Кто такие в представлении обывателя актеры театра кукол? Это люди, лиц которых ты не знаешь, видны за ширмой разве что их руки, дергающие кукол за веревочки. Этот стереотип закрепился в умах зрителей настолько крепко, что кукольникам приходится постоянно с ним сражаться. В очередной раз развенчать миф пришлось студентам мастерской Татьяны Кондратьевой, которая специализируется на подготовке артистов театра кукол. В старом ТЮЗе на Вольской они запремьерили музыкального "Волшебника Изумрудного города", и, нет, кукольным спектакль не стал.
Сказочную повесть "Волшебник Изумрудного города" Александр Волков написал в 1939 году. За основу он взял книгу Лаймена Фрэнка Баума "Удивительный волшебник из страны Оз". Волков владел английским, прочел сказку в оригинале, и она настолько поразила его, что он решил, переработав материал, выпустить свое произведение. Так, в адаптированной для СССР версии Дороти превратилась в Элли, кукурузные поля стали пшеничными, а эпизод с нападением летающих деревьев заменили на историю с людоедом. Но в целом фабула осталась такой же. Спустя 20 лет после триумфального выпуска "Волшебника" Волков написал еще одну книгу о приключениях Элли, а потом еще и еще, но такой бешеной популярности среди маленьких читателей они уже не имели.
Странно, что кинематограф знакомую каждому повесть не особо жалует. Если не брать в расчет кукольный анимационный фильм, то единственной до сегодняшнего времени полноценной экранизацией можно считать фильм Павла Арсенова 1994 года. Правда, в конце этого года на экраны должно выйти новое красочное фэнтези с Юрием Колокольниковым, Светланой Ходченковой и Егором Корешковым.
За постановку спектакля со студентами-кукольниками взялся актер ТЮЗа Михаил Третьяков. Поклонники тюзовских спектаклей знают его, как фактурного исполнителя чаще положительных и добродушных персонажей. А еще он великолепно поет и играет на многих инструментах. Третьяков является вторым мастером на курсе Татьяны Кондратьевой, и со своими учениками до этого уже ставил в "Теремке" спектакль "Адам плюс Ева". Специально для "Волшебника Изумрудного города" постановщик написал с десяток песен, которые поют главные герои.
Главной задачей было представить кукольников синтетическими артистами. Не в том смысле, что ненастоящими, а в том, что работами с куклами - это всего лишь одна из граней их ремесла. Они могут и драматически отработать не хуже своих классических коллег, профессионально спеть, станцевать, найти выход из любого форс-мажора. Одним словом, артист кукольного театра - это универсальный солдат на любой сцене, который уже давно не прячется за куклами.
К примеру, из Анастасии Михиной получилась замечательная Элли. Худенькая, миниатюрная, с двумя хвостиками и в джинсовом комбинезоне она вполне походила на девочку 8-10 лет. Природные данные студентки позволяют ей впоследствии переквалифицироваться в травести-актрису, тем более, что у театров вечно проблема с исполнителями ролей детей. Тотошку играла Дарья Никифорова. Она почти все действо провела на корточках или четвереньках, а периодически еще и кувыркалась. Им в компании с очаровательными и смешными Страшилой (Михаил Максаков), Дровосеком (Андрей Осипов) и Львом (Анатолий Агафонов) весело шагалось в Изумрудный город по дороге из желтого кирпича.
Спектакль получился технически сложным. Здесь все находится в движении - то Виллина (Станислава Блюмгарт) на пуантах с зонтиком пролетит, то кто-то из подземелья поднимется, то деревья в волшебном лесу затеют свой танец. Кстати, куклы на сцене все-таки появляются, не зря же специалисты этого жанра играют. Однако они всего лишь акценты в той феерии, что творится на площадке. Смотришь на сцену, погружаешься в эту сказку, и думаешь, что, пожалуй, так ты себе и представлял все это в детстве.
"Волшебник Изумрудного города" в ТЮЗе - это ярко, иронично, насыщенно, а самое главное, понятно маленькому зрителю. Казалось бы, сделать детский спектакль для детей должно быть несложной задачей. Но в последнее время постановщики все чаще увлекаются излишней стилизацией и усложнением материала. Возможно, родители юных зрителей в состоянии оценить эти новшества. Нужно ли это самим юным зрителям - большой вопрос.
Премьера получилась красочным, современным, профессионально скроенным мюзиклом. Задумка Третьякова и Кондратьевой явно удалась, а театру, возможно, стоит доверять актеру не только исполнение партий в отдельно взятых ролях, но и музыкальную режиссуру всего спектакля.
Автор: Екатерина Ференец