Автор: Dмитрий Фомин
Жанр: melodic death metal
Страна: Финляндия
Лейбл: Сentury Media Records
Дата выхода: 3 ноября 2023
Как вы помните, в феврале 2023 года финские умельцы от мелодик-дэта Insomnium представили свой девятый студийный опус «Anno1696» — продуманную концептуальную работу, в основу которой легли реальные события из истории Финляндии и Швеции: великий голод, повлёкший за собой случаи каннибализма, тяжёлые болезни и даже охота на ведьм. Ещё одним источником вдохновения послужил роман «Волчья невеста» финской писательницы Айно Каллас.
Релиз был принят благожелательно — не только из-за своего исторического фона, но преимущественно из-за того, как преобразилось звучание Insomnium. Оно стало более эпичным, строение композиций — более сложным, но последовательным и по-настоящему захватывающим. Каждый из восьми треков стал отдельной главой общего повествования, и все они исключительно точно дополняют друг друга.
Но, как позже заявили сами участники группы, для нового альбома было написано не восемь, а одиннадцать песен. Если вы обладаете расширенным лимитированным изданием «Anno1696», то для вас это не новость. И всё же группа решила опубликовать оставшийся материал отдельным релизом.
Конечно, в этом случае можно рассмотреть бесхитростный коммерческий ход, ибо что мешало с самого начала выпустить одиннадцатитрековый релиз? Но с позиции простого слушателя хочу отметить, что оригинальный вариант «Anno 1696» продолжительностью в пятьдесят с небольшим минут — это более чем достаточно: он не вызывает чувства пресыщения, а по окончании даёт понять, что история обрела логический финал.
Мини-альбом «Songs of the Night» вышел в ноябре всё того же 2023 года и стал продолжением уже знакомых нам событий. Точнее, расширенным вариантом сюжетной линии, основанной на романе «Волчья невеста» и затронул тему «волков в человеческом обличье», а попросту — оборотней. Но прежде всего нас волнует качество релиза, ведь хорошие оригинальные ЕР в наше время большая редкость.
Спешу заметить, что с качеством всё в порядке. Образно говоря, это не хлебные крошки или колбасные обрезки, а сильный и проникновенный материал в лучших традициях финского MDM c великолепно выписанными мелодиями и густым покровом изысканной меланхолии на грани с чистым романтизмом.
«Flowers of the Night» — песнь лирического героя, стремящегося оградить свою возлюбленную от всяческого зла и смерти, несмотря на её нечеловеческое происхождение, готового поступиться собственной верой в бога, отринуть всё человеческое. Композиция исполнена в исповедально-нарративном ключе, нежные душеизлияния сменяются волнами мрачного и давящего мелодик-дэта с плотными гитарами, двойной бочкой и эмоциональным харшем Нийло Севянена. Горькое, но удивительно лиричное повествование, отмеченное характерным тягучим мелодизмом на жёсткой основе, с сильной кульминацией.
Я вытру ей слезы,
Я огражу её от всякого зла
Навсегда.
Цветы ночи
Распускаются лишь во тьме.
Я слышу их шёпот,
Лёжа возле неё…
В «Stained in Red» картина разительно меняется, равно как и герой. Это тоже исповедь, но уже иного толка: повествование человека, запятнавшего себя кровью себе подобного, ставшего вне закона и, словно дикий зверь, преследуемого охотниками. Отныне для него есть лишь один выход — следовать зову своей возлюбленной, зову матери-природы. Композиция поражает не только своими мрачными декорациями и атмосферой отчаяния, но и филигранным сочетанием хитовости, тоскливого мелодизма, брутальности и непритязательных техничных приёмов, словно олицетворяющих сознание человека, сбившегося с пути.
Внемли же зову,
Вслушайся в вой!
Внемли же завываниям,
Вслушайся в ветер!
Мой путь венчают страх и предвкушение чуда,
В конце пути меня поджидает зверь.
Финальный номер, «Songs oft he Dusk», — самодостаточная эпическая пьеса в духе полноформатника, описывающая окончательную ступень преображения главного героя: он сделал свой выбор, но не в пользу людей. Здесь есть «пролог» и неторопливое развитие «сюжета», построенное на цикличных эпизодах, демонстрирующих то ярость, то отчуждение, то полное умиротворение. В целом же эта вещь — прекрасная экзальтация, сотканная из звериной злости, печали и природной красоты, подчёркнутая запоминающимися мелодичными узорами и вокальными партиями на стыке экстрим-вокала и завораживающего клин-войса гитариста Яни Лииматайнена. Волнообразные риффы словно уносят в дебри стылых хвойных лесов, покрытых холодным туманом…
Сквозь темнеющий лес и топи,
Сквозь успокаивающий полумрак…
Вдали от ненавистных проповедников,
Вдали от ищеек.
Здесь нет презрения и алчности,
Нет мечей и виселиц.
Нет поводка на моей шее,
Нет плетей, дабы иссечь мою плоть.
Мы блуждаем во мраке,
Мы блуждаем в ночи.
Мы крадёмся средь густых теней,
Мы охотимся на давно забытых тропах…
Несмотря на свой скудный хронометраж, ЕР производит не менее благоприятное впечатление, чем предшествующий полноформат. Здесь также наблюдается стремление музыкантов к более тщательной работе над аранжировками в виде многослойных акустических и клавишных вставок, а также к созданию поистине трогательного драматического произведения, восприятие которого мало чем уступит литературной основе. По-прежнему стоит выделить плотный бархатистый гитарный саунд и превосходнейшие соло, то подчёркивающие основную тему того или иного трека, то парящие вольно, наделяя полотна чудными текстурами проникновенной и прекрасной трагедии.
Подводя итог, стоит отметить, что все три композиции «Сумеречных песен» получились даже более пропорциональными и врезающимися в память, чем большинство треков с «Anno 1696». Финны не растеряли умения задевать тонкие струны души своим меланхоличным творчеством. В рамках же своего очередного произведения — сюда мы включим и «Anno 1696», и «Songs of the Dusk» — Insomnium и вовсе вышли на новый уровень, соединив музыкальную составляющую, литературную традицию изложения и вполне естественные природные эмоции.