниках”.
Аура, карма, а с ними и биополе перестали для советского человека быть чем-то необычным. Для самого Брежнева был создан счетчик биоритмов. Поэтому советские люди решили, что если верхушка власти увлекается чем-то подобным, то и им тоже следует.
В то время Талгат действительно был на пике карьеры, но внутри себя переживал кризис. Для всех он был Суперменом, а ему хотелось играть глубокие роли.
Чтобы разрешить внутренний конфликт, Талгат обратился к философии Востока. Потом поползли слухи, что актер все бросил и подался в какую-то секту, которой руководил чудаковатый Мирза.
Актер стал ездить к нему в Узбекистан вместе с другими последователями. Мирза на родине жил в доме, который больше напоминал коровник. Там была пустая комната с подушками. В этой комнате он и принимал гостей. Соседи жалели и подкармливали чудака. Но на самом деле во дворе у Мирзы были зарыты сберкнижки с крупными суммами на предъявителя. Этот “духовный учитель” успешно водил всех за нос.
Больных людей Мирза тоже принимал. Смешивал какую-то траву с навозом и заставлял страждущих дышать испарениями этой смеси. Сам себя он считал дервишем. Плохо говорил по-русски и постоянно делал таинственный вид.
Гости Мирзы были обязаны отдавать все свои деньги ему, чтобы “духовное” не было стеснено “материальным”. Правда, когда гости собирались уезжать, Мирза милостиво выдавал им на билет до дома.
Ночами философские разговоры в доме у Мирзы перетекали сначала в возлияния, а потом в совокупления. Вот к такому человеку попал известный советский актер.
Следствие продолжается
Следователи выяснили, что некоторое время Талгата преследовал мужчина по фамилии Гозман. Этот Гозман трудился тренером в детской секции боевых искусств. Мужчина много раз говорил, что переломает Талгата при личной встрече. Он питал к актеру неприязнь.
Еще расследовалась версия о том, что Талгат мог быть связан с подпольными клубами каратэ, в которых занимались криминальные элементы. Занятия в таких группах велись в арендованных помещениях. Окружающим такие каратисты говорили, что занимаются самбо. Ведь была статья за подпольное обучение каратэ.
Сергея Гозмана взяли в разработку и арестовали, когда тот проходил досмотр в здании аэропорта. В сумке Гозмана была настоящая катана. Но после проверки с одержимого актером мужчины сняли обвинения. У него было железное алиби на тот момент, когда погиб Талгат. Но Гозман все же угодил за решетку за ношение холодного оружия на пять лет.
Потом следователи захотели снова вызвать на допрос друзей Нигматулина из той квартиры в Вильнюсе. Но, как оказалось, эти “друзья” бежали из города.
Беглецов, у которых были подписки о том, что они невыездные, задержали в Белорусской ССР. Один из участников этой группы признался, что они все являются сектой.
Абай Борубаев на допросах твердил, что не мог расправиться с Талгатом, так как был слабым и больным человеком. Его родители работали в Ошском пединституте и местной газете. В молодости Абай лечился от психоза в клинике, а потом перебрался в столицу, где увлекся парапсихологией.
В Москве Абай стал организовывать семинары, на которых выдавал себя за экстрасенса и якобы лечил наложением рук. За такое новоявленного целителя нужно было бы отправить за решетку, но его отец дружил с председателем Госплана Байбаковым. Благодаря его покровительству у Абая появились “корочки” Сибирской Академии наук.
Начав свой мошеннический путь, Абай быстро понял, что не обладает нужной харизмой. Тогда он вышел на связь с Мирзой, выдававшим себя за дервиша, и они вместе стали облапошивать доверчивых советских граждан. А потом придумали учение для секты.
Член ЦК Сафронов приютил у себя Абая и Мирзу, так как его жена была большой поклонницей этих людей. В доме Сафронова эти двое начали вести прием.
Гостей Мирза принимал в позе лотоса. Интеллигенция Москвы за прием у Мирзы платила от 50 до 100 рублей. Мирза был своеобразным лицом секты, а всеми денежными процессами и договоренностями руководил Абай.
С Нигматуллиным Абай познакомился на премьере его фильма в кинотеатре “Октябрь”. Став учеником “гуру”, Талгат ежемесячно платил тому дань. За все время в секте актер отдал туда около 10 тысяч в рублях, несколько импортных часов, золотые кольца и другие вещи.
Секта Абая и Мирзы набирала обороты, но их литовские последователи взбунтовались из-за того, что руководители секты вели очень разнузданный образ жизни. И Мирза с Абаем, взяв с собой самых верных последователей, прилетели в Вильнюс для наказания отступников.
Драма в Вильнюсе
После призыва Мирзы и Абая в Вильнюс прилетел и Нигматулин. Актер еще не знал, какую роль ему уготовили руководители секты. Они привели Талгата в дом к одному из отступников и приказали его избить. В первый раз Талгат отказался подчиняться приказу Мирзы и его дружка. Актер ушел из того дома, некоторое время бродил по улицам города, а потом вернулся в квартиру, где жили Мирза и Абай.
Сектанты были в ярости от того, что Нигматуллин их ослушался. Абай перед всеми объявил Талгата предателем, а потом скомандовал своей своре: “Бейте!”.
Талгат не отбивался от нападавших, так как все еще верил в сектантское учение, согласно которому каждый ученик обязан сносить буквально все от своего учителя. Он мужественно терпел побои. И до последнего верил, что “учитель” вот-вот остановит избиение и простит его. Но драма в квартире в Вильнюсе длилась 8 часов. Столько смог продержаться Талгат.
Когда другие участники избиения актера поняли, что их учителя были обычными мошенниками, они раскаялись, плакали на допросах. Один из студентов даже повредился умом.
Мирза получил 10 лет, а Абай 14 лет. Но из колонии Абай не вышел. Напоролся на чью-то заточку. Поговаривали, что его устранение организовал кто-то из больших поклонников Нигматулина. Еще подозревали Гозмана, который там же, где скончался Абай, отбывал свой срок. В любом случае перед гибелью Талгат все чаще говорил о том, что хочет покинуть секту и принять православие. Он даже крестик себе купил, но не успел обрести новую веру.