На самом деле, псевдо-статьи про это весьма любопытное африканское племя я тут в дзене уже пару раз видел. С первых же строк стало мне ясно - "творили" те "шедевры", товарищи-авторы, что никогда вообще в Африке отроду не бывали. А про химба узнали (и списали) друг у друга :)
Попробую же рассказать об этом удивительном африканском народе, все как оно на самом деле есть.
Кто такие химба
Итак, называется племя сие - химба (Himba). В единственном числе - OmuHimba, во множественно - OvaHimba.
Живут ведущие полукочевой образ жизни химба вот тут - на полупустынном севере Намибии и в соседней южной Анголе. Насчитывают примерно до 40 тысяч душ. Химба относятся к группе народов банту - знаменитых африканских "славян".
Химба ни в коем случае не следует путать с другими близкими к матушке-природе народами южной Африки, такими как бушмены (сан) или готтентоты (кой). Химба вообще - другая раса, негроидная.
Ближайшая родня химба - это говорящий с ними на одном языке более "цивильный" народ гереро, который, наверняка помните, немцы-колонисты едва в начале 1900-х не отгеноцидили. Химба тогда тоже от жестоких тевтонцев знатно выхватили за антиколониальный мятеж своих кузенов, если что. Лишь к 1970-м годам свою изначальную численность восстановили...
Начнем с того, что сами химба довольно консервативны. Даже если живут у больших городов. Сознательно отказываются от благ цивилизации, вроде электричества или же европейской одежды. Только недавно приняли такую роскошь как целлофановые пакеты :)
Однако все же химба предпочитают для житья-бытья своего более отдаленные районы. Как например, засушливую область Каоколенд на северо-западе Намибии. Тут химба дважды в год и меняют свое ПМЖ - один раз в сезон дождей, другой - в сезон засухи.
Кочующие химба по большей части занимаются скотоводством. Причем мужики племени ответственны непосредственно за выпас овец, коров да коз. А вот дамы - уже за дойку. В недавнее время начали химба потихоньку и земледелием промышлять - выращивают пшено, просо да кукурузу.
Как живут химба
Проживают химба вот в таких домиках из г..а и палок. А точнее - из стволов молодых деревьев, связанных между собой и политых смесью из жидкой грязи и коровьего навоза.
Любопытно, что как и многих иных африканских племен, например у масаев, постройка дома целиком лежит на хрупких женских плечах. На женщинах химба же ныне лежит и задача добычи денег от туристов - изготовление-продажа сувениров. Причем хитрые - иногда могут сдачу не дать, сделать виды, что забыли :)
Деревушки химба (онганда) состоят из выстроенных кругом таких вот хаток. В центре деревушки горит священный огонь предков - окуруво, поддерживаемый уважаемыми стариками. По сути в таком колхозе все давно друг другу родственники.
Химба кочуют особыми кланами, что возглавляют самые старые и мудрые старейшины. При этом каждый химба может выбирать к какому клану ему принадлежать - отцовскому или материнскому. Женщины, выйдя замуж, обычно уходят в клан мужа.
Как и большинство других неизбалованных благами цивилизации племен химба сохраняют невероятно острое зрение. Говорят, что за километр могут разглядеть пятна на своих коровах, по которым определяют принадлежность скотины.
Химба обожают молочные продукты, едят яйца диких птиц, вкусные корешки и просто личинок насекомых. В общем, все что бегает, летает и ползает :) Единственное, на мясе предпочитают экономить, - своих драгоценных коровок и коз химба резать ох как не любя.
Химба довольно дружелюбны. Но все же себе на уме, покажут и расскажут о себе лишь то, что сочтут нужным. Напоминают чем-то поведение масаев. Правда, в отличие от масаев, что давно живут поборами с туристов, химба куда более аутентичные, настоящие...
Верования химба
В отличие от многих других африканских народов химба, даже сейчас, пока еще не перешли в христианство. И сохраняют языческие верования предков.
Поклоняются химба духам предков и верховному богу-творцу Мукуру, чей импровизированный алтарь имеется в каждом домике химба. Любое мало-мальски значимое дело химба начинают, лишь предварительно помолясь Мукуру.
А еще химба искренне верят в колдунов-омити. И всю ночь напролет ритуально танцуют на похоронах своих умерших.
Женщины химба
Дамы химба предпочитают щеголять топлес, прикрывая лишь низ особыми юбочками из козлиной кожи. На ногах обычно - самодельные сандалии из старых автошин, помогающие ходить по каменистым тропам.
В таком растелешенном виде дамы химба могут легко выдвинуться даже в супермаркет ближайшего города за покупками. Ничего в оном зазорного не видя.
