Салют!✨
Хочу сегодня рассказать о людях, которым не все равно 😊, а именно показать, как выглядит и чем отличается от остальных вовлеченный сотрудник, как он ощущает себя внутри, как вовлеченный руководитель влияет на своих сотрудников.
Вовлеченность – это сложное комплексное понятие, про которое написали тонны статей и литературы. Есть даже специальные исследования, подтверждающие корреляцию между успешностью бизнеса и вовлеченностью его команды, а также кучу методов того, как оценить вовлеченность сотрудников.
Помимо бенефитов для бизнеса, вовлеченность дает работнику чувство единения и сопричастности с чем-то большим, чувство реализованности, полезности и нужности.
Помимо работы эйчаров по организации атмосферы, способствующей вовлеченности, важную роль играет деятельность каждого руководителя на своем месте. Такой поддержки менеджеров на местах часто не хватает и обычно по нескольким причинам – это занятость (не хватает времени на полную включенность) или безразличие к тому, что человек делает. Поэтому одной из задач эйчаров должно быть отслеживание того, как работает руководитель в указанном направлении, и абсолютная нелояльность к невовлеченности со стороны собственников бизнеса.
Кто такой вовлеченный сотрудник и что он чувствует внутри?
1. Сотрудник, работающий на результат. Он четко понимает то, чем он занимается и что от него ждет его руководитель, и идет к этой цели, запрашивая под это необходимые ресурсы, которые компания в меру своих сил предоставляет. Такие люди обычно находятся в парадигме, неважно где, как и что я делаю (в рамках уголовного кодекса и ценностей компании разумеется😂), важно, что я приношу тебе результат. Если по какой-то причине руководитель находится в консервативной позиции и не готов идти на уступки: излишне контролирует, кто во сколько ушел/пришел, требует исключительно офисный формат работы при запросе удаленки и т.д., то работник чувствует разочарование, потому что, оказывается, требуются не мои навыки, знания и умения, а мое лицо в офисе и «тюремное» надзирательство.
2. Работник готов вникнуть в процессы или что-то сделать, даже если его напрямую это не касается. Работник просто ощущает необходимость и важность настройки чего бы там ни было, потому что он знает основную задачу и ценности компании, чувствует поддержку со стороны руководства и хочет быть полезным. Таким «бонусом» нельзя бездумно пользоваться. Работника необходимо поощрять за проявление инициативы и обдумывать дальнейшую работу с этой инициативой, например, передать этот блок такому работнику и повысить ему зарплату, либо возложить этот процесс на других людей (например, если работник налаживал что-то на стыке и это не относится к деятельности отдела) и освободить затрачиваемый на это ресурс работника.
3. Работник готов сражаться за проект. А понятно, почему он готов, потому что а) он проявил инициативу, его услышали, б) его слышит и поддерживает руководитель, облегчает его работу, в) он получает вознаграждение и положительную обратную связь за то, что сделал, ясно понимает ценность этого для компании. Здесь ключевым является именно настрой руководителя вовлеченного сотрудника, он должен поддерживать эту искру.
4. Часто такие сотрудники не любят микроменеджмент. Поскольку такие люди любят сами погружаться в задачи, то они не переваривают чрезмерный контроль, потому что ощущают недоверие со стороны руководства и хотят сами быть «создателями» чего-то нового.
Какой руководитель нужен вовлеченному сотруднику?
Проще говоря, такой же вовлеченный руководитель, часто он и становится ролевой моделью. Какой это руководитель?
1. Эмпатичный. Руководитель должен тонко чувствовать и понимать работающего у него сотрудника, улавливать, когда у него пропадает мотивация и выяснять ситуацию. Обычно после полугода общения уже становится ясно, когда у работника меняется настрой и где его надо раскрутить на разговор. А если вам повезло и у вас открытый и прямой сотрудник, то обо всем этом вы узнаете первым.
