Найти тему
Мама, не ори!

Если подросток после работы с психологом стал хуже

У психологов, которые работают с детьми и подростками, часто случается, что запрос родителей и запрос самого подростка или ребенка не совпадают. Родители, которые оплачивают сессии и как правило, являются инициаторами обращения, хотят улучшить отношения с ребенком, лучше понимать его психологию, минимизировать семейные конфликты.

Подростки же не приходят с такими запросами. Их не очень волнуют отношения с родителями, есть более актуальные вопросы: что со мной происходит? почему все бесят? как вести себя в первых отношениях? как понять, что друг и не друг вовсе? куда идти после школы? и еще много других.

Возникает вопрос, чей запрос должен отрабатывать психолог? Того, кто сидит напротив него. Если это родитель, то нужно больше просвещения, родителям часто не хватает информации, почему ребенок ведет себя тем или иным образом. Родителям нужна поддержка, что они все делают правильно, нужно укреплять их родительскую уверенность, помочь эмоционально отреагировать все, что давно тяготит их душу.

Если это подросток или ребенок, надо говорить про то, что важно именно ему, а не родителям.

Как правило, позитивные изменения такой работы заметны очень скоро. Но бывает и обратная ситуация.

Подросток поработал с психологом и стал вести себя хуже. Родители в этом случае хватаются за голову, за сердце и другие слабые места: «Как это так, мы заплатили деньги, мы потратили время, а стало только хуже!»

На самом деле, все идет нормально, терапия работает. Просто подросток стал смелее, он стал активнее проявлять себя, заявлять о своих желаниях, отстаивать эти пресловутые границы. Со стороны это выглядит как бунт на корабле, но это нормально.

Я понимаю родителей, они рассчитывали, что ребенка «починят», а тут такое. На самом деле, ничего криминального не происходит. Психолог помогает подростку лучше узнать себя, стать увереннее в своих силах, смелее проявляться.

А это не всегда удобно взрослым. Например, если раньше ребенка было не слышно, не видно, он всегда подчинялся и не говорил ни слова поперек, то после терапии он может начать огрызаться родителям, грубить учителям, спорить по поводу и без. Может выражать протест в форме пропуска уроков, прогуливания секций, демонстративного ухода гулять вместо выполнения уроков.

Таким образом, он показывает свое истинное лицо, а не социально одобряемую маску. Он смотрит, как на это реагируют окружающие и делает выводы.

-2

Если подросток не встречает бурного сопротивления и открытого запрета на такое проявление себя, этот период довольно быстро заканчивается. Но здесь родителям надо быстро перестроиться и выбрать другую модель поведения, потому что ребенок уже стал другим.

Если это получится, то получится сохранить хорошие отношения и вы потом оба будете с улыбкой вспоминать все чудачества подросткового периода.

Так что не волнуйтесь, если ваш ребенок ведет себя иначе после терапии. Лучше обсудите свои сомнения с его психологом, так будет лучше для всех. Из вашего разговора вы поймете, готовы ли вы продолжать сотрудничество или вам лучше поискать другого специалиста.

А как ваш ребенок пережил пубертат? Отличался ли он от вашего собственного?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Канал «Мама, не ори!»: пространство для тех, кто воспитывает детей, любит жизнь и интересуется психологией🤗