При этом выросшие на свежем воздухе барышни химба заслуженно считаются одними из самых красивых во всей Африке. Щедро одарены природой. Плюс не испытали воздействия цивилизации в виде многочасового офисного сидения :)
Слабый пол химба не особо любит мыться - где ты лишнюю воду в Калахари-то найдешь? Вода тут буквально на вес золота...
Зато "химбянки" с ног до головы покрывают себя вот таким особым кремом (отджизе), состоящим из особой смеси ароматических масел, охры, молочного жира, вулканической пемзы и растительного сока.
И от грязи, говорят, помогает отджизе, и от солнечных лучей и от укусов вредных насекомых. Попутно даруя коже гладкость и приятный запах. Правда, придает телу специфический красный оттенок - химба считают этот цвет цветом земли и всей жизни. На мой взгляд, весьма работает в условиях хронического дефицита воды. Неудивительно, что точный состав отджизе химба хранят в большом-большом секрете.
Любят дамы химба и особые "дымовые ванны" - окуриваются в особых домиках-саунах кострами ароматного дерева коммифора,попутно счищая скребками грязь с тела.
Подобные процедуры с обмазыванием пасты и окуриванием у костра иная туземная кокетка-щеголиха может два раза в день проходить.
С помощью нехитрых гребешков да расчесок дамы химба мастерят себе довольно замысловатые высокие прически из дредов, в которые вплетают даже позаимствованные у своих же мужиков волосы. Что также придает еще один бонус в копилку их природной красоты.
А еще все химба, независимо от пола и возраста, просто обожают украшения: из ракушек, скорлупы. Разнообразные бантики, ленточки, браслеты можно увидеть даже на младенцах племени.
Вообще, по замысловатости прически и количеству украшений, количеству заплетенных кос, можно довольно точно угадать социальный статус женщины химба и ее возраст. Чем больше всего такого накручено - тем старше и круче сама женщина :)
Неудивительно, что в деревни химба так любят заглядывать туристы на сафари и журналисты-блогеры, рассказывающие о путешествиях. Да так прут сюда, что властям Намибии приходится тот поток уже ограничивать странников :)
Окуджеписа Омуказенду
Кстати, у химба, как у например, у некоторых наших народов севера, существует особая традиция так называемой гостевой проституции. Только у химба она именуется Окуджеписа Омуказенду - буквально "предложение жены".
А суть традиции очень проста - муж вправе любезно предложить своему дорогому гостю свою же супругу. Чтоб маленькое племя в себе не замкнулось, чтоб свежая кровь приходила. При этом во время процесса муж просто выйти на улицу, чтоб не мешаться :)
Дама химба также может сама себя гостю племени предложить - если вдруг одинока, а другого подходящего мужика на горизонте не приметила.
Брак и дети химба
Женщина химба признается полноправной в своем племени даже не тогда, когда замуж выйдет. А когда родит первого малыша.
Обычно "химбянки" становятся невестами очень рано - уже в 8-10 лет. А первенца могут миру подарить и в лет 12.
При этот любой мужчина химба вправе иметь до 4-6 жен. Лишь бы мог возможность за каждую немалый калым заплатить - пяток-другой коров. А женщина химба имеет полное право развестись с постылым мужем и быстро найти себе нового возлюбленного.
Интересно, что муж химба вправе убить свою жену. Но только вот штраф родне убитой будет просто астрономический - аж 45 коров. Так что особо жен не поубиваешь тут, даже если ты очень богат.
Вообще "химбянки" довольно часто налево бегают - тут из этого трагедии не делается. Как мы поняли уже - мужики-химба отнюдь не ревнивы. А потому немало мужчин химба воспитывают детей не в мать, не в отца, а в заезжего молодца.
Дети у химба по сути общее национальное достояние, совсем как Газпром. То есть, воспитываются всем кланом. Любая барышня может воспитывать и чужих отпрысков, по своему желанию.
- Семья наша - это женщины и дети. А отцы - да кто ж их знает..., лукаво говорят сами химба.
Учатся дети химба первые два года в особых мобильных школах, любезно предоставляемых правительством Намибии. А уже затем могут отправиться на дальнейшее обучение в стационарную городскую школу-интернат.
Правда, удовольствие такое доступно только наиболее зажиточным химба - стоимость обучения в городе может вылиться в 6-7 коров ежегодно.
Любопытно, что у детей химба обычно 2 имени. Одно - исконное, племенное. А второе - европейское, которым ребенка зовут учителя в той самой мобильной школе.
Отмечу, что лишь немногие из химба, даже отучившись в городской школе, покидают родное племя и уходят жить в большие города. Как например, поступил вот этот намибийский парламентарий по имени Випуакудже Мухарукуа - коренной химба.