2. Наставник. Руководитель, даже если он не является специалистом в указанной области, должен вникнуть и разобраться в возникшей ситуации, дать свое видение развития событий. Это может сделать только человек, который хорошо разбирается в целях компании, ее процессах и имеет очерченный план будущего движения отдела/предприятия (дальше буду использовать сокращение «ЦПП», (цель процесс, план 😊)). По сути, руководитель выполняет здесь функцию родителя и создает определенные гибкие рамки для сотрудника с учетом мнения самого сотрудника. А чтобы ЦПП не вызывали вопросов, руководитель должен их проговаривать с подчиненными и обозначать как изначально заданные правила игры, а также сам соблюдать их.
3. Открытый к обратной связи подчиненного и сам ее дающий регулярно. Это очень важная составляющая, поскольку мы удовлетворяем потребность работника в нужности, постольку оценка его работы необходима. Такая обратная связь, положительная и отрицательная (с ней аккуратнее), очень мотивируют работника. Обычно вовлеченный сотрудник любит обсуждать, что и как можно улучшить дальше. Но будьте готовы, что такой сотрудник даст и вам обратную связь, иногда она может быть не сильно приятной. Но принципиально важно, чтобы сотрудник мог высказаться о недочетах руководителя, а последний обработать и дать решение. Помни, у нас не рабство, у нас союзничество 😊
4. Гибкий. Руководитель должен идти на уступки своего работника, если это не является чем-то неприемлемым в рамках ЦПП, излишний контроль убивает любую инициативу, полет мысли и творчество. Если же отступление от правил невозможно, то руководитель должен объяснить свою позицию и быть последовательным в ее исполнении в отношении этого и других сотрудников.
5. Поддерживающий и защищающий интересы работника. Важно не только словами, но и действиями оказывать эмоциональную поддержку работнику и защищать его интересы в конфликтах с другим отделами, в части заработной платы перед руководством компании и т.д. Если такая поддержка невозможна, то мотивация такого решения должна быть прозрачна для работника.
Как видят коллеги вовлеченного сотрудника?
1. Если коллега сам вовлеченный, то, скорей всего, они с таким коллегой смогут найти общий язык и создать что-то полезное для компании. Хотя конфликты будут присутствовать в их общении и это нормально, тут важно получить реакцию со стороны руководителя, который как «арбитр» должен будет найти решение.
2. Если коллега невовлеченный или слабо вовлеченный, то скорей всего его будет бесить и раздражать коллега, который «всюду суется и стремится высказать свое мнение». Со стороны руководителя тут важно поднимать мотивацию обоих сотрудников и стараться координировать этот процесс. Немотивированный коллега может быть таким, потому что: 1) его мнение нигде не учитывают (важно принять эмоции такого коллеги и дать ему слово), 2) коллеге просто лень работать (ну в моей парадигме его надо уволить 🤣), 3) он не понимает, почему проект достался вовлеченному коллеге (можно предложить коллегам вместе сопровождать проект, либо поделить его на куски). Невовлеченные коллеги еще часто любят «ездить» на вовлеченных коллегах. Такое тоже нужно отслеживать и прекращать, дабы не демотивировать вовлеченного коллегу.
Как видится вовлеченный руководитель подчиненным?
1. Если сотрудник не вовлеченный, то скорей всего, такой руководитель будет раздражать, потому что он будет «заставлять» что-то делать или пытаться мотивировать к этому.
2. Если сотрудник вовлеченный, то такой руководитель будет драйвить его работу, и работник будет чувствовать, что его труд ценится и он работает на общее благо. Сотрудник будет знать, что у него есть опора, поддержка и четкий план действий в случае необходимости, а также то, что его услышат. С таким руководителем конфликтов будет намного больше, чем с тем, который просто ездит на работу посидеть, это нужно учитывать. Но вы можете быть уверены, если вы сами действуете, исходя из ЦПП, и умеете себя отстоять, то вам бояться нечего, такой руководитель будет ценить вас дальше больше за умение защитить то, во что вы верите.
Таким образом, мы препарировали тему вовлеченности на конкретных персоналиях в компании. На самом деле в теме вовлеченности, помимо бизнесовой составляющей, очень много человеческого. Это ведь все по сути про искреннее общение и желание созидать, а это важно для самореализации и чувства наполненности любого человека ❤
P.S. У меня также есть канал о путешествиях по России с советами и вдохновляющими идеями) Если интересно, присоединяйся: https://t.me/Workaholic_Reisen