ИЗ ИСТОРИИ СЕМЬИ
Вы, наверное, слышали о том, что после войны многие восстанавливали документы. И тогда некоторые девушки и женщины списывали себе года. Становились "моложе" на два-три года. А иногда и больше.
Девчонки мечтали выйти замуж. И таким образом пытались исполнить своё желание.
У всех получилось по-разному. Количество лет в паспорте не было гарантом счастливой жизни. Если не судьба была выйти замуж, то так и коротали в одиночестве свой век советские женщины.
А потом, когда им было пора выходить на пенсию и не было уже сил и желания работать, они понимали свою ошибку. Вместо положенных 55 лет, они могли выйти лишь в 57 лет или гораздо позже.
У родной сестры моей бабушки своя история. Ядвига тоже изменила дату своего рождения в документах. Уменьшила на три года. А также изменила имя на русско звучавшее. Стала Надей. И дочери поменяла имя. Девочку звали Алла, она написала Алина.
У Ядвиги были свои причины на этот счет.
Еще до войны, в 30-е годы, она со своим мужем были репрессированы и отправлены в лагеря. Причина банальна: они имели дворянские корни, и не собирались отказываться от своей семьи. В те времена это было приравнено к врагам народа.
Муж Ядвиги умер в первый год ссылки. А Ядвига осталась одна. К тому же, к своему ужасу или счастью, она была беременна. И ее дочь родилась в тюрьме.
Уже позже ее с ребенком освободили. Но клеймо заключенной, как врага народа, так и осталось. Поэтому при первой же возможности Ядвига изменила документы и сменила место жительства.
А в 1991 году Ядвигу и ее мужа реабилитировали, как незаконно осужденных. Ей и её дочери были положены выплаты от государства. Только Надя, она же Ядвига, ничего не смогла получить. Потому что в списках осуждённых было другое имя и в тюрьме родилась Алла, а не Алина. Конечно очень жалко было потерянных денег, ведь в 90-е годы они были очень нужны. Но обиднее всего было то, что Надя (Ядвига) не смогла получить документы на своего мужа, который был реабилитирован посмертно. Михаил Адамович был женат на Ядвиге, а Надежда Адамович и ее дочь Алина были ему никем.
Вот такая грустная история.
А моя бабушка, ее сестра, после революции вышла замуж за простого парня, который был комсомольцем-активистом. И таким образом, спасла себя. Правда их выслали на Урал из Белоруссии, где они прожили несколько лет, и лишь потом вернулись в родные места. Но были спасены.
Отец сестёр, мой прадед в возрасте 71 года был осуждён, как дворянин и враг народа и сослан в лагеря. Где умер спустя четыре с половиной года.
В 1991 году родные получили справку о его посмертной реабилитации.
.